Автор: Байбурина Венера Анасовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 54
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования
Тема: Ознакомление с природой дошкольников в обеспечении преемственности развития логического мышления
Дата публикации: 06.05.2022
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление с природой дошкольников в обеспечении преемственности развития логического
мышления.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал. К.Д. Ушинский он
считал, что логика природы является самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Логическое мышление – процесс, который помогает ребенку не только усваивать и преобразовывать
получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей
Научить ребенка мыслить логически означает вооружить его необходимыми знаниями для успешного
обучения в школе, научить правильно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения,
целесообразно вести себя в социуме и природе.
Ребенок в возрасте 5-6 лет способен
сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать
закономерности, лежащие в основе многих явлений природы и общественной жизни; установить причинно-
следственные связи.
И
действительно,
взрослый
не
найдет
богатого,
доступного,
разнообразного
материала
для
интеллектуального развития ребенка, чем материал окружающей матушки-природы
Цель. Формирование у детей логического мышления и способность понимать последствия своих действий
по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи.
1. Развивать интерес ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.
2. Обогащать представления о связях между природными явлениями.
3. Поощрять самостоятельные "открытия" детьми свойств природных объектов.
4. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, её охране
и уходу за растениями и животными.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;
Принцип индивидуализации;
Я у себя в группе знакомлю детей с имеющимися в природе экологическими связями между неживыми
объектами и живыми существами.
Например: - без воды и солнечного тепла растения , животные, птицы и люди жить не могут.
- с круговоротом воды в природе.
Знакомлю детей с живой и неживой природой и что
сделано руками человека.
Предлагаю детям сравнить , классифицировать, систематизировать явления природы..
-Что общего между дубом, кленом, березкой? ( это деревья)
- Что лишнего в этом ряду? Почему? ( коза, корова, лошадь, баран)
Помогаю детям устанавливать причинно-следственные связи на основе сезонных изменений, происходящих
в природе. Что дарит нам каждое время года.
Осень. Солнце меньше греет – воздух становится прохладнее – растения не растут, деревья желтеют, листья
постепенно опадают – насекомые прячутся – птицам нечего есть – птицы улетают в теплые края.
Зима. Природа засыпает. Некоторые животные впадают в спячку. Некоторые приспосабливаются к жизни в
холодный период года.
Весна. Самое активное время у животных и птиц, когда они выводят своих детенышей. Природа просыпается
.
Лето. Животные и птицы занимаются воспитанием своего потомства. Многие животные накапливают жир,
чтобы прожить голодную зиму.
Детям очень нравится располагать последовательно звенья пищевой цепи, происходящие в природе.
Например;
-Пруд ( личинки- рыба-щука),( комар- лягушка-цапля)
- Лесная поляна (семена- мышь-ястреб), (нектар –бабочка-воробей).
-Лес ( трава-олень-волк), (трава-заяц-лиса).
Также они знакомятся с животными , живущими на разных континентах. Знакомятся с их средой обитания. .
Например: - Африка.
-Евразия.
-Антарктида.
Игра «Раздели на группы».
Особое внимание уделяю наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Следим с детьми за состоянием
неба, солнца, ветра в разное время года, за сезонными изменениями, происходящими в природе.
Проводим опыты
- Сажаем лук и морковь наблюдаем за его ростом.
-Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке.
-Где растение себя чувствует лучше в тени или на свету?
- Какие предметы тонут, а какие нет?
Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения детей, умение обобщать, накапливать и
углублять знания. Наблюдение и опыт является основой для формирования у детей логического мышления.
Использую в работе словесные методы (беседа, рассказ, художественное слово). Художественным словом
сопровождается непосредственное общение детей с природой, появляется интерес.
Загадки, пословицы также «пробуждают» мозг ребенка, способствуют развитию логического мышления.
-Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).
- Весна красна цветами, а лето хлебом.
Использую в работе творческие рассказы о природе. Предлагаю ребенку представить себя цветком,
деревом, облаком
- Я красивый цветочек, ромашка. У меня много подружек. Мы тянемся к солнышку, а дождик нас поливает.
Я целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простуде.
- Я тучка и состою из капелек воды. Я летаю по небу и поливаю растения.
-Я береза. У меня белый ствол в черную полоску. Весной и летом у меня зеленое платьишко, а осенью
желтое, зимой – белое. Весной я могу вас угостить вкусным соком.
В своей работе с детьми придаю большое значение
дидактическим играм.
-«Чье гнездо».
-«Чьи следы»
-« Что перепутал художник?
- «С какого дерева листик?
-«Раздели на группы»
Использую Словесные игры:
- «Подбери пару по смыслу».
- «Маленький орнитолог»
-«Составьте рассказ»
-«Собери семью»
- «Четвертый лишний»
Дидактические игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по
определенным качествам.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации. Например:
- почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет;
-свойства глины и земли.
Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Рассуждаем с детьми как можно беречь природу. Предлагаю им поиграть в игру,
-«Маленький эколог»
-«Помоги рассортировать мусор».
-«Узнай на ощупь, из какого материала он сделан».
- «Бережем ресурсы природы». Обсуждаем с детьми что можно сделать из переработанного материала.
Одна та же игра может выступать в нескольких функциях:
1.
обучающая функция – развитие обще-учебных умений навыков, таких как память, внимание, восприятие
информации различных видов;
2.
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного
мероприятия в увлекательное событие:
3.
релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
при интенсивном обучении;
4.
психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для
более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.