Автор: Полюх Наталья Александровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №3, имени А.С.Пушкина Населённый пункт: город Петропавловск- Камчатский Наименование материала: конспект урока Тема: последовательное соединение проводников Раздел: среднее образование
Цель урока: получить закономерности, существующие в цепи с последовательным соединением проводников..
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты:
метапредметные
регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели,
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
познавательные: выделяют
и
формулируют
проблему.
Выполняют
операции
со
знаками
и
символами,
заменяют
термины
определениями
коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;
личностные:
испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела,
полезные другим людям, своей стране
Педагогические
технологии:
технология
проблемного
обучения,
технология
развивающего
обучения;
здоровьесберегающая
технология, технология развития информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ компетентность), технология
развития критического мышления.
Формы
и
методы
диагностики
формирования
основных
компетенций
в
рамках
ФГОС
ООО:
представление
карты
самодиагностики и самооценки.
Необходимое
техническое
оборудование: проектор
и
экран;
компьютер,
электрогирлянда,
источники
тока
(36
В)-
15
шт,
амперметры-15 шт, вольтметры- 15 шт, лампочки на подставке- 15 шт, сопротивления- 15 шт.
Этап урока
Время
Деятельность
Планируемый результат
учителя
учащихся
I.
Организационный момент
1мин.
Учитель приветствует учащихся,
высказывает добрые пожелания
Учащиеся включаются в
деятельность на
личностно значимом
уровне «хочу, потому
что могу»,
настраиваются на
работу.
Регулятивные УУД: саморегуляция
(способность к мобилизации сил и
энергии)
II.
Актуализация знаний
2 мин
Учитель предлагает повторить
изученный материал,
необходимый для «открытия
нового знания»:
- Что такое электрический ток?
- Назовите характеристики
электрического тока.
- Как зависит сила тока от
напряжения?
- Как зависит сила тока от
сопротивления проводника?
-Сформулируйте закон Ома для
участка цепи.
-Запишите математически закона
Ома для участка цепи.
-Каким прибором измеряют силу
тока?
-Как включают амперметр в
электрическую цепь?
- Каким прибором измеряют
напряжение?
-Как включают вольтметр в
Учащиеся выполняют тест,
оценивают свой уровень
подготовки.
Коммуникативные УУД:
умение другого корректно и
аргументированно отстаивать свою
точку зрения, в дискуссии, умение
выдвигать контраргументы
Регулятивные УУД:
уметь оценивать степень успешности
своей индивидуальной
образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
систематизация и
дифференцирование полученных
знаний.
электрическую цепь?
-
III.
Постановка учебной задачи
2 мин.
Учитель показывает
электрогирлянду и задаёт
вопросы:
- Какое соединение
представляют собой лампочки,
соединённые в ёлочной
гирлянде?
Учитель выкручивает одну из
лампочек в ёлочной гирлянде,
включает её и задаёт вопрос:
-Почему не горят лампочки в
ёлочной гирлянде?
-Назовите тему урока.
-Сформулируйте цели урока.
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя,
формулируют тему и цели
урока.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение-
формулирование познавательной
цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника,
строить
понятные для собеседника
высказывания, формулировать
собственное мнение и позицию
Регулятивные УУД:
умение планировать свою
деятельность
в соответствии с
целевой установкой.
IV.
«Открытие нового знания»
(работа в парах)
20 мин
Давайте выясним
экспериментально зависимости
силы тока, напряжения и
сопротивления при
последовательном соединении
проводников.
-Какое оборудование нам для
этого понадобится?
-Как определить силу тока на
различных последовательно
соединённых участка цепи?
-Сделайте вывод о силе тока при
последовательном соединении
проводников.
- Как определить напряжение на
лампе, резисторе?
-Как определить общее
Учащиеся выполняют
фронтальную лабораторную
работу, отвечают на вопросы
учителя, делают выводы.
Личностные УУД: формирование
познавательного, интереса, развитие
творческих способностей.
Познавательные УУД: овладение
универсальными учебными
действиями при выдвижении гипотез
для объяснения известных фактов на
основе экспериментальной проверки
вдвигаемых гипотез
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками.
Регулятивные УУД:
выдвигать гипотезы решения
проблемы, осознавать конечный
результат.
напряжение на лампе и
резисторе?
-Сравните общее напряжение и
сумму напряжений на лампе и
резисторе.
-Сделайте вывод о напряжении
при последовательном
соединении проводников.
-Используя закон Ома для
участка цепи рассчитайте
сопротивление лампы, резистора
и их общее сопротивление и
сделайте вывод.
Подведём итог нашей
практической части урока:
-Какое соединение проводников
мы рассмотрели?
-Что можно сказать о силе тока
при последовательном
соединении проводников?
-Как найти общее напряжение
при последовательном
соединении проводников?
- Как найти общее
сопротивление при
последовательном соединении
проводников?
-Почему не загорелись лампочке
в ёлочной гирлянде, после того,
когда выкрутили одну из них?
-Мотор и освещение в трамвае
питаются от одной трамвайной
сети напряжением 500 В. При
этом лампочки в трамвае
рассчитаны на напряжение 36 В.
Каким способом включают
лампочки в трамвайную сеть?
V.
Физкультминутка
1 мин
VI.
Первичное закрепление
5 мин.
Решение задач:
1. Резисторы сопротивление
которых 2 и 3 кОм, соединены
последовательно и подключены
к источнику постоянного
напряжения 15 В. Найдите
силу тока в цепи и напряжение
на каждом резисторе.
Учащиеся проговаривают
новые знания и отвечая на
вопросы
Познавательные УУД: умение
строить
логичное
рассуждение,
в к л ю ч а ю щ е е
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных связей;
преобразовывать
информацию
из
одного вида в другой.
Регулятивные УУД:
у м е н и е
о ц е н и в а т ь
с т е п е н ь
успешности
своей
индивидуальной
образовательной деятельности
VII.
Закрепление
знаний
и
умений
учащихся
( самостоятельная
р а б о т а
с
п о с л е д у ю щ е й
взаимопроверкой ).
10 мин.
Самостоятельная работа:
1в. Участок цепи состоит из
двух последовательно
соединённых резисторов,
сопротивление которых R
1
=50 Ом и R
2
=70 Ом.
Напряжение на участке цепи U=
60 В. Найдите силу тока в цепи I
и напряжение U
1
и U
2
на каждом
резисторе.
2в. Участок цепи состоит из
двух последовательно
соединённых резисторов,
сопротивление которых R
1
=80 Ом и R
2
=30 Ом.
Напряжение на участке цепи U=
110 В. Найдите силу тока в цепи
I и напряжение U
1
и U
2
на
каждом резисторе.
Учащиеся решают
самостоятельно задачу на
последовательное
соединение проводников,
анализируют информацию.
Личностные УУД: формирование
познавательного интереса,
разветвите творческих способностей.
Познавательные УУД:
систематизация и
дифференцирование полученных
знаний.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками.
VIII.
Постановка домашнего задания
2 мин.
§ 48
1.Упр.22(2)
Ученики записывают
домашнее задание.
Личностные УУД:
оценивание уровня сложности Д/З
2.Используя закон сохранения
электрического заряда,
докажите, что, во всех участках
цепи с последовательным
соединением резисторов сила
тока одна и та же.
при его выборе для выполнения
учащимся самостоятельно.
Регулятивные УУД:
организация учащимися своей
учебной деятельности
IX.
Рефлексия
деятельности
(итог
урока).
2 мин.
-Какое открытие вы сегодня
сделали?
– Чему научились?
- Где мы можем применять
полученные знания?
– Кто или что вам помогало
справиться?
– Кто доволен сегодня своей
работой?
Ученики отвечают на
поставленные учителем
вопросы.
Личностные УУД:
оценивание личностной значимости
полученной на уроке информации с
практической точки зрения.
Познавательные УУД:
умение обобщать, формулировать
вывод
Приложение.1
I вариант
II вариант
Дано:
Формула
Решение
Дано:
Формула
Решение
R
1
=50 Ом
R
2
=70 Ом
U= 60 В
U
1
=I
1
*R
1
U
2
=I
2
*R
2
I
1
=I
2
=I
R=50 Ом+70 Ом =120 Ом
I=
= 0,5 А
R
1
=80 Ом
R
2
=30 Ом
U= 110 В
U
1
=I
1
*R
1
U
2
=I
2
*R
2
I
1
=I
2
=I
R=80 Ом+30 Ом =110 Ом
I=
= 1 А
I=
R=R
1
+R
2
U
2
=0,5 А*70 Ом= 35 В
U
1
=0,5 А*50 Ом=25 В
Ответ: U
1
=25 В, U
2
= 35 В
I=
R=R
1
+R
2
U
2
=1 А*30 Ом= 30 В
U
1
=1 А*80 Ом=80 В
Ответ: U
1
=80 В, U
2
= 30 В
Найти: U
1
и U
2
Найти:
U
1
и U
2
Приложение 2. Карта самодиагностики и самооценки.
Ф.И. ________________________________________________________________
Критерии самодиагностики
Да
Нет
Я активно участвовал в обсуждениях, которые были в течении урока
Я принимал активное участие в приятии рабочих решений
Я смог ответить на все вопросы
Я не смог ответить на все вопросы
Я смог ответить на вопросы с помощью одноклассников или учителя
Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты
Отметка за урок