Автор: Горошко Анна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4 им М.С.Сахненко
Населённый пункт: г.Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: рабочая программа научного общества школы
Тема: программа ШНО "Поиск"
Дата публикации: 07.05.2022
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№4 имени М.С.Сахненко
г. Курганинск Краснодарский край
Согласовано
Утверждаю
ПРОГРАММА КУРСА
«ОСНОВЫ
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Адаптированная программа
Спецкурса «Основы исследовательской
деятельности учащихся» 2021г.
Руководитель НОУ «Поиск»
Горошко А.Н., учитель истории
и обществознания
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ №4 им М.С.Сахненко
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть
и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Современному человеку
необходимо уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для
решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что
тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем
лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, в том числе, и в рамках
НОУ.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология,
предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством
специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области
исследования).
Данная программа разработана на основе:
1
.
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
2.Национальной инициативы «Наша новая школа»
3.Программы развития школы.
Сроки реализации проекта: учебный год
Направленность проекта ученики 5 – 9 классов, желающие заниматься исследованием в рамках
школьного сообщества.
Актуальность программы
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков
продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых
для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно
меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных
работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение
учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее,
публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится
формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения.
ЦЕЛЬ программы:
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
ЗАДАЧИ программы:
1.
Выявление одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих
способностей;
2.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
3.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня
знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
4.
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования
процесса обучения и профориентации.
Основные направления научно – исследовательской деятельности:
1.
Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с
их научными интересами.
2.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного
исследования.
3.
Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4.
Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
5.
Рецензирование
научных
работ,
подготовка
к
участию
в
научно
–
практических,
исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
6.
Редактирование и издание ученических научных сборников.
Планируемые мероприятия:
1.
Научно – практическая конференция «Поиск».
2.
Конференция социальных проектов «Я – гражданин России».
3.
Районные научно – практические конференции (участие).
4.
Областные научно – исследовательские конкурсы (участие).
Обще учебные умения и навыки, формирующиеся в научно-исследовательской деятельности:
- Рефлексивные;
- Поисковые (исследовательские);
- Умения и навыки работы в сотрудничестве;
- Коммуникативные;
- Презентационные;
- Умение отвечать на незапланированные вопросы;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Организация ученического самоуправления в рамках научно – исследовательской деятельности;
- Организация и проведение школьной Научно-практической конференции «Поиск»;
- Участие в районной научно- практической конференции «Науки юношей питают…»;
- Публикация ученических исследований краеведческой направленности
Общая характеристика научно – исследовательской деятельности учащихся.
Какое значение для учащихся имеет исследовательская деятельность? Она дает возможность
осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и
творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со
сверстниками
и
единомышленниками,
дает
возможность
принимать
участие
в
научных
экспериментах и исследованиях. Под исследовательской культурой учащихся следует понимать
результат интегрирования системных предметных знаний, надпредметной информации из области
методологии, экологии, истории наук и опыта решения особым образом смоделированных
поисковых задач в условиях организованной исследовательской работы.
Главная задача деятельности - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной
творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом
существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников - личный
интерес, личная увлеченность.
Содержание и формы научно – исследовательской деятельности.
1. Виды деятельности учащихся.
Виды
деятельности
Исследование, умения и навыки
1. Изучение
литературы по
исследовательской
проблеме.
Усвоение научной
информации.
• Библиографирование литературы по теме исследования.
• Реферирование литературы по изучаемому вопросу.
• Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых
литературных источников.
• Использование технических средств для переработки информации.
2. Планирование
и проведение
исследования.
• Определение, формулирование целей, задач исследования.
• Формулирование гипотезы исследования.
• Выбор оптимального варианта структуры исследования.
• Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного
варианта.
• Оценка практической эффективности исследования.
• Сравнение результатов исследования с результатами, подобных
исследований.
• Проверка результатов, исправление ошибок.
• Подготовка материального оснащения эксперимента.
3. Оформление и
защита
результатов
исследования.
• Обоснование выводов.
• Составление отчета о проделанной работе.
• Использование символики, графических средств при оформлении
отчета.
• Подготовка доклада, написание статьи.
• Защита перед аудиторией своих выводов.
Задачи научно-исследовательской работы учащихся:
Формирование исследовательской культуры.
Формирование исследовательских навыков.
Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления.
2. Направления в организации научно-исследовательской работе учащихся.
Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе под руководством
преподавателей, и включение в научную работу учителей-предметников на основе
формирования у учащихся навыков «переноса» знаний.
Исследовательская работа, выполняемая учащимися во внеучебное время под руководством
специалистов (учителей предметников).
Организационно-массовая работа.
3. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:
работу кружков по направлениям;
индивидуальную и групповую работу учащихся по интересующим вопросам;
олимпиады по различным областям знаний;
организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих
способностей.
Участие в разносторонних конкурсах.
4. Функции руководителей научных секций:
Научное консультирование:
- по выбору проблемы исследования;
- по определению содержания работы (гипотезы);
- по выбору методов поиска решения проблемы;
- в области накопления и способов отработки результатов поиска;
- в плане подготовки материалов для рефератов, докладов, тезисов.
При выборе проблемы для исследования руководитель секции должен исходить из:
- объективной потребности жизни в обновлении того или иного знания;
- результатов научного прогнозирования социального развития Красногвардейского района;
- реальных условий школы;
- интересов учителей, привлекаемых к руководству научно-исследовательской работы
учащихся.
5. Механизм деятельности учащихся в области исследовательской работы:
Модификационный – модернизация того, что имеет аналог (прототип).
Комбинаторный – новое конструктивное соединение элементов ранее известного знания.
Радикальный – принципиально новые (новаторские) подходы, не имеющие аналогов.
Общие требования к научно – исследовательским, творческим работам учащихся.
Научно-исследовательскими работами считаются следующие:
освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее;
связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате
самостоятельной работы;
по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в
решение научно-практических задач;
содействие совершенствованию школьных экспериментов.
К работе должны прилагаться:
список используемой литературы;
рисунки, чертежи, фотоснимки, графики, карты;
рецензия научного руководителя.
Основы организации научно-исследовательской работы.
1. Выбор темы исследования.
При выборе темы необходимо учитывать два критерия:
субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;
объективный:
а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или)
практическом отношениях;
б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения
работы (литература, материальное обеспечение).
2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.
3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния
изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы.
Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение –
обязательное условие успешности выполняемого исследования.
После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним:
а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование
собственной картотеки по теме;
б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач
исследования.
Что дает исследователю работа с литературой?
ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. есть необходимая информация
о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно,
исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы;
возможность написать главу работы «Обзор литературы»;
возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его
план;
способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с
данными других исследователей.
4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить
ответ после выполнения научной работы.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные
задачи.
6. Составление плана работы на весь период исследования.
7. Написание программы исследования , которая включает в себя следующие положения:
основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность);
цель, задачи исследования;
описание методики выполнения работы;
календарный план (при долгосрочном исследовании).
8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.
Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на под этап полевых работ (или
эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов.
9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление
гипотезы с экспериментальными данными и т.д.
10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.
Утверждаю:
Директор
МАОУ СОШ №4 им М.С.Сахненко
Енацкий А.Б._______
План
научно – исследовательской деятельности школьников
№
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственные
1.
Выявление учащихся,
ориентированных на
исследовательскую деятельность
Сентябрь-октябрь
Учителя-
предметники
2.
Привлечение к исследовательской
деятельности учащихся и педагогов
школы.
Планирование исследовательской
работы учащихся школы на учебный
год.
Сентябрь
Руководитель
научного общества
3.
Работа учителей-предметников по
подбору тем для проектной и
исследовательской деятельности
учащихся
Сентябрь-октябрь
Учителя-
предметники
4.
Оформление документации научно –
исследовательской деятельности школы
Октябрь
Руководитель
научного общества
5.
«Круглый стол» с учащимися:
«Перспективы развития
исследовательской деятельности»
Октябрь
Консультативный
Совет
исследователей
6.
Подготовка буклета в помощь
исследователям.
Ноябрь
Творческая группа
7.
Подготовка и Проведение Школьного
тура Всероссийской олимпиады
школьников
Октябрь-ноябрь
Зам по УВР
Учителя-
предметники
8.
Популяризация научно-
исследовательской деятельности среди
школьников (серия классных часов)
Октябрь-ноябрь
Консультативный
Совет
исследователей
9.
Консультации
по
исследовательским
работам.
Весь период
Учителя-
предметники
10.
Работа в библиотеках.
Весь период
исследователи
11.
Участие в муниципальном туре
Ноябрь-декабрь
Зам по УВР
Всероссийской олимпиады школьников
Учителя-
предметники
12.
Экскурсия в краеведческий музей
Декабрь
Учителя-
предметники
13.
Проведение подготовки к конференции
«Поиск».
январь
Учащиеся
5- 9 кл
Учителя -
предметники
14.
Подготовка и проведение конференции
«Я – гражданин России»
Январь-февраль
Консультативный
Совет
исследователей
Учителя-
предметники
15.
Организация и проведение школьной
выставки «Юные исследователи»
Февраль
Консультативный
Совет
исследователей
16.
Участие учеников в районной
конференции «Науки юношей
питают…»
Март
Творческая группа
17.
Участие
в
районной
научно-
практической конференции учащихся
«Отечество».
Апрель
Учащиеся
Научные
руководители
18.
Публикация
материалов
в
сети
Интернет, в периодической печати об
организации
проектно
–
исследовательской
деятельности
в
школе.
Март-май
Консультативный
Совет
исследователей
19.
Подготовка выставки с электронными
презентациями выступлений учащихся
на школьной конференции.
Март-май
Руководитель
научного общества
20.
Заседание участников научно –
исследовательской деятельности
«Анализ проектно – исследовательской
деятельности учащихся»
Май
Руководитель
научного общества
21.
Планирование научно –
исследовательской деятельности на
Май
Руководитель
научного общества
Календарное планирование работы с учащимися.
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата
1
Организационное собрание участников исследовательской деятельности.
Цели и задачи работы.
1 ч.
01.09
2
Основные направления исследовательской деятельности (по предметам)
1 ч.
01
3
Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений
(определение профиля групп учащихся).
1 ч.
08
4
Обсуждение тематики научно-исследовательских работ
1 ч.
08
5
Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры
научного исследования.
1 ч.
15
6
Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и
энциклопедической литературой.
1 ч.
15
7
Этапы работы над научным исследованием.
1 ч.
22
8
План написания научно-исследовательских работ
2 ч.
29, 7.10
9
Раскрытие темы.
2 ч.
14,14
10
Разработка научного аппарата проблемы исследования.
2 ч.
21,21
11
Методы научного исследования.
3 ч.
28,28,28
12
Основное содержание исследовательской работы
3 ч
10,10,17
13
Критерии и требования к оформлению исследовательских работ.
1 ч.
17.
14
Организация работы с литературными источниками.
3 ч.
24,24,01
15
Заключение и выводы.
2 ч.
01.12,8
16
Оформление библиографических данных.
2 ч.
8,15
17
Приложение.
1 ч.
15
18
Подготовка к школьной и муниципальной олимпиаде по предметам.
Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками
2 ч.
22,22
19
Заседание участников исследовательской деятельности по вопросам участия
во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся.
Знакомство с положениями. Отбор участников.
1 ч.
29
20
Участие в школьной, муниципальной олимпиаде по предметам.
5 ч.
29,12,12
19,19
21
Культура выступления.
1 ч.
26
22
Ораторское искусство
3 ч.
26,2,2
23
Виды творческих, исследовательских работ.
2 ч.
9,9
24
Проекты.
2 ч.
16,16
25
Правила написания сообщения
1 ч.
02.03
26
Правила написания реферата.
2 ч.
02,09
27
Организация и проведение школьной научно-практической конференции
"Поиск"
3 ч.
09,16,16
28
Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения.
3 ч.
23,23,6
29
Работа в компьютерном классе. Оформление презентаций.
2 ч.
6,13
30
Консультации по исследовательской деятельности (групповые и
исследовательские)
10 ч
13,20,27
,
4,11,18
31
Анализ научно – исследовательской деятельности за 2016 - 2017 год.
2 ч
18,25
32
Проведение показательного мероприятия исследовательских работ за 2016-
17 уч.год.
1 ч
25
33
Работа учащихся в научных секциях по интересам.
В течение
года
Всего 68 учебных часов.
Список литературы
1.
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.
Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
2.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., "Вербум-М",
2001.Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская //
Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.
3.
История России. Энциклопедический словарь. Т.1-2. - М.: Просвещение, 1993.–
С.12-13.
4.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М.
Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
5.
Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и
исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004.
№ 2.- С. 13-14.
6.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии /
Д.Г. Левитес – Мурманск, 1997.
7.
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в
гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной
работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
8.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кН. Для учителей
нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.
9.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова.
– М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
10.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.
М.: Народное образование, 2001.
11.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] /
А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
12.Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное
исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. –
С. 144-148.
13.Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской
деятельности. М, 1993Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А.
Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
14.Хрестоматия по истории России. 1917-1940. / Ред. М.Я.Главацкий. – СПб.:
Высшая школа, 1995.-С.400.
15.Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д.
Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
Примерный перечень тем научно – исследовательских работ, творческих и
социальных проектов.
1.
Социальный проект «Я – гражданин России».
2.
Социальный проект «Волонтер года».
3.
Социальный проект – акция «Обелиск».
4.
Экологический конкурс – выставка «Юннат».
5.
Предметные проекты.
6.
Областной конкурс творческих исследовательских работ
«Многонациональное Оренбуржье».
7.
Темы областного конкурса «Сыны Отечества».
8.
История моей семьи. (в рамках научно – практической конференции
Отечество).
9.
История из семейного альбома. Всероссийский конкурс исследовательских
работ «Старт в науку».
10.Человек в истории России. XXв. Всероссийский конкурс. «Моя семья в
истории России».
11.История одной находки. ( исследование о семейной реликвии).
12. Люди, которыми я горжусь.
13.Юные исследователи. (учащиеся начальной школы)
14.Рукописная книга.
15.История старой фотографии.
16.Моя бабушка – пионер герой!
17.Экспонаты Подольского народного музея.