Напоминание

Графический диктант как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.


Автор: Боровинская Наталья Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №41 Росинка
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Графический диктант как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Графический диктант как средство подготовки детей старшего дошкольного

возраста к школьному обучению.

В современном образовании одной из актуальных проблем

является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь

для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё

не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать

приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно

облегчить его – вполне реальная задача.

Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе,

обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют

насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие

у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего

успешного овладения письмом.

Актуальность: Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д.

Б. Элькониным.

Графические диктанты – один из самых результативных методов развития мелкой

моторики и пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в

движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в

пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог

успешного освоения учебного материала. Кроме того, такие задачи кажутся очень

интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает

маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках

появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает. Во время

выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость,

развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость,

что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый

рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет

каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Цель: Развитие графических навыков за счет совершенствования технических

навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие

детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя

успешным.

Задачи: 1. Умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть

ими; игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее

заготовленных листах); формирование зрительно-моторной координации.

2. Формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми

понятиями.

3. Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

4. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем

пространстве.

5. Формирование навыков учебной деятельности:

- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Проблема подготовки к школе актуальна всегда. Одной из важных задач в подготовке

ребенка к школе – это развитие меткой моторики руки, усидчивости, произвольного

внимания, умения ориентироваться на листе бумаги, считать в пределах 10. Рисование

графических фигур – это отличный способ развития и тренировки всех перечисленных

качеств.

К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты и элементы занимательности в

процесс обучения детей, для того чтобы этот процесс познания был более

продуктивным. Одним из эффективных средств развития интереса у дошкольников к

образовательной деятельности является графический диктант. Графические диктанты

следует подбирать, постоянно повышая уровень сложности – от простого к сложному.

Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и

воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в

пространстве.

По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь

нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя

рекомендации взрослого, проводящего графический диктант.

Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо

красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей.

Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат.

Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые

изображения: слон, жираф, другие животные, вернее, их контуры. Также могут быть

дома, различный транспорт, цветы, рисование которых не нуждается в детальной

проработке. Все, что предлагается нарисовать дошкольнику, должно быть ему хорошо

известно, понятно. Кроме того, не стоит забывать о длительности выполнения работы.

Чтобы возникшая усталость не вытеснила интерес, графический диктант должен

занимать немного времени.

Чем полезен графический диктант для дошкольников

С помощью графического диктанта можно подготовить ребенка к выполнению заданий в

школе. Ребенок чувствует свою ответственность, что положительно сказывается на его

самооценке.

Графический диктант помогает развивать многие качества:

внимательность;

усидчивость;

дисциплину.

У дошкольника активно развиваются:

воображение;

восприятие;

словарный запас;

мышление;

память;

внимание к деталям;

кругозор.

Стоит отметить и развитие физических возможностей. Это:

координация движений;

мелкая моторика.

Как правильно выполнять графический диктант

Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться

правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не

спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего

занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то

такой графический диктант пользы не принесет.

Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет

выполнено верно.

Инструкция к диктанту

Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно

готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки.

Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для

этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен

двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны

стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них,

следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам

выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога.

Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг:

влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна

клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально.

Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной.

Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную

работу.

У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После

выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за

старательность.

Сколько времени ребенок может выполнять графический диктант

У каждого ребенка усидчивость развита по-разному. Это зависит и от физических и

психических данных дошкольника. Поэтому под единые рамки подогнать всех детей не

получится. Однако существуют примерные временные границы, которые можно

использовать при проведении графического диктанта:

Периодически на занятии нужно уделять время для физминуток и пальчиковых

разминок. Ведь то, что кажется взрослому чересчур легким, для дошкольника вызывает

сложность и напряжение.

Советы по выполнению графического диктанта

1.

Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите

где ошибка. Некоторые дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а

другие постоянно путают лево и право.

2.

Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.

3.

Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут

письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в

подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.

4.

Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным

положением пальцев.

5.

Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание,

поблагодарите за усердный труд.

Способы выполнения графических диктантов

Среди самых успешных методик проведения графического диктанта выделят три. Они не

только активизируют работу «серых клеточек» будущего ученика, но и воспитывают

такие качества как слуховая и зрительная внимательность, аккуратность,

дисциплинированность, усидчивость.

Выполнение диктанта на слух по клеточкам

Слуховой вариант выполнения графического диктанта считается одним из сложных.

Ребенку важно уяснить устную инструкцию и перенести указания на бумагу. При этом

ребенок должен уже владеть такими понятиями:

вверх;

вниз;

вправо;

влево;

горизонтальная линия;

вертикальная линия;

наклонная линия;

один шаг – это одна клеточка.

Работа требует концентрации внимания ребенка. Любое отвлечение может отрицательно

сказаться на результате.

По просьбе педагога ребенок начинает работать от стартовой точки. Она уже может быть

обозначена на листе бумаги. Или ребенок рисует ее самостоятельно, следуя указаниям

педагога. Педагог говорит шаги, ребенок выполняет. Все задания звучат отчетливо,

понятно, спокойно. На выполнение каждого шага ребенку дается время. Что это

получится: транспорт, растение? А может быть, животное: кошка или собака? Ребенок

еще не знает наверняка, но когда половина шагов пройдена, уже появляются очертания,

и маленький мыслитель начинает «узнавать» будущую картинку. Тем радостнее

становится на душе, если догадки подтвердятся.

После графического диктанта картинка, изображенная ребенком, и образец

сравниваются.

Рисование по образцу: картинки

Это задание потребует внимания к деталям.

Чтобы получились картинки-близнецы, нужно чтобы ребенок понял расположение

изображения на листе в клеточку, сосчитал шаги, понял, в каком направлении идут

линии. Перед ребенком на столе лежат два листа. На первом – готовый рисунок. Второй

лист еще ждет изображения. Ребенок, вглядываясь в изображение на образце, должен

перенести его на свой лист. Без внимательности задание не выполнить. К примеру,

образец – динозавр. Здесь предполагается множество действий и движений карандашом,

много шагов с подсчитыванием клеточек. Работа кропотливая, требующая предельного

зрительного внимания. Зато, когда графический диктант пройден, у ребенка появляется

чувство гордости за хорошо выполненное задание.

Дорисуй половину

По сути, ребенку нужно закончить картинку, у которой одна половина уже есть. Ребенок

должен соблюсти правила симметрии, чтобы изображение не получилось кособоким.

Такой графический диктант позволяет развивать мыслительные способности ребенка,

умение ориентироваться на бумажной плоскости, внимательность к деталям.

Дорисовать половину картинки у детей получается легче и проще, чем пройти

графический диктант на слух. Поэтому рекомендуется такую работу предлагать детям

среднего дошкольного возраста, причем схемы должны быть легкими. Зайчик, домик,

бабочка, корабль – схемы могут быть разнообразными. Можно, учитывая

психологические особенности гендерных типов, предлагать конкретные рисунки

мальчикам (танк, ракета, машина) и девочкам (кукла, цветок). Подстегивать выполнение

работы, какой бы легкой не казалась она взрослому, недопустимо. Ребенок работает в

своем нужном ему темпе, временной стресс ему только повредит.

Простые графические диктанты для дошкольников

Для проведения графического диктанта нужно подготовить рабочую тетрадь для

ребенка. Тетрадь должна быть в клеточку. Чтобы детям было интереснее, можно

придумать сказку, по сюжету которой нужно расколдовать спрятавшиеся картинки. И

дети – маленькие волшебники, которые могут создать чудо-изображение с помощью

обычных клеточек и линий.

Диагностика.

Задача данной методики: выявить уровень развития произвольной сферы ребенка

Содержание: нарисовать линию карандашом согласно инструкции: "поставь карандаш на

верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отводя карандаш от

бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна

клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка

вниз. Далее попробуйте нарисовать такой же узор самостоятельно.

На выполнение данного узора предлагается примерно две минуты.

Анализ полученных итогов.

Выполнение данного задания без ошибок - 4 балла. За одну или две ошибки можно

поставить 3 балла. За большее количество ошибок - 2 балла. В том случае, если

недочётов больше, чем верно изображённых участков, то выставляется 1 балл.

В том случае, если верно изображённых участков нет, то ставят 0 баллов.

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Уровень

Количество детей

на начало года

Количество детей

на середину года

Количество детей

на конец года

Высокий

1

3

6

Средний

4

5

4

Низкий

5

2

0

Графические диктанты могут стать одной из любимых забав пытливого дошкольника.

Между тем развитие внимания, графической памяти, ориентирования в пространстве,

умении владеть карандашом пригодятся ребенку в начальных классах. Графические

диктанты – это хорошая подготовка ребенка к школьным заданиям. Главное, что важно

помнить родителям и педагогам – не перетруждать ребенка, не выводить его за рамки

интереса и желания познавать и узнавать. Занятия должны иметь мотивацию. И конечно,

сложные задания должны появляться только тогда, когда ребенок усвоит понятия и

научится основным навыкам графического письма. Все должно постигаться постепенно,

с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Так что же такое графический диктант?

Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми

и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет

подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя

чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить

ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической

зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают

у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,

координацию движений, усидчивость.



В раздел образования