Напоминание

Роль и значение детских общественных организаций в социализации подростков


Автор: Винокурова Мария Николаевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Томторская СОШ им. Н. М. Заболоцкого"
Населённый пункт: с. Томтор, Оймяконский район
Наименование материала: статья
Тема: Роль и значение детских общественных организаций в социализации подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Роль и значение детских общественных организаций

в социализации подростков

Несмотря на большое количество исследований по проблеме социализации

подрастающего поколения, по настоящее время существуют и мало исследованные

области, одна из таких проблем – социализация подростков в детских общественных

организациях.

Детская общественная организация – это специфический институт социального

воспитания. А социальный институт, в свою очередь, это относительно устойчивая форма

организации

социальной

жизни,

социальное

образование

или

учреждение

индивидуального уровня, выступающее субъектом социальных отношений и действий. В

процессе

функционирования

он

осуществляет

конкретную,

санкционированную

обществом функцию воспитания на основе нормативно-урегулированных стандартов

поведения.

Детская общественная организация как объект социального воспитания может

рассматриваться в пяти ракурсах:

детство, в мире которого реализуется объектная сущность реального

детского движения;

само детское движение, как организованное сообщество;

среда, в которой детская общественная организация живет и действует;

подросток, его отношения в детском сообществе;

взаимодействие подростка с окружающим его миром.

Социализация подрастающих поколений – это сложный непрерывный процесс, при

котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к

потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий

к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих

ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно

выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует

норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между

людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека

социальных среда.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как

происходят большие изменения и в организме, и в сознании ребенка. Появляется большое

разнообразие отношений: дружба, вражда, любовь и т.д. Рассмотрим период, в котором

исследуемый нами процесс социализации, проходит наиболее сложно и его социально-

психологические особенности.

Начало подросткового возраста, по мнению экспертов, характеризуется проявлением

таких качеств как:

стремление к общению со сверстниками;

проявление в поведении таких признаков, которые показывают стремление

продемонстрировать

свою

самостоятельность,

независимость,

личностную

автономию;

стремление приобщиться к миру взрослых людей, другими словами -

ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира».

Период подросткового возраста рассматривается исследователями, психологами и

педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным

языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования

окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение

подростка к действительности.

Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится,

прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную

активность, занимают особое место.

Обобщая приведенные выше высказывания, можно говорить о том, что детское

движение как социальная категория раскрыто в них достаточно полно, и отражает

широкое смысловое пространство, позволяющее утверждать, что детское движение

(объединение, организация) – явление социальное.

Детскую общественную организацию можно рассматривать как психологическую

категорию. В понятиях «детское движение», «объединение», «организация» отражены

психологические

механизмы

самореализации

личности,

а

также

психологические

особенности группового взаимодействия, что является областью психологии, в частности,

социальной психологии. С этих позиций детское движение рассматривается как:

психологическая среда становления и развития личности подростка;

возможность самораскрытия личности в среде, где ребенок наиболее

комфортно себя чувствует;

способ удовлетворения потребности детей в объединении, возможность

самозащиты, самоутверждения, самоопределения себя как личности.

Малая

группа

социально-психологическая

общность,

имеющая

свободно

формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый –

ребенок» и активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях,

содержание которых формирует взаимодействие внутри группы.

Детскую общественную организацию можно рассматривать как педагогическую

категорию (в рамках педагогики, в частности, социальной педагогики и ее объекта –

социального воспитания).

Исходя из всех данных можно выделить основные характеристики понятия «детская

общественная организация»:

Цели её вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение

индивидуальных целей участников.

Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом нормам и

правилам.

Членство в них даёт удовлетворение в первую очередь социальных,

культурных, творческих и иных интересов участников.

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить

социальную активность детей, включить их через детские общественные организации в

освоение социальных отношений, то есть направить социализацию ребенка в общественно

одобряемом направлении.

Назначение детской общественной организации – помочь подростку реализовать

себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Общество

заинтересовано в защите прав детей и обеспечении реализации прав детей через детские

общественные организации.

Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. Детская

общественная организация расширяет представления ребенка о себе, способствует

реализации идеальных представлений о своих ролях, о жизненном пути. Общественная

организация является своеобразной формой поиска подростком своей идентичности,

переживания

чувства

общности

и

доверия

в

социальных

отношениях.

Детская

общественная организация обеспечивает свободный выбор путей исполнения своих

обязанностей, долга перед самим собой, близкими и обществом.

Педагогический

аспект.

Детская

общественная

организация

занимает

посредническую позицию между подростком и обществом, создает условия для

гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.

Детская общественная организация – организованная форма влияния сверстников

друг на друга в процессе социально и личностно значимой деятельности.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сформулировать такие функции детских

общественных организаций:

Создание условий для приобретения детьми опыта социально значимых

отношений. Детская общественная организация – это пространство освоения опыта

социальных отношений. Через ее деятельность подросток может реализовать свое

стремление к идеалу отношений, к преобразованию отношений с миром взрослых и

сверстников на основе гуманных чувств, доброты и взаимопонимания;

Оказание помощи в самопознании и самореализации.

Подростки осознают себя в процессе социального взаимодействия, реального опыта

взаимоотношений

в

разновозрастной

группе,

реализуют

свои

стремления

к

самопониманию и принятию.

Формирование у подростков активной гражданской позиции. Опыт переживания

чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни

выступает одной из основ гражданской позиции подростка.

Функции

социального

воспитания

в

детских

общественных

организациях

проявляются в направленности деятельности детских общественных организаций на

формирование «социальности» подростков.

Взрослые и подростки выступают в диалог

друг с другом (столкновение и

осмысление опытов), вместе – в диалог с социальной системой и оказываются во

внутреннем диалоге сами с собой (осознание нового опыта отношений).

Партнерство строится на основе сотрудничества, сопричастности, созидания

социально-ценных отношений.

Итак, принципы деятельности детской организации отражают особенности ее

жизнедеятельности в определенный период.

Специфика сегодняшнего детского движения нашла свое отражение в выдвигаемых

рядом авторов принципах, в основе которых лежит самоорганизация подростков,

самодеятельность, самоуправление.



В раздел образования