Автор: Винокурова Мария Николаевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Томторская СОШ им. Н. М. Заболоцкого"
Населённый пункт: с. Томтор, Оймяконский район
Наименование материала: статья
Тема: Роль и значение детских общественных организаций в социализации подростков
Раздел: среднее образование
Роль и значение детских общественных организаций
в социализации подростков
Несмотря на большое количество исследований по проблеме социализации
подрастающего поколения, по настоящее время существуют и мало исследованные
области, одна из таких проблем – социализация подростков в детских общественных
организациях.
Детская общественная организация – это специфический институт социального
воспитания. А социальный институт, в свою очередь, это относительно устойчивая форма
организации
социальной
жизни,
социальное
образование
или
учреждение
индивидуального уровня, выступающее субъектом социальных отношений и действий. В
процессе
функционирования
он
осуществляет
конкретную,
санкционированную
обществом функцию воспитания на основе нормативно-урегулированных стандартов
поведения.
Детская общественная организация как объект социального воспитания может
рассматриваться в пяти ракурсах:
детство, в мире которого реализуется объектная сущность реального
детского движения;
само детское движение, как организованное сообщество;
среда, в которой детская общественная организация живет и действует;
подросток, его отношения в детском сообществе;
взаимодействие подростка с окружающим его миром.
Социализация подрастающих поколений – это сложный непрерывный процесс, при
котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к
потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий
к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих
ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно
выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует
норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между
людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека
социальных среда.
Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как
происходят большие изменения и в организме, и в сознании ребенка. Появляется большое
разнообразие отношений: дружба, вражда, любовь и т.д. Рассмотрим период, в котором
исследуемый нами процесс социализации, проходит наиболее сложно и его социально-
психологические особенности.
Начало подросткового возраста, по мнению экспертов, характеризуется проявлением
таких качеств как:
стремление к общению со сверстниками;
проявление в поведении таких признаков, которые показывают стремление
продемонстрировать
свою
самостоятельность,
независимость,
личностную
автономию;
стремление приобщиться к миру взрослых людей, другими словами -
ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира».
Период подросткового возраста рассматривается исследователями, психологами и
педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным
языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования
окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение
подростка к действительности.
Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится,
прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную
активность, занимают особое место.
Обобщая приведенные выше высказывания, можно говорить о том, что детское
движение как социальная категория раскрыто в них достаточно полно, и отражает
широкое смысловое пространство, позволяющее утверждать, что детское движение
(объединение, организация) – явление социальное.
Детскую общественную организацию можно рассматривать как психологическую
категорию. В понятиях «детское движение», «объединение», «организация» отражены
психологические
механизмы
самореализации
личности,
а
также
психологические
особенности группового взаимодействия, что является областью психологии, в частности,
социальной психологии. С этих позиций детское движение рассматривается как:
психологическая среда становления и развития личности подростка;
возможность самораскрытия личности в среде, где ребенок наиболее
комфортно себя чувствует;
способ удовлетворения потребности детей в объединении, возможность
самозащиты, самоутверждения, самоопределения себя как личности.
Малая
группа
–
социально-психологическая
общность,
имеющая
свободно
формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый –
ребенок» и активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях,
содержание которых формирует взаимодействие внутри группы.
Детскую общественную организацию можно рассматривать как педагогическую
категорию (в рамках педагогики, в частности, социальной педагогики и ее объекта –
социального воспитания).
Исходя из всех данных можно выделить основные характеристики понятия «детская
общественная организация»:
Цели её вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение
индивидуальных целей участников.
Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом нормам и
правилам.
Членство в них даёт удовлетворение в первую очередь социальных,
культурных, творческих и иных интересов участников.
Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить
социальную активность детей, включить их через детские общественные организации в
освоение социальных отношений, то есть направить социализацию ребенка в общественно
одобряемом направлении.
Назначение детской общественной организации – помочь подростку реализовать
себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Общество
заинтересовано в защите прав детей и обеспечении реализации прав детей через детские
общественные организации.
Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. Детская
общественная организация расширяет представления ребенка о себе, способствует
реализации идеальных представлений о своих ролях, о жизненном пути. Общественная
организация является своеобразной формой поиска подростком своей идентичности,
переживания
чувства
общности
и
доверия
в
социальных
отношениях.
Детская
общественная организация обеспечивает свободный выбор путей исполнения своих
обязанностей, долга перед самим собой, близкими и обществом.
Педагогический
аспект.
Детская
общественная
организация
занимает
посредническую позицию между подростком и обществом, создает условия для
гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.
Детская общественная организация – организованная форма влияния сверстников
друг на друга в процессе социально и личностно значимой деятельности.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сформулировать такие функции детских
общественных организаций:
Создание условий для приобретения детьми опыта социально значимых
отношений. Детская общественная организация – это пространство освоения опыта
социальных отношений. Через ее деятельность подросток может реализовать свое
стремление к идеалу отношений, к преобразованию отношений с миром взрослых и
сверстников на основе гуманных чувств, доброты и взаимопонимания;
Оказание помощи в самопознании и самореализации.
Подростки осознают себя в процессе социального взаимодействия, реального опыта
взаимоотношений
в
разновозрастной
группе,
реализуют
свои
стремления
к
самопониманию и принятию.
Формирование у подростков активной гражданской позиции. Опыт переживания
чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни
выступает одной из основ гражданской позиции подростка.
Функции
социального
воспитания
в
детских
общественных
организациях
проявляются в направленности деятельности детских общественных организаций на
формирование «социальности» подростков.
Взрослые и подростки выступают в диалог
друг с другом (столкновение и
осмысление опытов), вместе – в диалог с социальной системой и оказываются во
внутреннем диалоге сами с собой (осознание нового опыта отношений).
Партнерство строится на основе сотрудничества, сопричастности, созидания
социально-ценных отношений.
Итак, принципы деятельности детской организации отражают особенности ее
жизнедеятельности в определенный период.
Специфика сегодняшнего детского движения нашла свое отражение в выдвигаемых
рядом авторов принципах, в основе которых лежит самоорганизация подростков,
самодеятельность, самоуправление.