Напоминание

Ознакомление с природой дошкольников в обеспечении преемственности развития логического мышления


Автор: Байбурина Венера Анасовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 54
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования
Тема: Ознакомление с природой дошкольников в обеспечении преемственности развития логического мышления
Дата публикации: 06.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление с природой дошкольников в обеспечении преемственности развития логического

мышления.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал. К.Д. Ушинский он

считал, что логика природы является самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Логическое мышление – процесс, который помогает ребенку не только усваивать и преобразовывать

получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей

Научить ребенка мыслить логически означает вооружить его необходимыми знаниями для успешного

обучения в школе, научить правильно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения,

целесообразно вести себя в социуме и природе.

Ребенок в возрасте 5-6 лет способен

сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать

закономерности, лежащие в основе многих явлений природы и общественной жизни; установить причинно-

следственные связи.

И

действительно,

взрослый

не

найдет

богатого,

доступного,

разнообразного

материала

для

интеллектуального развития ребенка, чем материал окружающей матушки-природы

Цель. Формирование у детей логического мышления и способность понимать последствия своих действий

по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи.

1. Развивать интерес ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.

2. Обогащать представления о связях между природными явлениями.

3. Поощрять самостоятельные "открытия" детьми свойств природных объектов.

4. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, её охране

и уходу за растениями и животными.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;

Принцип индивидуализации;

Я у себя в группе знакомлю детей с имеющимися в природе экологическими связями между неживыми

объектами и живыми существами.

Например: - без воды и солнечного тепла растения , животные, птицы и люди жить не могут.

- с круговоротом воды в природе.

Знакомлю детей с живой и неживой природой и что

сделано руками человека.

Предлагаю детям сравнить , классифицировать, систематизировать явления природы..

-Что общего между дубом, кленом, березкой? ( это деревья)

- Что лишнего в этом ряду? Почему? ( коза, корова, лошадь, баран)

Помогаю детям устанавливать причинно-следственные связи на основе сезонных изменений, происходящих

в природе. Что дарит нам каждое время года.

Осень. Солнце меньше греет – воздух становится прохладнее – растения не растут, деревья желтеют, листья

постепенно опадают – насекомые прячутся – птицам нечего есть – птицы улетают в теплые края.

Зима. Природа засыпает. Некоторые животные впадают в спячку. Некоторые приспосабливаются к жизни в

холодный период года.

Весна. Самое активное время у животных и птиц, когда они выводят своих детенышей. Природа просыпается

.

Лето. Животные и птицы занимаются воспитанием своего потомства. Многие животные накапливают жир,

чтобы прожить голодную зиму.

Детям очень нравится располагать последовательно звенья пищевой цепи, происходящие в природе.

Например;

-Пруд ( личинки- рыба-щука),( комар- лягушка-цапля)

- Лесная поляна (семена- мышь-ястреб), (нектар –бабочка-воробей).

-Лес ( трава-олень-волк), (трава-заяц-лиса).

Также они знакомятся с животными , живущими на разных континентах. Знакомятся с их средой обитания. .

Например: - Африка.

-Евразия.

-Антарктида.

Игра «Раздели на группы».

Особое внимание уделяю наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Следим с детьми за состоянием

неба, солнца, ветра в разное время года, за сезонными изменениями, происходящими в природе.

Проводим опыты

- Сажаем лук и морковь наблюдаем за его ростом.

-Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке.

-Где растение себя чувствует лучше в тени или на свету?

- Какие предметы тонут, а какие нет?

Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения детей, умение обобщать, накапливать и

углублять знания. Наблюдение и опыт является основой для формирования у детей логического мышления.

Использую в работе словесные методы (беседа, рассказ, художественное слово). Художественным словом

сопровождается непосредственное общение детей с природой, появляется интерес.

Загадки, пословицы также «пробуждают» мозг ребенка, способствуют развитию логического мышления.

-Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

- Весна красна цветами, а лето хлебом.

Использую в работе творческие рассказы о природе. Предлагаю ребенку представить себя цветком,

деревом, облаком

- Я красивый цветочек, ромашка. У меня много подружек. Мы тянемся к солнышку, а дождик нас поливает.

Я целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простуде.

- Я тучка и состою из капелек воды. Я летаю по небу и поливаю растения.

-Я береза. У меня белый ствол в черную полоску. Весной и летом у меня зеленое платьишко, а осенью

желтое, зимой – белое. Весной я могу вас угостить вкусным соком.

В своей работе с детьми придаю большое значение

дидактическим играм.

-«Чье гнездо».

-«Чьи следы»

-« Что перепутал художник?

- «С какого дерева листик?

-«Раздели на группы»

Использую Словесные игры:

- «Подбери пару по смыслу».

- «Маленький орнитолог»

-«Составьте рассказ»

-«Собери семью»

- «Четвертый лишний»

Дидактические игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по

определенным качествам.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации. Например:

- почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет;

-свойства глины и земли.

Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Рассуждаем с детьми как можно беречь природу. Предлагаю им поиграть в игру,

-«Маленький эколог»

-«Помоги рассортировать мусор».

-«Узнай на ощупь, из какого материала он сделан».

- «Бережем ресурсы природы». Обсуждаем с детьми что можно сделать из переработанного материала.

Одна та же игра может выступать в нескольких функциях:

1.

обучающая функция – развитие обще-учебных умений навыков, таких как память, внимание, восприятие

информации различных видов;

2.

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного

мероприятия в увлекательное событие:

3.

релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему

при интенсивном обучении;

4.

психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для

более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.



В раздел образования