Проектирование и моделирование образовательного процесса по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2-ой младшей группе.
Автор: Березина Инна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №34 "Рябинка" Населённый пункт: Иркутская область, Усть-Илимск Наименование материала: Статья Тема: Проектирование и моделирование образовательного процесса по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2-ой младшей группе. Раздел: дошкольное образование
Проектирование и моделирование образовательного процесса по
реализации образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» во 2-ой младшей группе.
Представляю
модель
образовательного
процесса
по
реализации
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», одним из
основных направлений в своей работе я выделила - формирование основ
безопасности жизнедеятельности детей 2-ой младшей группы.
В соответствии с темой была определена цель работы:
Цель:
Определение
системы
работы
по
формированию
основ
безопасности
жизнедеятельности
у
детей
дошкольного
возраста
в
специально
организованной деятельности и вне занятий.
Цель была конкретизирована в задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования
основ безопасного поведения у современных дошкольников.
2. Определить показатели опыта безопасного поведения, основные принципы
организации
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
по
формированию основ безопасного поведения.
3.
Сделать
технологичным
процесс
формирования
основ
безопасности
жизнедеятельности
дошкольников,
основанным
на
реализации
процесса
обучения,
с
использованием
разнообразных
форм,
методов
и
приемов
обучения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4.
Организовать
специальные
условия,
способствующие
формированию
основ безопасности.
5. Обеспечить сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме
формирования основ безопасного поведения.
Разработать систему планирования образовательной работы в соответствии с
ФГОС ДО.
Решение задач предполагало поэтапный подход к их решению. На первом
этапе велась активная работа по изучению научно-методической литературы
по данной проблеме, в процессе которого были определены современные
подходы к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи, компоненты
безопасного
поведения
и
принципы
организации
воспитательно-
образовательной работы с детьми.
Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное
поведение»,
опыт
безопасного
поведения
детей
рассматривается
как
совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений
обращения
с
потенциально
опасными
предметами
и
переживаний,
определяющих мотивы поведения ребенка.
С
этих
позиций
выделяются
показатели
опыта
безопасного
поведения,
отражающие уровень его сформированности:
знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности,
мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).
Умения действовать
в
ситуациях
контактов
с
потенциально
опасными
объектами окружающего мира;
Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения
мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы
организации работы.
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по
всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети
оказываются
не
защищенными
от
представленных
в
нем
определенных
источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение
всего учебного года при гибком распределении содержания программы в
течение
дня.
Также
надо
иметь
в
виду,
планирование
не
может
предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от
педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения,
ответы
на
вопросы,
организация
игровой
ситуации,
привлечение
соответствующей художественной литературы.
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что у
каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что
определяется
условиями
проживания
и
семейным
во спитанием.
Компенсировать
его
неосведомленность
в
правилах
поведения
в
непривычных
для
него
условиях
возможно
только
в
проце ссе
целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип
возрастной
адресованности.
При
работе
с
детьми
разного
возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы
доминируют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для
среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же
содержание
программы
по
разделам
используется
для
работы
в
разных
возрастных
группах.
(В
обоих
случаях
должны
использоваться
методы,
соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип
интеграции.
Содержание
данной
работы
должно
органично
вплетаться в содержание основной комплексной программы. Прежде всего,
это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
по
экологическому
и
физическому
воспитанию,
а
также
не
регламентированных
видов
деятельности
и
отдельных режимных моментов.
Мною
была
разработана
технология
формирования
основ
безопасной
жизнедеятельности
детей
младшего,
среднего
и
старшего
дошкольного
возраста. В данной технологии прослеживается основная содержательная
линия, в зависимости от возрастной группы используются различные формы
организации детей, средства, методические приемы. В соответствии с теми
формами работы с детьми в специально организованной деятельности и
совместной деятельности воспитателя с детьми, которые были определены
как эффективные в данном направлении технология обеспечена:
-
перспективным
планированием;
сборниками
конспектов
занятий,
тематических недель, экскурсий, бесед, наблюдений, развлечений, викторин,
конкурсов;
- сборником конспектов занятий, бесед, театрализованных представлений по
формированию основ безопасного поведения в быту детей 3-7 лет;
-
сборником
конспектов
занятий,
бесед,
экскурсий,
наблюдений
по
безопасному поведению в природе детей дошкольного возраста;
-
сборник конспектов занятий бесед развлечений по вопросу сохранения
здоровья
и
создания
условий
для
эмоционального
благополучия
детей
младшего
дошкольного
возраста;
-
сборником
сюжетно-ролевых
игр
и
дидактических игр.
В каком бы направлении не велась работа, педагог должен помнить, что она
должна носить здоровьесберегающий характер. В рамках данной технологии
решается задача формирования представлений о здоровом образе жизни и
потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
Дошкольникам необходимо объяснить, что здоровье – это одна из главных
ценностей жизни.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставаниями в росте,
неуспеваемости,
плохого
настроения.
Поэтому
каждый
должен
думать
о
своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить
своему организму.
Важно
сформировать
умение
чутко
прислушиваться
к
своему
организму,
чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы
(хочу,
есть),
(хочу
спать),
(нуждаюсь
в
свежем
воздухе).
Кроме
этого
к
планированию
прилагается
пособие
«Литературная
копилка»,
в
котором
собраны стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме безопасность.
Исходя
из
особенностей
восприятия
и
понимания
детьми
информации,
можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:
ознакомление
с
правилами
безопасности
на
специально-организованных
занятиях;
ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения
литературных произведений, познавательных бесед;
организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
использование
тематических
альбомов
и
плакатов,
дидактических
игр
и
пособий;
встречи
с
интересными
людьми
профессии
«пожарный»,
«милиционер»,
«врач», и др.;
экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
просмотр презентаций по данной тематике;
игры-драматизации, развлечения;
познавательные минутки;
проекты
Комплекс методов ознакомления детей с основами безопасности, в
частности:
Наблюдение.
Особое
место
занимает
наблюдение.
Оно
обогащает
социальный опыт ребенка. Чтобы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и
все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения
с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если
внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает
«материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира».
В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что
малышу
было
бы
видеть
педагогически
нецелесообразно.
Наблюдение
стимулирует
развитие
познавательных
интересов,
рождает
и
закрепляет
правила
обращения
с
опасными
предметами.
Важна
и
специальная
организация наблюдений за поведением носителей нормы.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это
плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого
сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту.
Сравнение
по
контрасту
даётся
детям
легче,
чем
по
подобию.
Метод
сравнения
помогает
детям
выполнять
задания
на
группировку
и
классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы,
явления,
требуются
умения
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные
признаки.
Все
это
способствует
осознанному
усвоению
материала
и
вызывает
интерес
к
нему.
Например:
детям
предлагаю
изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут
нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.
Прием
классификации
способствует
познавательной
активности,
если
используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка
задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома
и т.д..
Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в
группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать,
подай
ножницы
правильно,
нашел
таблетку
в
группе,
твои
действия.
Моделирование
ситуаций
дает
ребенку
практические
умения
применить
полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит
ребенка
к
умению
выбраться
из
экстремальных
ситуаций
в
жизни.
Для
развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию
поиска решения логических и практических задач. В младшей группе я
предлагала элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложняла
для
детей
задачу.
Детей
старшего
дошкольного
возраста
целесообразно
научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения,
дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать
предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий
типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места
красными кружочками».
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения
которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств.
На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём.
От детей требуется умение оречевлять то, что они усвоили. Повторение
приводит
к
появлению
обобщений,
способствует
самостоятельному
формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала
и
способствуют
закреплению
чувств.
Одним
из
приемов
может
быть
воображаемая
ситуация:
воображаемое
путешествие
в
лес,
какая-нибудь
нестандартная ситуация в которую попали персонажи.
«К
нам
в
гости
пришел
Незнайка,
давайте
ему
расскажем
об
опасных
ситуациях в группе и дома». Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает
обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.
Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда
здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об
основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной
активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия
(после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок и историй на разные темы. Придумаем сказку
«Как я был светофором на перекрестке…». Повышению активности детей
помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после
прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке
развлечения).
Сильное
воздействие
на
чувства
оказывает
сочетание
разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного
произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин;
чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели
занятия,
возрастных
особенностей
детей
воспитатель
отбирает
художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие
этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Средства ознакомления детей с основами безопасности.
В первую очередь это - сама социальная действительность . Она не
только
объект
изучения,
но
и
средство,
воздействующее
на
ребенка,
питающее его ум и душу. Поэтому важными задачами являются анализ и
отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе
развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к
социальному
миру.
Во
время
экскурсий
обращала
внимание
детей
на
«социальный
портрет»
окружения,
в
котором
находится
дошкольное
учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных
объектов
ближайшего
окружения
(школа,
магазин,
библиотека,
детская
поликлиника);
перечень
улиц.
Я
продумывала,
как,
используя
реальную
жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Мы с детьми
рисовали план-схему двора, где дети проживают. Отмечали опасные места
красными
кружочками.
Дети
вспоминали,
какие
социальные
объекты
окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад, план микрорайона,
различные лабиринты.
Предметы
рукотворного
мира.
Мир
разнообразен,
поэтому
и
предметы,
окружающие
ребёнка,
должны
быть
разнообразными
по
свойствам,
качествам,
функциям.
Дети
могут
не
замечать
предметы,
не
интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам
условия
для
действий
с
предметами.
Лишь
в
этом
случае
предмет
субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира. В
группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей:
электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. По
мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать
опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные,
осваивает
способы
действия
с
ними,
умение
ориентироваться
в
мире
предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие
еще опасности спрятаны в группе до поры до времени?
Художественная литература. Мной были отобраны литературные
произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных
чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в
книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ
безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Игра.
Даёт
ребёнку
«доступные
для
него
способы
моделирования
окружающей
жизни,
которые
делают
возможным
освоение,
казалось
бы,
недосягаемой
для
него
действительности».
От
содержания
игры
зависят
поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к
другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно
поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но
отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-
наглядные,
настольно
-
печатные,
дидактические,
сюжетно-ролевые,
театрализованные
игры.
В
подвижных
играх
с
коллегами
закрепляю
имеющиеся знания у детей, например, действия по сигналу светофора.
Изобразительная
деятельность
(рисование,
лепка,
аппликация).
Дети
сознательно
отражают
окружающую
действительность
в
рисунке,
лепке,
конструировании.
Отражение,
которое
построено
на
работе
воображения,
на
отображении
своих
наблюдений,
а
также
впечатлений,
полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Мальчики, рисуя
пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал
социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть
характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов
на листе, их взаимосвязь.
Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность
ребенку
приобщаться
к
миру
людей
в
реальном
плане.
Это
предметная
деятельность, труд, наблюдения.
Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет в
определенный
период
развития
ребенка
его
познавательные
интересы,
помогает
ориентироваться
в
окружающем
мире.
В
группе
должны
быть
предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного
обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож);
электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Труд. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести
пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения
трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности.
Досуговые
мероприятия
-
это
всегда
праздник
для
детей,
я
использую
различные формы: праздники, викторины, спортивно-игровые программы,
досуги, развлечения.
Учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет
возможность
приобретать
знания
под
руководством
взрослого
человека,
который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,
вносит необходимую коррекцию.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью
разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.
Каждое
средство
важно
само
по
себе,
и
во
взаимосвязи
с
другими
средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед
собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников,
это – создание определенных условий. В решении данной задачи я вижу
Деятельностный подход - как условие по ознакомлению детей с основами
безопасности. Именно
Деятельностный
подход
является
одновременно
условием
и
средством,
обеспечивающим
ребёнку
возможность
активно
познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.
Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи
социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие
опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо
выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих
личностных
качеств.
Ребёнок
учится
сопереживанию,
переживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и
на деле в разных опасных ситуациях.Я в свою очередь использовать каждую
возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение
запретов.
Пространственно
-
предметное
окружение.
В
группе,
создала
пространство,
где
дети
могут
познакомиться
с
разным
материалом
по
основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки,
настольно-печатные
игры,
картины,
наборы
иллюстраций,
разные
виды
театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок,
пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».
Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с
основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Служба «01»,
«02»,
«03»,
«Спичка
-
невеличка»,
«Опасные
ситуации
в
жизни
детей»
(ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка, ребёнок в природе),
пособие для педагогов для проведения познавательных минуток с детьми.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация,
заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала
ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены
разные дидактические игры.
Необходимы и в группе уголки безопасности, содержание уголков по ПДД я
меняю
каждый
год.
Однако
не
только
в
этом
аспекте
необходимо
рассматривать развивающую среду, сегодня важно расширять возможности
учреждения
за
счет
социального
партнерства,
к
примеру,
мы
тесно
сотрудничаем с отрядом ЮИД, проводим совместные мероприятия.
Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, мы
добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и
умений
в
решении
поставленных
задач.
У
детей
появилось
стремление
расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в
существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной
круг
опасных
предметов
домашнего
обихода,
имеют
полные,
точные
представления
о
мерах
предосторожности,
понимают
и
аргументируют
значимость
их
соблюдения;
знают,
как
избежать
опасности
и
выйти
из
сложившейся
ситуации.
Появилась
потребность
утвердиться
в
своем
отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения
в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье
детей,
способствуем
формированию
осознанного
поведения
в
опасных
ситуациях.
Список литературы:
1.
Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности", 2008.
2.
Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших
дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб,
Детство-Пресс. 2008
3.
Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий,
конспекты, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.
4.
Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного
движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006
5.
Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013
6.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
7.
Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
Первые шаги к самостоятельности. – М., 2010.
8.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников. – М., 2011.
9.
Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
10.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.,
2010.
11.Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 № 1
12.Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
13.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
14.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008
15.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,
2007..
16.Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Азбука безопасного общения и
поведения. Детская безопасность. Учебно-методическое пособие для
педагогов; практическое руководство для родителей» - М.. 2013
17.Лыкова И.А., Шипунова «Опасные предметы и явления» - М., 2013.