Напоминание

Преодоление психологического барьера у педагогов в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Сайдашева Люция Шайхулловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №7 Буровичок
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Преодоление психологического барьера у педагогов в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 30.04.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преодоление психологического барьера у педагогов в работе с детьми ОВЗ.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья кропотливая и требует

большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития,

основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем

становлении можно значительно смягчить. В настоящее время наблюдается рост

количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря

использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам

ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями является

оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и

личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов

общества.

Основная роль в данного рода деятельности отводится не родителям ребенка, а педагогу,

который знает особенности работы с данной категорией детей, знает свои

профессиональные возможности и может спрогнозировать ситуацию развития для

каждого ребенка индивидуально. Структурно профессиональная готовность, включающая

психологическую и специально профессиональную готовность, к работе с детьми с ОВЗ

представлена следующим образом (А.Я. Афанасьева, Н.А. Першина):

эмоциональное принятия детей с ОВЗ (принятие-отторжение);

готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке

(изоляция-включение);

удовлетворенность собственной педагогической деятельностью [1, с. 32].

Психологическая готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ предусматривает, прежде

всего, умение педагогом преодолевать возникающие психологические барьеры, которые

неизбежны в данного рода профессиональной деятельности. Умение педагогов

преодолевать психологические барьеры составляет основу целостной, психологической и

личностной готовности, которая представляет собой определенную совокупность

нравственных, социальных, психологических и профессиональных качеств и

способностей, дающих возможность на высоком профессиональном уровне обеспечивать

возможность результативной деятельности по включению ребенка с особыми

образовательными потребностями во взаимодействие с другими участниками

образовательного процесса.

Готовность к принятию детей с ОВЗ не происходит естественным путем, поэтому

необходимо проведение специальной работы по формированию психологической

готовности к принятию педагогами детей с ОВЗ. Данное качество можно сформировать

как в процессе профессионального обучения педагога, так и путем глубокой рефлексии

самим педагогом, а также посредством самообразования и саморазвития. В качестве задач,

стоящих перед профессиональным обучением, можно выделить следующие [1, с. 33]:

осознание собственной уникальности и уникальности других;

развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;

овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и

регулярного общения;

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен развивать и совершенствовать у себя такое

качество, как толерантность, так как в работе с детьми с ОВЗ зачастую возникают

ситуации, которые создают определенного рода проблемы в реализации педагогом своих

профессиональных функций, а также создают проблемы для взаимодействия других

участников образовательного процесса. Поэтому необходимо решать каждую

педагогическую ситуацию исходя из положения, что каждый ребенок с ОВЗ требует к

себе индивидуального подхода, тем не менее, он личность со своими запросами и

потребностями.

Педагогическая толерантность – способность понять и принять ребенка таким, какой он

есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения.

Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Таким образом, профессиональная уверенность педагога, эмоциональная и мотивационная

готовность работать в условиях инклюзии зависит от помощи специалистов, от их

правильно построенной работы.



В раздел образования