Автор: Сайдашева Люция Шайхулловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №7 Буровичок
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Преодоление психологического барьера у педагогов в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 30.04.2022
Раздел: дошкольное образование
Преодоление психологического барьера у педагогов в работе с детьми ОВЗ.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья кропотливая и требует
большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития,
основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем
становлении можно значительно смягчить. В настоящее время наблюдается рост
количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря
использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам
ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями является
оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и
личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов
общества.
Основная роль в данного рода деятельности отводится не родителям ребенка, а педагогу,
который знает особенности работы с данной категорией детей, знает свои
профессиональные возможности и может спрогнозировать ситуацию развития для
каждого ребенка индивидуально. Структурно профессиональная готовность, включающая
психологическую и специально профессиональную готовность, к работе с детьми с ОВЗ
представлена следующим образом (А.Я. Афанасьева, Н.А. Першина):
эмоциональное принятия детей с ОВЗ (принятие-отторжение);
готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке
(изоляция-включение);
удовлетворенность собственной педагогической деятельностью [1, с. 32].
Психологическая готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ предусматривает, прежде
всего, умение педагогом преодолевать возникающие психологические барьеры, которые
неизбежны в данного рода профессиональной деятельности. Умение педагогов
преодолевать психологические барьеры составляет основу целостной, психологической и
личностной готовности, которая представляет собой определенную совокупность
нравственных, социальных, психологических и профессиональных качеств и
способностей, дающих возможность на высоком профессиональном уровне обеспечивать
возможность результативной деятельности по включению ребенка с особыми
образовательными потребностями во взаимодействие с другими участниками
образовательного процесса.
Готовность к принятию детей с ОВЗ не происходит естественным путем, поэтому
необходимо проведение специальной работы по формированию психологической
готовности к принятию педагогами детей с ОВЗ. Данное качество можно сформировать
как в процессе профессионального обучения педагога, так и путем глубокой рефлексии
самим педагогом, а также посредством самообразования и саморазвития. В качестве задач,
стоящих перед профессиональным обучением, можно выделить следующие [1, с. 33]:
осознание собственной уникальности и уникальности других;
развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и
регулярного общения;
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен развивать и совершенствовать у себя такое
качество, как толерантность, так как в работе с детьми с ОВЗ зачастую возникают
ситуации, которые создают определенного рода проблемы в реализации педагогом своих
профессиональных функций, а также создают проблемы для взаимодействия других
участников образовательного процесса. Поэтому необходимо решать каждую
педагогическую ситуацию исходя из положения, что каждый ребенок с ОВЗ требует к
себе индивидуального подхода, тем не менее, он личность со своими запросами и
потребностями.
Педагогическая толерантность – способность понять и принять ребенка таким, какой он
есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения.
Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Таким образом, профессиональная уверенность педагога, эмоциональная и мотивационная
готовность работать в условиях инклюзии зависит от помощи специалистов, от их
правильно построенной работы.