Напоминание

Манипулирование сознанием подростков: что может противопоставить современная школа?


Автор: Ольга Викторовна Шебатько
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Каргатская средняя школа №1
Населённый пункт: Каргат
Наименование материала: статья
Тема: Манипулирование сознанием подростков: что может противопоставить современная школа?
Раздел: среднее образование





Назад




Манипулирование сознанием подростков: что может противопоставить

современная школа?

Шебатько О.В., учитель русского языка и литературы МКОУ КСШ №1

Аннотация. В статье поставлена проблема манипулирования сознанием подростка в

сети интернет, предложены варианты ее решения.

- Маша, 9.30! Заканчивай свои дела, через 30 минут отбой.

- Ага…

Через 30 минут:

- Маша, укладываемся! Завтра рано вставать!

- Да, мам…

23.00:

- Маша! Срочно в постель! Сколько можно говорить!!!

- Сейчас, мам...

Мама уснула в 23.30, а тринадцатилетняя Маша оторвалась от телефона лишь в 5.00. На

уроках в этот день Маша клевала носом. Знакомая ситуация?!

Во все времена люди, стремящиеся к власти или обогащению, достигали своих целей,

манипулируя самыми незащищенными слоями населения. В наше время, к сожалению,

очередь дошла до детей и подростков. Очень помогает в этом всемогущий Интернет, в

котором

учащиеся

проводят

большую

часть

своей

жизни:

социальные

сети

и

всевозможные сайты сомнительного, а часто и опасного содержания поглощают внимание

детей и дома, и в школе.

Почему это происходит? Мы так стремительно вошли в совершенно новое

пространство, что сами не успели понять, ЧТО мы создали. Информационное

пространство поглощает человека. Человечество в настоящий момент похоже на

подростка, развитие внутренних органов которого не успевает за его физическим

развитием. Если взрослый ещё способен в этом отношении как-то управлять собой, хотя

бы в силу необходимости выполнения своих обязанностей родителя и «добытчика», то

ребёнок не справится с этой задачей. То, что Вячеслав Полунин назвал «механическая

жизнь»: подъём, завтрак, школа, уроки, ужин, отбой - не подходит детям. Им не нравится

пространство, где их ругают, ими командуют. Они ищут другое -то, где могут быть тем,

кем хотят, делать то, что хотят; где нет границ и рамок, где можно выразить себя так, как

считаешь нужным именно ты…. Себя реального там можно подменить разными

образами, перевоплотиться…. Интернет – это свобода, которой дети в силу отсутствия

опыта (в том числе и жизненного) не умеют правильно пользоваться. Эту мнимую

свободу нечистоплотные люди используют в своих целях. Они создают ИГРУ (а игра, как

известно, самый важный род деятельности для детей), где школьники чувствуют себя

взрослыми, значимыми, способными принимать решения и что-то менять. Именно отсюда

и возникают неприятные, а порой, и страшные ситуации, с которыми мы сталкиваемся всё

чаще и чаще: дети выходят на митинги в защиту сомнительного лидера, выступают

против законной власти, критикуют жизнь, которую не знают, а самое страшное –

прислушиваются к пропаганде суицида…

Это громадная ПРОБЛЕМА. С одной стороны экрана дети, которые не умеют отличить

правду от лжи: они видят красивую коробку шоколадных конфет, но не задумываются,

каковы на вкус эти конфеты. Проконтролировать, «удержать» своих чад не могут даже

самые влиятельные взрослые – их родители. С другой стороны экрана могут оказаться

самые разные люди: взрослые с психическими отклонениями, нереализованными идеями

или политические манипуляторы.

Что мы можем противопоставить? Как сформировать высоконравственную личность,

разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающую актуальными

знаниями и умениями, способную реализовать свой потенциал,

противостоять

манипуляциям, готовую к мирному созиданию? Воспитание детей возложено на семью и

школу. Но что может дать детям школа в её сегодняшнем состоянии? По сути, она

остается прежней, она не успевает меняться.

Государство осознаёт проблему и старается помочь в её решении. В рамках

национального проекта «Образование» существует несколько подпроектов, на это

выделены значительные средства. Улучшается материальное состояние школ, строятся

новые, современные здания, создаются информационные образовательные, творческие и

развивающие платформы. В текущем учебном году по всей стране открылись так

называемые «Точки Роста». Повезло и Каргатской средней школе №1.

Этот проект (Современная школа) – возможность «задержать» ребят, показать им что-

то новое для них, современное, а потому актуальное. Поскольку «Точка Роста» - это центр

цифрового и гуманитарного образования, здесь можно проводить занятия разной

направленности, в новых форматах (малые группы, свободное перемещение по классу),

расширяются

возможности дополнительного образования. В нашей

«Точке Роста»

появились объединения «Шахматы», «Робототехника», «Когнитивные исследования»,

«Литературное творчество», «Дизайн интерьера». Здесь можно провести шахматный

турнир одновременно для шести пар участников; создать и защитить проектную работу;

сделать из лего-конструктора робота и «оживить» его; смоделировать человеческое

сердце на уроке биологии, а затем распечатать его на 3D принтере; вернуть к жизни

Искандера и Ирину (манекены искусственного дыхания); проехать по правилам

дорожного движения определённую дистанцию на онлайн-тренажёре, провести съемку

местности с помощью квадракоптера… У детей горят глаза, они с огромным

удовольствием бегут в это место! Даже на уроке математики там всё гораздо лучше

понимаешь и осваиваешь!

Решена ли проблема? Нет!!! Это только начало пути. А чтобы пройти его, необходимо

не останавливаться. Школа должна меняться изнутри. Но кадры остаются прежними, а

потому начать надо с себя. Авторитарная система и менторский тон НАВСЕГДА ушли в

прошлое. Задача НОВОГО учителя: понять, пожалеть и принять ребёнка таким, какой он

есть; включиться в совместный творческий процесс, обучаясь ВМЕСТЕ с детьми

неизвестному; выстроить отношения сотрудничества, стать партнерами, готовыми

работать и нести ответственность за процесс обучения на равных.

- Марь

Ивановна,

мы

на урок сегодня

принесли компьютерную

программу

«Искусственный интеллект». Давайте обсудим, нам интересно ваше мнение.

-Устроим диспут «Кто победит в восстании роботов против людей»?

-У нас супер идея для проекта на конкурс «Большие вызовы»!!!

Знакомая ситуация? А может быть, это – наше будущее?! А сейчас начинается наша

точка роста?



В раздел образования