Напоминание

Что должен уметь будущий первоклассник


Автор: Гуревич Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Сэсэг" 27/2
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Что должен уметь будущий первоклассник
Дата публикации: 13.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ « Сэсэг» 27/2 г. Улан-Удэ Республика Бурятия

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже

космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты

постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в

первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились

читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным

для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к

учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к

первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы

приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка,

поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному

образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует

действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику

необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и

устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных

областях?

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом

определяет его будущее развитие.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный

процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир –

мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания

побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и

преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений

является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические

поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию

феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой

содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.

Подготовка к школе понятие многостороннее. Сюда входит необходимый для

успешного обучения:

Уровень умственного развития

Умение правильно и четко выполнять указания взрослого (учителя)

Необходимо наличие некоторых первоначальных знаний и умений: умение

правильно держать карандаш, ручку, пользоваться линейкой, знать буквы,

геометрические формы, умение считать в пределах 20 и т. д.

В настоящее время приветствуется умение детей читать.

Но практика показывает, что не многие дети любят читать. Это раньше книга

была на первом месте, а теперь в век информатизации главный – компьютер. Но

даже пользуясь информацией сети Интернет, необходимо умение беглого

чтения для отбора самой нужной информации. А как ребенок будет отбирать, не

владея беглым чтением?

Конечно, не малую роль играет обширный кругозор, хорошая, внятная речь

ребенка. Не надо игнорировать вопросы ребенка, отвечайте на них, обсуждайте

как можно больше прошедший день, интересуйтесь, что было интересного, чем

запомнился день.

Не забывайте, что ваш ребенок развивается и как личность! Пусть ещё

маленький, но уже человек! Развивайте внимание, мышление, память,

воображение.

Когда же дошкольник становится школьником? Казалось бы, ответ очевиден:

когда пошел в школу. Но это не так. Есть дети, которые, обучаясь в 1 классе, и

даже во т2-ом или в 3-ем… остаются дошкольниками. Разница между

школьником и дошкольником не внешняя, а внутренняя, психологическая. И

определяется она тем, как ребенок относится к другим людям – взрослым,

сверстникам, к заданиям, которые он выполняет или нет, на сколько развиты у

него качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

свое имя, фамилию и отчество;

свой возраст и дату рождения;

фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру

– и номер домашнего телефона (если есть);

страну, в которой живет, и ее столицу;

основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

основные цвета и их оттенки;

части тела человека;

предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между

ними);

профессии, виды спорта;

виды наземного, водного, воздушного транспорта;

известные русские народные сказки;

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила

поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при

постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении

мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения

грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

выделять определенный звук в слове интонацией;

определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце

слова);

определять количество и последовательность звуков в коротких словах

(«дом», «сани», «кошка»);

произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

называть слово по его порядковому номеру в предложении (например,

повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного

предложения);

различать единственное и множественное число, живое и неживое,

женский и мужской род;

сказать несколько предложений о заданном предмете;

составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие

стихотворения;

отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и

обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и

последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события,

чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка

к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте

вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы,

если…?» и т.п.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего

первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть.

Необходимые математические представления к 1 классу:

знать цифры от 0 до 9;

уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5

до 9, от 8 до 4 и т.п.);

уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и

следующее за ним;

уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

уметь сравнить количество предметов в двух группах;

решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах

10;

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать

фигуры по образцу;

рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;



В раздел образования