Напоминание

«Набивной рисунок на ткани. Русский и татарский орнаменты. Нетрадиционная техника исполнения»


Автор: Венкова Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО дворец школьников
Населённый пункт: Бугульминский муниципальный район Республики Татарстан
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Набивной рисунок на ткани. Русский и татарский орнаменты. Нетрадиционная техника исполнения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дворец школьников

Бугульминского муниципального района

Республики

Татарстан

Конспект занятия.

Тема: «Набивной рисунок на ткани.

Русский и татарский орнаменты.

Нетрадиционная техника исполнения»

Составил:

педагог дополнительного образования

Венкова Людмила Александровна

Бугульма, 2022

Тема занятия: «Набивной рисунок на ткани. Русский и татарский

орнаменты. Нетрадиционная техника исполнения».

Цель: Познакомить с техникой набойки рисунка на ткани, с историей и

особенностями этого древнего искусства. Развитие художественных

способностей и творческого воображения, применяя нетрадиционную

технику рисования русского и татарского орнаментов.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания о видах древнерусского декоративно-

прикладного искусства.

Познакомить с инструментами и материалами, используемыми при росписи

ткани в технике набивной рисунок. Овладеть определенными методами,

принципами и техническими приемами, позволяющими творчески работать в

этой нетрадиционной технике.

Развивающие: Вызвать устойчивый интерес к предметам прикладного

характера, желание их рассматривать, учится воспроизводить их, создавать

свои композиции, развивать художественно-творческие способности,

эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета.

Воспитательные: Способствовать формированию интереса к истории

культуры народов России. Воспитывать любовь к искусству народных

мастеров. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Тип занятия: Изучение нового материала, формирование знаний, умений и

навыков.

Используемые технические и средства:

Фото и видео материалы по теме: «История возникновения и развития

ручной набойки», иллюстрации набивных тканей и образцов, фотографии

набойных досок.

Инструменты и материалы:

- ткань белая х/б 35×35;

- пекинская капуста (средняя);

- морковь;

- скорлупки от орехов;

- канцелярский нож;

- ватные палочки;

- зубочистки;

- гуашь;

- одноразовые тарелки;

- фломастеры;

- салфетки.

Ход занятия

Немного истории.

Зародилось это ремесло в Индии, затем распространилось по Европе.

Особенно широко искусство набойки было развить на Руси, оно отличалось

разнообразием узоров и красок.

Особые однотонные ткани наскучили людям ещё в древности, их надо было

разукрасить!

Самый простой способ это сделать – расписать ткань в ручную, просто взять

в руки кисточки и краски…

Так появилась ручная художественная роспись. Это работа кропотливая и

требует особых способностей, знаний, умений и навыков а все это приходят

со временем и с опытом.

А вот оставить отпечаток совсем не сложно, скорее всего, я так думаю, у

мастерицы Марьи – искусницы, во время работы, пролилась краска… и

попала на предметы, находящиеся на столе, она их переставила и остался

след… она попробовала ещё раз, - получилось еще лучше, - вот так и

появился новый вид декоративно-прикладного искусства – набойка (моё

предположение)

В древности ткани украшали путем набивания рисунка при помощи

трафаретов и красок, сначала узор наносили на специальные деревянные

дощечки (они назывались цвЕтки и мАнеры), потом их прикладывали к

поверхности полотна рисунком вниз и простукивали по ним, краска

впитывалась хорошо, и на материи оставался отпечаток - цветной узор.

Говоря о набойке, нельзя не отметить особо искусство резчиков. Перед

ними стояла непростая задача: передать в понятной форме образ, чтобы он

был узнаваем, и, при этом, красиво лег на ткань.

Ярким примером использования технологии набойка на ткани является

Павловопосадская платочная мануфактура. Сегодня

это единственный

крупный производитель платочных изделий в России. Свою историю

предприятие отсчитывает от 1795 года.

Во времена древности украшениям и узорам вещей, одежды и даже

сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего владельца

предмета или одежды от враждебных и невидимых сил. В узорах в разное

время, были востребованы растения, изображения людей, животных и даже

жанровых сцен. Всё это требовало от мастера особой наблюдательности и

умения выразить в штампе нужные образы. В татарском орнаменте

изображения животных не используется, это связано с религией.

В наше время этот способ покраски ткани практически не используются,

но название осталось старым. Производится такой вид полотна машинным

способом с помощью специальных печатных машин.

Облегчить работу педагога на занятии по данной теме поможет рисование

нетрадиционными

техниками.

Это

процесс

увлекательный

и

завораживающий, который обязательно надо попробовать, он развивает

глазомер, воображение и фантазию, удивляет и восхищает детей. Плюс в том,

что один раз потратив время на подготовку и создание материально-

технической базы, мы

можем использовать её многократно, наращивая арсенал, добавляя новыми

элементами, шаблонами и подбором необходимых инструментов.

Составление композиции, разработка эскизов, проработка деталей и поиск

цветового решения, художник делает на бумаге или на небольших кусочках

ткани. Когда это всё найдено и результата нравится, можно переходить к

тиражированию, т.е. к многократному её повторению. Для решения этой

задачи нам с вами и нужны были нетрадиционные инструменты.

Для создания орнамента используются различные выразительные средства,

такие как: цвет,

фактура и математические основы орнаментальной

композиции – ритм, симметрия, графическая динамика линий, их упругость и

подвижность, гибкость и угловатость, пластика. В рельефных орнаментах

используются

выразительные

качества

натурных

мотивов:

красота

нарисованного цветка, узорчатость листьев, изгиб стебля.

Термины. Вопросы. Ответы.

1.

Что такое орнамент? Орнамент – узор, построенный на ритмичном

повторении, чередовании и сочетании геометрических элементов, мотивов,

стилизованных животных или растительных орнаментов. Предназначается

для украшения различных предметов.

Орнамент – неотъемлемая часть искусства, которая отражает мировоззрение

и культуру разных народов, он никогда не являлся самоцелью: он всегда и во

всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его

применение

чрезвычайно

широко,

почти

безгранично,

так

как

он

используется для оформления всего, что когда-либо было создано человеком,

начиная с бытовых предметов и заканчивая масштабными архитектурными

сооружениями. Орнамент как бы проникает в разные виды искусства и

придаёт новый смысл вещам, в которых он используется.

2.

Что такое мотив? Это один или два элемента, повторяющихся в

орнаменте.

3.

Что такое ритм? Ритм – чередование элементов узора в определённой

последовательности.

4.

Что такое стилизация? Стилизация – упрощение природных форм.

5.

К

какому

виду

орнаментов

относится

татарский

орнамент?

Растительный, стилизованный. Имеет четкий контур, плавные линии, нет

острых углов.

6.

К какому орнаменту относится русский орнамент? Растительный,

стилизованный, геометрический.

7.

Какие виды орнаментов мы использовали для своих работ?

Цветочно-растительный, стилизованный, геометрический.

8.

Какие виды орнаментов еще существуют?

Изобразительный – орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные

предметы и формы реального мира, растения (цветочно-растительный

орнамент), животных – зооморфный, человека.

Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются,

интерпретируются и стилизуются.

9.

Какие символы и древние образы включают мастера в орнамент?

Символы:

солнце,

земля,

вода.

Древние

образы:

макошь

богиня

плодородия, берегиня, конь, птица, древо жизни.

Здесь мы можем дать волю фантазии и поэксперементировать.

Практическая часть

Перед нами несколько образцов русских и татарских цветочно-растительных

орнаментов. Несмотря на различия, у них очень много общего:

o

Центр композиции.

o

Узор располагается в полосе и в круге.

o

Применена симметрия, ритм и графическая динамика линий.

Этот эскиз монохромный, выполнен на бумаге для того, чтобы были видны

все элементы орнамента. А вот он же перенесён на ткань и украшает платье

татарского национального костюма.

Какие необычные инструменты мы можем использовать для нетрадиционной

техники рисования?

Для создания инструментов подойдут любые предметы из ближайшего

окружения. Это могут быть: флакончики для лака, формочки для выемки

изделий из теста и мастики, крышки от флаконов, они также могут служить

основой или рукояткой для наших самодельных форм – штампов. На основу

приклеиваем

клеем

«момент»,

термопистолетом

или

клеем

«Титан».

Изготовить самодельные штампики можно также и из овощей: клубня

картофеля, пекинской капусты, морковки, и даже из скорлупок от орехов.

Главное, чтобы имели ровную поверхность соприкосновения с тканью.

Для вырезания используем маникюрные ножницы с загнутыми концами или

канцелярский нож с тонким лезвием (не забываем о ТБ).

Когда

мы

делаем

предварительный

эскиз,

пробуем

отпечатки

всех

инструментов и материалов на бумаге.

1.

Пекинская капуста. Используем её прикорневую часть. Мы можем

взять большую или маленькую, это будет зависеть от размера выбранного

материала.

2.

Формочки для выемки изделий из теста и мастики. Их можно

купить в отделе «Всё для кондитеров»

3.

Пробки от шампанского и вина. Торцевую часть срезаем ровненько,

вырезаем нужный нам рисунок. Этот материал мы можем заменить обычной

морковкой, разделив на несколько частей, очистив предварительно, вырезать

штампики и дать подсохнуть, чтобы не выделялся сок.

Ход работы

1.

Выберете элементы мотив орнамента и элементы узоров, которые вы

будете использовать в орнаменте.

2.

Орнаменты будут расположены в круге или в полосе? На данном этапе

решаем вопросы композиции. У нас может быть как симметрия, так и

свободная композиция в пространстве. Необходимо определить опорные

точки в круге и в полосе для правильного расположения выбранных

элементов. Для определения центра или середины полосы складываем ткань

пополам, и, как на бумаге, проходимся по сгибу ногтём или сильно

прижимаем, проглаживая ткань, чтобы получился залом – линия. Материал,

особенно хлопок, хорошо сминается, запоминая наши движения. Плюс в том,

что мы не пользуемся карандашом, все чисто и аккуратно.

3.

Расположите все элементы орнамента, согласно вашей композиции,

совмещая линии на ткани с линиями трафарета или штампа.

4.

Дальше работаем в обычном режиме самостоятельно.

5.

Не забываем про Технику Безопасности.

6.

Дайте

возможность

детям

поработать

самостоятельно,

поэксперементировать.

7.

Хвалите детей во время работы и по её окончанию.

8.

Сделайте выставку – экспозицию готовых работ.

9.

Полюбуйтесь результатами детей, ведь они такие большие молодцы!

Подводим итог.

Анализ работ производится по трём направлениям:

1.

Уровень овладения приёмами набойки.

2.

Выразительность придуманной композиции.

3.

Аккуратность в выполнении работы.

Данная нетрадиционная техника исполнения развивает художественные

способности и творческое воображение, пространственное и образное

мышление, эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета.

Помогает проявить смекалку в работе над созданием инструментов из

ближайшего окружения.

Способствует формированию интереса к истории культуры народов нашей

страны и нашей Республики. Воспитывает любовь к искусству мастеров,

аккуратность,

уважению к ручному труду, трудолюбие, усидчивость и

внимание.



В раздел образования