Автор: Симонова Юлия Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Форма развития творческого потенциала учащегося
Раздел: дополнительное образование
Форма развития творческого потенциала учащегося.
Наставничество - как стратегический потенциал.
Сегодня мне бы хотелось озвучить тему наставничества, не новую,
но, конечно же, важную и применимую, как мне кажется, на любой
ступени образования. Поэтому, мне бы хотелось рассказать о
наставничестве не вообще, а на примере нашего коллектива, моего
личного опыта. Ведь две моих ученицы, стали педагогами,
замечательными педагогами детского оперного театра дворца
учащейся молодежи Санкт - Петербурга.
Потребность в расширении практик наставничества в образовании
(а также в других сферах) на протяжении нескольких последних лет
осознается на различных уровнях управления.
Сформировалось общее понимание того, что система
наставничества может стать инструментом повышения качества
образования.
Качество образования зависит, конечно, и от грамотных,
интересных, многогранных рабочих программ. Но упускать
важность личности педагога - наставника и необходимость
воспитательной работы в коллективе – тоже нельзя.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс
сложный, многогранный.
Специфика воспитательной работы в детском оперном театре
обусловлена органичным сочетанием художественно-
исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее
проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на
формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой
нравственной культуры, на художественное и эстетическое
развитие.
Мы учим не только основам классического вокала, актерского
мастерства, сценической речи, музыкальной грамотности, мы учим
думать, учим чувствовать, учим понимать и использовать эмоции
не только в творчестве, но и в жизни. Для педагогов детского
оперного театра, приоритетом является личный пример, своего
отношения к театру, к опере, к классическому вокалу, к эстетике
поведения на репетициях, на концертах. И вот, как раз, личный
пример, как мне кажется, очень важен для наставника, наставника -
педагога, человека, за которым хочется следовать в профессии, по
жизни.
Но, что еще самое главное, в успешной наставнической
деятельности, это конечно то, что изначально наставник сам
должен являться профессионалом, так сказать «гуру».
Я не случайно использовала это обозначение.
Что такое «Гуру» - это учитель, духовный наставник.
И мы вернулись к тому, что педагогика-это прямое наставничество
не только в освоении изучаемого предмета, но и духовное,
эмоциональное наполнение сопровождаемого.
Ведь как важно не только увидеть потенциал способного,
талантливого ученика, направить эти способности в нужное русло,
довести до логического завершения образовательный и
воспитательный процесс.
Важно еще быть поддержкой и опорой, а не контролером.
Важно вселить уверенность! Ведь не все изначально жаждут
применить себя в педагогике. И мои ученицы, тоже сомневались и
боялись, ведь работа с детьми – это ответственность.
Ошибки педагога не сразу видны, но иногда становятся не менее
страшными, чем врачебные. Как не испугаться всех этих сомнений
и вступить на путь педагогики?
Опять же, я считаю, личным примером показать, что дело,
которым мы занимаемся трудное. Да, не всегда благодарное, да,
требующее постоянной работы над собой – но это самое
замечательное дело, в котором можно на все 100% реализоваться
самому и помочь стать лучше, увереннее, добрее, счастливее
тысячам детей.
. Педагог ведет сопровождаемого – ученика, от первой ступени до
конца: От получения информации, от контроля за освоением
полученных знаний, вовлечения в процесс, когда сопровождаемому
самому становится интересно углубляться в изучаемый предмет до
самого главного - сотворчества. Где сопровождаемый становится не
учеником, а коллегой.
Для меня всегда в педагогике, приоритетом является личный
пример, своего отношения к театру, к опере, к классическому
вокалу, к эстетике поведения на репетициях, на концертах.
Делиться любовью и знаниями, в деле, которое ты обожаешь - это
счастье! Получить обратную связь, увидеть своих учеников своими
коллегами - двойное счастье.
Мы, педагоги театра, абсолютные фанаты сценического искусства,
оперы, музыкального театра. И хотим этой преданной любовью
заразить, как можно большее количество людей.
Именно по этому принципу: преданной любви к искусству, любви
и уважению к ученикам и коллегам, построена система воспитания
и наставничества в нашем коллективе. Когда с тобой интересно
ученикам – это замечательно,
Когда тебя понимают с полуслова коллеги, когда идея
подхватывается людьми, которые смотрят с тобой в одном
направлении - это дорогого стоит!
И мне нравится, что в нашем коллективе, мы переросли эти
взаимоотношения, педагог-ученик, наставник - сопровождаемый.
Мы теперь являемся одним целым, сотворцами не только в
творческой деятельности нашего театра, мы взаимодополняем друг
друга, что позволяет нам развиваться, как артистам, как педагогам,
как театру!