Автор: Ольга Викторовна Шебатько
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Каргатская средняя школа №1
Населённый пункт: Каргат
Наименование материала: статья
Тема: Манипулирование сознанием подростков: что может противопоставить современная школа?
Раздел: среднее образование
Манипулирование сознанием подростков: что может противопоставить
современная школа?
Шебатько О.В., учитель русского языка и литературы МКОУ КСШ №1
Аннотация. В статье поставлена проблема манипулирования сознанием подростка в
сети интернет, предложены варианты ее решения.
- Маша, 9.30! Заканчивай свои дела, через 30 минут отбой.
- Ага…
Через 30 минут:
- Маша, укладываемся! Завтра рано вставать!
- Да, мам…
23.00:
- Маша! Срочно в постель! Сколько можно говорить!!!
- Сейчас, мам...
Мама уснула в 23.30, а тринадцатилетняя Маша оторвалась от телефона лишь в 5.00. На
уроках в этот день Маша клевала носом. Знакомая ситуация?!
Во все времена люди, стремящиеся к власти или обогащению, достигали своих целей,
манипулируя самыми незащищенными слоями населения. В наше время, к сожалению,
очередь дошла до детей и подростков. Очень помогает в этом всемогущий Интернет, в
котором
учащиеся
проводят
большую
часть
своей
жизни:
социальные
сети
и
всевозможные сайты сомнительного, а часто и опасного содержания поглощают внимание
детей и дома, и в школе.
Почему это происходит? Мы так стремительно вошли в совершенно новое
пространство, что сами не успели понять, ЧТО мы создали. Информационное
пространство поглощает человека. Человечество в настоящий момент похоже на
подростка, развитие внутренних органов которого не успевает за его физическим
развитием. Если взрослый ещё способен в этом отношении как-то управлять собой, хотя
бы в силу необходимости выполнения своих обязанностей родителя и «добытчика», то
ребёнок не справится с этой задачей. То, что Вячеслав Полунин назвал «механическая
жизнь»: подъём, завтрак, школа, уроки, ужин, отбой - не подходит детям. Им не нравится
пространство, где их ругают, ими командуют. Они ищут другое -то, где могут быть тем,
кем хотят, делать то, что хотят; где нет границ и рамок, где можно выразить себя так, как
считаешь нужным именно ты…. Себя реального там можно подменить разными
образами, перевоплотиться…. Интернет – это свобода, которой дети в силу отсутствия
опыта (в том числе и жизненного) не умеют правильно пользоваться. Эту мнимую
свободу нечистоплотные люди используют в своих целях. Они создают ИГРУ (а игра, как
известно, самый важный род деятельности для детей), где школьники чувствуют себя
взрослыми, значимыми, способными принимать решения и что-то менять. Именно отсюда
и возникают неприятные, а порой, и страшные ситуации, с которыми мы сталкиваемся всё
чаще и чаще: дети выходят на митинги в защиту сомнительного лидера, выступают
против законной власти, критикуют жизнь, которую не знают, а самое страшное –
прислушиваются к пропаганде суицида…
Это громадная ПРОБЛЕМА. С одной стороны экрана дети, которые не умеют отличить
правду от лжи: они видят красивую коробку шоколадных конфет, но не задумываются,
каковы на вкус эти конфеты. Проконтролировать, «удержать» своих чад не могут даже
самые влиятельные взрослые – их родители. С другой стороны экрана могут оказаться
самые разные люди: взрослые с психическими отклонениями, нереализованными идеями
или политические манипуляторы.
Что мы можем противопоставить? Как сформировать высоконравственную личность,
разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающую актуальными
знаниями и умениями, способную реализовать свой потенциал,
противостоять
манипуляциям, готовую к мирному созиданию? Воспитание детей возложено на семью и
школу. Но что может дать детям школа в её сегодняшнем состоянии? По сути, она
остается прежней, она не успевает меняться.
Государство осознаёт проблему и старается помочь в её решении. В рамках
национального проекта «Образование» существует несколько подпроектов, на это
выделены значительные средства. Улучшается материальное состояние школ, строятся
новые, современные здания, создаются информационные образовательные, творческие и
развивающие платформы. В текущем учебном году по всей стране открылись так
называемые «Точки Роста». Повезло и Каргатской средней школе №1.
Этот проект (Современная школа) – возможность «задержать» ребят, показать им что-
то новое для них, современное, а потому актуальное. Поскольку «Точка Роста» - это центр
цифрового и гуманитарного образования, здесь можно проводить занятия разной
направленности, в новых форматах (малые группы, свободное перемещение по классу),
расширяются
возможности дополнительного образования. В нашей
«Точке Роста»
появились объединения «Шахматы», «Робототехника», «Когнитивные исследования»,
«Литературное творчество», «Дизайн интерьера». Здесь можно провести шахматный
турнир одновременно для шести пар участников; создать и защитить проектную работу;
сделать из лего-конструктора робота и «оживить» его; смоделировать человеческое
сердце на уроке биологии, а затем распечатать его на 3D принтере; вернуть к жизни
Искандера и Ирину (манекены искусственного дыхания); проехать по правилам
дорожного движения определённую дистанцию на онлайн-тренажёре, провести съемку
местности с помощью квадракоптера… У детей горят глаза, они с огромным
удовольствием бегут в это место! Даже на уроке математики там всё гораздо лучше
понимаешь и осваиваешь!
Решена ли проблема? Нет!!! Это только начало пути. А чтобы пройти его, необходимо
не останавливаться. Школа должна меняться изнутри. Но кадры остаются прежними, а
потому начать надо с себя. Авторитарная система и менторский тон НАВСЕГДА ушли в
прошлое. Задача НОВОГО учителя: понять, пожалеть и принять ребёнка таким, какой он
есть; включиться в совместный творческий процесс, обучаясь ВМЕСТЕ с детьми
неизвестному; выстроить отношения сотрудничества, стать партнерами, готовыми
работать и нести ответственность за процесс обучения на равных.
- Марь
Ивановна,
мы
на урок сегодня
принесли компьютерную
программу
«Искусственный интеллект». Давайте обсудим, нам интересно ваше мнение.
-Устроим диспут «Кто победит в восстании роботов против людей»?
-У нас супер идея для проекта на конкурс «Большие вызовы»!!!
Знакомая ситуация? А может быть, это – наше будущее?! А сейчас начинается наша
точка роста?