Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"


Автор: Пильнова Ольга Константиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: город Салават, Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Дата публикации: 10.05.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Применение

здоровьесберегающих технологий на

уроках английского языка»

Хочешь сделать ребёнка умным и

рассудительным, сделай его крепким и

здоровым.

Жан – Жак Руссо.

В наступившем XXI веке для современной России динамичное

поступательное развитие невозможно без решения государством и

обществом проблемы возрождения физического, духовного и социального

здоровья нации.

Сложившаяся ситуация в стране настоятельно требует того, чтобы

коренным

образом

изменить

психологическую

установку

у

каждого

сознательного гражданина России и сформировать у него осознанное

понимание того, что здоровье является национальным достоянием и

богатством страны, и что оно должно стать предметом обязательной заботы

каждого

человека.

В семье, детском саду, школе, ВУЗе должно формироваться понятие

того, что сегодня быть здоровым не только престижно, но и экономически

выгодно

для

себя

и

семейного

бюджета.

Дети

с

ограниченными

возможностями здоровья, в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая

часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Одна

из

приоритетных

целей

социальной

политики

России

модернизация образования в направлении доступности и качества для всех

категорий граждан с ОВЗ. В связи с этим, значительно возрос заказ общества

на инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это новое и

перспективное направление педагогики, принятое в цивилизованных странах

1

и призванное мировой общественностью. Несомненно, с ним связано

будущее российского образования, в том числе и специального.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с учетом роста

популяции

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей-

инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в социум,

и образовательные организации первыми начинают решать эти проблемы.

Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся,

имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в

соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в

жизни

общества.

В государственном масштабе физические и духовно-оздоровительные

программы должны осуществляться комплексно с учетом всех факторов. Эта

проблема широка и объемна. Её предметная область лежит в границах

системы: «человек – природа - общество». При этом распространение

физической культуры и спорта, содействие росту двигательной активности

населения призваны стать одной из приоритетных целей национальных

программ государства. Эта сфера деятельности как никакая другая является

по своей сути уникальной и незаменимой, ей нет альтернатив. Она

охватывает и решает такие глубинные процессы жизни общества как

профилактика физических и социальных недугов, укрепление здоровья,

сохранение творческой работоспособности и долголетия, организация и

воспитании подрастающего поколения.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы

обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной

деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые,

должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все

более успешным. Поэтому в последнее время в практику школ очень широко

внедряются здоровьесберегающие технологии.

2

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского

языка

.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского

языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный

и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском

языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала

(лексические

единицы,

грамматические

формы,

приобрести

произносительные

навыки).

На

уроках

учащимся

приходится

много

запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию,

поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим

технологиям.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально

благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной

эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны

полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм

школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение

к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у

детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.

Каким же должен быть урок английского языка с позиций

здоровьесбережения?

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет

организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо

строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать вре

3

мя для каждого задания, чередовать виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная

работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником

(устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”, необходимый

элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных

операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов

должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональна смена через

15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях

профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок необходимо

включать

оздоровительные

моменты:

физкультминутки,

динамические

паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Остановимся подробнее на каждом из них. Физкультминутки

необходимо использовать на каждом уроке, так как двигательная активность

учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к

обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной

особенностью многих упражнений на уроке английского языка является

активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При

этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже,

чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и

на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому

языку.

Во

время

физкультминуток

учащиеся

выполняют

различные

упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы

и мышц глаз.

Вот несколько правил для проведения физкультминуток:

4

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает

интерес к ним, следовательно, их результативность;

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого

результата.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп

мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет

использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и

проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по

2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

При подборе стихотворений необходимо следить за тем, чтобы

содержание текста сочеталось с темой урока.

Часто учащиеся сами проводят физкультминутку, и они делают это с

большим удовольствием. Обязательным условием эффективного проведения

подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот пример одной из

активных форм работы. After a bath. After a bath I try, try, try, To wipe myself

Till I dry, dry, dry. I wipe my hands And fingers and toes And two wet legs And a

little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I were a dog And could

shake, shake, shake. Все эти рифмовки забавны и могут использоваться для

проведения физзарядок.

Зарядка для снятия мышечного утомления с пальцев при письме:

Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk.

Along came five ladies They stood all together And they began to dance. (5

пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают

5

танцевать).

Использование на уроке физкультминуток как одного из успешных

видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее

овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь

цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все

больше и больше с каждым уроком.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет,

снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс

простых упражнений. Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20

по-английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10

до 100 по – английски).

3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на

расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите

на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения,

дни недели, название месяцев).

4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо,

влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем

повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).

5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа

на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the

first, the second, …, the tenth).

6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии

30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой

6

стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell,

My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And

walk and walk.

Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие

укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов,

например:

движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время

лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом,

по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его.

Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок,

расположенный в нестандартной форме: Red, red, red, the rose. Blue, blue blue,

the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat.

Или же, движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при

этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.

Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая

рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That is the man who

sat on my hat in the tram”.

Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку: "Fat Pat

had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”.

Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена

соответственно очертаниям ромба, проговаривая " A friend in need is a friend

indeed”.

Моргайте

веками,

подобно

тому,

как

бабочка

машет

крыльями,

проговариваем стишок: "Rain on the grass And rain on the tree Rain on the

7

house-top But not on me”.

Также на уроках английского языка целесообразно использовать

дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить

возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на

уроке.

Например,

упражнение

«Шарик».

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You

are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и

задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!»

Аналогичная игра может называться и по-другому – «Дайверы» (с задержкой

дыхания).

Современный урок иностранного языка характеризуется большой

интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень

трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце

учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего

урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них

необходима психологическая помощь.

Чтобы помочь им в этом можно использовать и элементы аутогенной

тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка - это система

приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно

управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли,

улучшать

внимание,

регулировать

частоту

сокращений

сердца,

нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутотренинга

является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к

аутотренингу, уменьшается освещенность кабинета, включается тихая,

спокойная музыку. После этого ребята психологически настраивают себя,

принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются.

8

Сидя на стуле, просим ребят слегка наклонить туловище вперед, голову

чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную

ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на

переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу

«кучера». Расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить мышцы

лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног, не

отвлекаться на посторонние мысли. Все тело погружается в покой, дыхание

спокойное: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My

breast muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me.

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести.

Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а

затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться

приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right

leg is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet. Чувство тепла

Ощущение

тепла

обеспечивает

лучший

отдых,

успокаивает

нервную

систему: My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention.

Заключительная

часть.

Выход из аутогенного погружения должен быть

спокойным, постепенным. I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and

strong. I can do any work easily. My body is light. Пример комплексной

релаксации. (Quiet music) Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe

out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine.

The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no

troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in

your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) Your troubles

float away. You love your relatives, your school, your friends. They love you too.

Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do

anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good

spirits.

Open

обновления

в

your

eyes.

How

do

you

feel?

9

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в

отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлено

право и возможность самостоятельного выбора моделей, построения курсов

обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств.

Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и

развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует

выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов

обучения.

Учитель иностранного языка, как никто другой, должен создавать

положительный климат на уроке и обеспечивать возникновение у учащихся

положительных эмоциональных состояний, которые благоприятно влияют на

здоровье школьников.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и

эмоции

школьников

является

музыка,

представляющая

сильнейший

психический побудитель, проникающий в сознание. Известный педагог Ян

Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не

знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали

пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением

и сейчас. Вместе с детьми поёт и учитель, как правило, увлеченно и

радостно.

Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении

иностранного языка в школе.

Также на уроке английского языка песни используются чаще всего:

1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2) для более прочного закрепления

лексического и грамматического

10

материала;

3) как стимул для развития речевых навыков и умений;

4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети

устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая

их работоспособность.

Одной из форм релаксации является игра. Игра всегда увлекает детей.

Она придаёт заряд энергии, мобилизует мыслительную активность. Поэтому

использование игровых моментов помогает детям преодолевать трудности,

возникающие при изучении иностранного языка. Использование игры как

одного из приёмов обучения английскому языку значительно облегчает

учебный процесс, делает его ближе и доступнее школьникам.

На уроках содержание игры подчинено учебной задаче: учитель

стимулирует детей употреблять определённый языковой материал. Вне урока

школьники проявляют большую самостоятельность в пользовании речевым

материалом.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-

образовательный

процесс всех видов игр: дидактических, подвижных,

творческих и т. п. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя

накоплению

языкового

материала

у

учащихся,

закреплению

ранее

полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Дидактические игры как форма обучения английскому языку

используются и на уроках, и в самостоятельной деятельности учащихся. Их

особенность состоит в том, что усвоение учащимися языкового материала

осуществляется в практической

деятельности, при этом внимание и

11

запоминание

непроизвольны.

Дидактические

игры

развивают

сосредоточенность,

повышают

умственную

активность.

Примерами

дидактических игр являются следующие игры: «Сбор урожая», «Укрась

ёлочку», «Да или нет», «Кого нет?» и др.

Наиболее важными являются подвижные игры, так как жизнь ребёнка

немыслима без движений. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную

почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья,

способствует решению определённых учебно-воспитательных задач, в том

числе и по обучению английскому языку. Подвижные игры организуются по

определённым

правилам,

согласно

которым

школьники

общаются,

действуют. И это общение может происходить на английском языке.

Также игры используются для снятия напряжения, монотонности, при

отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Например, игра в мяч имеет несколько интерпретаций:

Учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику.

Поймавший мяч имеет право перевода.

Учащийся (или двое) выходит к доске и отбивая мяч от пола называет 5

англо-говорящих стран, частей тела, видов спорта, продуктов питания,

личных/притяжательных местоимений, неправильных глаголов и т.д. (I know

five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two, Canada-three, New

Zealand-four, Australia-five)

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий является

создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

Положительные

эмоции

способны

полностью

снимать

последствия

отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания

положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного

напряжения

используют

эмоциональную

разрядку.

Это

может

быть

12

поговорка,

шуточное

высказывание,

смешное

четверостишие,

юмористическая картинка.

Если урок проводится в младших классах, то проблем с желанием

учащихся изучать английский язык нет, и сразу создаётся оптимальный

режим работы. Но и здесь, на начальном этапе обучения, а ещё больше на

среднем и старшем, приходится учитывать:

- день недели; так, в понедельник и особенно в субботу работоспособность

учащихся ниже, чем в другие дни, поэтому можно провести энергичную

речевую разминку, целесообразно сокращение введение нового материала,

перенося его на другие дни (середину недели).

- какой это урок по счёту; на первом уроке психические процессы ещё

заторможены.

И

активизировать

их

помогают

игры

с

мячом,

физкультминутки,

рифмовки,

которые

сопровождаются

жестами

и

движениями.

- какой урок был перед уроком английского языка; даже пятиклассники с их

энергией и желанием учиться бывают пассивными и вялыми после урока

физкультуры. Чтобы восстановить обычный темп урока, можно предложить

прослушать

одну-две

песенки

на

английском

языке.

Положительное

эмоциональное воздействие помогает быстрее преодолеть физическую

усталость;

- предстоящие или прошедшие праздники или каникулы; первый урок после

каникул – урок особенный. Учащиеся не готовы к речевой деятельности на

том уровне, который у них был до каникул и который восстановится через 2-

3 урока, поскольку прекращение регулярных занятий создаёт массу

трудностей при изучении иностранного языка (каждый ученик что-то забыл,

совокупность

оставшихся

знаний

всех

учащихся

носит

разнородный

характер). Отрицательные результаты наблюдаются не только в языковом

13

плане, но и в плане психологическом, так как ослабли или разрушились

старые стереотипы общения.

Перед учителем встают две сразу задачи: выделить и повторить главное

в учебном материале, воссоздать благоприятный коммуникативный климат

урока.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно

адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть

свои

творческие

способности,

а

учителю

эффективно

проводить

профилактику асоциального поведения.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического

состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической

культуры

людей,

уровня

развития

здравоохранения

и

образования,

социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема

здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и

политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так

как

оно

определяет

будущее

страны,

генофонд

нации,

научный

и

экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей

формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в

человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а

реализация программы развития зависит от множества факторов, основной

задачей

«педагогики

здоровья»

является

целостное

формирование

потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации

14

на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания,

создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и

интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того

насколько

грамотно

организована

работа

с

детьми

по

физическому

воспитанию,

насколько эффективно используются для этого условия

школьного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Использование здоровье сберегающих технологий в школе играет

огромную роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее

овладеть знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и

задач обучения, учит жить без стрессов, а также сохранять чужое здоровье.

15

16



В раздел образования