Напоминание

программа ШНО "Поиск"


Автор: Горошко Анна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4 им М.С.Сахненко
Населённый пункт: г.Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: рабочая программа научного общества школы
Тема: программа ШНО "Поиск"
Дата публикации: 07.05.2022
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№4 имени М.С.Сахненко

г. Курганинск Краснодарский край

Согласовано

Утверждаю

ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Адаптированная программа

Спецкурса «Основы исследовательской

деятельности учащихся» 2021г.

Руководитель НОУ «Поиск»

Горошко А.Н., учитель истории

и обществознания

высшей квалификационной категории,

МАОУ СОШ №4 им М.С.Сахненко

Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть

и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть,

разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности,

подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Современному человеку

необходимо уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для

решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что

тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем

лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, в том числе, и в рамках

НОУ.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология,

предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством

специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области

исследования).

Данная программа разработана на основе:

1

.

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

2.Национальной инициативы «Наша новая школа»

3.Программы развития школы.

Сроки реализации проекта: учебный год

Направленность проекта ученики 5 – 9 классов, желающие заниматься исследованием в рамках

школьного сообщества.

Актуальность программы

Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков

продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых

для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно

меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных

работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение

учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее,

публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится

формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно

добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать

выводы и умозаключения.

ЦЕЛЬ программы:

Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

ЗАДАЧИ программы:

1.

Выявление одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих

способностей;

2.

Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

3.

Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня

знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

4.

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования

процесса обучения и профориентации.

Основные направления научно – исследовательской деятельности:

1.

Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с

их научными интересами.

2.

Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного

исследования.

3.

Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4.

Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

5.

Рецензирование

научных

работ,

подготовка

к

участию

в

научно

практических,

исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

6.

Редактирование и издание ученических научных сборников.

Планируемые мероприятия:

1.

Научно – практическая конференция «Поиск».

2.

Конференция социальных проектов «Я – гражданин России».

3.

Районные научно – практические конференции (участие).

4.

Областные научно – исследовательские конкурсы (участие).

Обще учебные умения и навыки, формирующиеся в научно-исследовательской деятельности:

- Рефлексивные;

- Поисковые (исследовательские);

- Умения и навыки работы в сотрудничестве;

- Коммуникативные;

- Презентационные;

- Умение отвечать на незапланированные вопросы;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Организация ученического самоуправления в рамках научно – исследовательской деятельности;

- Организация и проведение школьной Научно-практической конференции «Поиск»;

- Участие в районной научно- практической конференции «Науки юношей питают…»;

- Публикация ученических исследований краеведческой направленности

Общая характеристика научно – исследовательской деятельности учащихся.

Какое значение для учащихся имеет исследовательская деятельность? Она дает возможность

осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и

творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со

сверстниками

и

единомышленниками,

дает

возможность

принимать

участие

в

научных

экспериментах и исследованиях. Под исследовательской культурой учащихся следует понимать

результат интегрирования системных предметных знаний, надпредметной информации из области

методологии, экологии, истории наук и опыта решения особым образом смоделированных

поисковых задач в условиях организованной исследовательской работы.

Главная задача деятельности - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной

творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом

существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников - личный

интерес, личная увлеченность.

Содержание и формы научно – исследовательской деятельности.

1. Виды деятельности учащихся.

Виды

деятельности

Исследование, умения и навыки

1. Изучение

литературы по

исследовательской

проблеме.

Усвоение научной

информации.

• Библиографирование литературы по теме исследования.

• Реферирование литературы по изучаемому вопросу.

• Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых

литературных источников.

• Использование технических средств для переработки информации.

2. Планирование

и проведение

исследования.

• Определение, формулирование целей, задач исследования.

• Формулирование гипотезы исследования.

• Выбор оптимального варианта структуры исследования.

• Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного

варианта.

• Оценка практической эффективности исследования.

• Сравнение результатов исследования с результатами, подобных

исследований.

• Проверка результатов, исправление ошибок.

• Подготовка материального оснащения эксперимента.

3. Оформление и

защита

результатов

исследования.

• Обоснование выводов.

• Составление отчета о проделанной работе.

• Использование символики, графических средств при оформлении

отчета.

• Подготовка доклада, написание статьи.

• Защита перед аудиторией своих выводов.

Задачи научно-исследовательской работы учащихся:

Формирование исследовательской культуры.

Формирование исследовательских навыков.

Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления.

2. Направления в организации научно-исследовательской работе учащихся.

Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе под руководством

преподавателей, и включение в научную работу учителей-предметников на основе

формирования у учащихся навыков «переноса» знаний.

Исследовательская работа, выполняемая учащимися во внеучебное время под руководством

специалистов (учителей предметников).

Организационно-массовая работа.

3. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:

работу кружков по направлениям;

индивидуальную и групповую работу учащихся по интересующим вопросам;

олимпиады по различным областям знаний;

организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих

способностей.

Участие в разносторонних конкурсах.

4. Функции руководителей научных секций:

Научное консультирование:

- по выбору проблемы исследования;

- по определению содержания работы (гипотезы);

- по выбору методов поиска решения проблемы;

- в области накопления и способов отработки результатов поиска;

- в плане подготовки материалов для рефератов, докладов, тезисов.

При выборе проблемы для исследования руководитель секции должен исходить из:

- объективной потребности жизни в обновлении того или иного знания;

- результатов научного прогнозирования социального развития Красногвардейского района;

- реальных условий школы;

- интересов учителей, привлекаемых к руководству научно-исследовательской работы

учащихся.

5. Механизм деятельности учащихся в области исследовательской работы:

Модификационный – модернизация того, что имеет аналог (прототип).

Комбинаторный – новое конструктивное соединение элементов ранее известного знания.

Радикальный – принципиально новые (новаторские) подходы, не имеющие аналогов.

Общие требования к научно – исследовательским, творческим работам учащихся.

Научно-исследовательскими работами считаются следующие:

освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее;

связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате

самостоятельной работы;

по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в

решение научно-практических задач;

содействие совершенствованию школьных экспериментов.

К работе должны прилагаться:

список используемой литературы;

рисунки, чертежи, фотоснимки, графики, карты;

рецензия научного руководителя.

Основы организации научно-исследовательской работы.

1. Выбор темы исследования.

При выборе темы необходимо учитывать два критерия:

субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;

объективный:

а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или)

практическом отношениях;

б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения

работы (литература, материальное обеспечение).

2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.

3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния

изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы.

Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение –

обязательное условие успешности выполняемого исследования.

После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним:

а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование

собственной картотеки по теме;

б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач

исследования.

Что дает исследователю работа с литературой?

ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. есть необходимая информация

о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно,

исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы;

возможность написать главу работы «Обзор литературы»;

возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его

план;

способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с

данными других исследователей.

4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить

ответ после выполнения научной работы.

5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные

задачи.

6. Составление плана работы на весь период исследования.

7. Написание программы исследования , которая включает в себя следующие положения:

основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность);

цель, задачи исследования;

описание методики выполнения работы;

календарный план (при долгосрочном исследовании).

8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.

Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на под этап полевых работ (или

эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов.

9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление

гипотезы с экспериментальными данными и т.д.

10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.

Утверждаю:

Директор

МАОУ СОШ №4 им М.С.Сахненко

Енацкий А.Б._______

План

научно – исследовательской деятельности школьников

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1.

Выявление учащихся,

ориентированных на

исследовательскую деятельность

Сентябрь-октябрь

Учителя-

предметники

2.

Привлечение к исследовательской

деятельности учащихся и педагогов

школы.

Планирование исследовательской

работы учащихся школы на учебный

год.

Сентябрь

Руководитель

научного общества

3.

Работа учителей-предметников по

подбору тем для проектной и

исследовательской деятельности

учащихся

Сентябрь-октябрь

Учителя-

предметники

4.

Оформление документации научно –

исследовательской деятельности школы

Октябрь

Руководитель

научного общества

5.

«Круглый стол» с учащимися:

«Перспективы развития

исследовательской деятельности»

Октябрь

Консультативный

Совет

исследователей

6.

Подготовка буклета в помощь

исследователям.

Ноябрь

Творческая группа

7.

Подготовка и Проведение Школьного

тура Всероссийской олимпиады

школьников

Октябрь-ноябрь

Зам по УВР

Учителя-

предметники

8.

Популяризация научно-

исследовательской деятельности среди

школьников (серия классных часов)

Октябрь-ноябрь

Консультативный

Совет

исследователей

9.

Консультации

по

исследовательским

работам.

Весь период

Учителя-

предметники

10.

Работа в библиотеках.

Весь период

исследователи

11.

Участие в муниципальном туре

Ноябрь-декабрь

Зам по УВР

Всероссийской олимпиады школьников

Учителя-

предметники

12.

Экскурсия в краеведческий музей

Декабрь

Учителя-

предметники

13.

Проведение подготовки к конференции

«Поиск».

январь

Учащиеся

5- 9 кл

Учителя -

предметники

14.

Подготовка и проведение конференции

«Я – гражданин России»

Январь-февраль

Консультативный

Совет

исследователей

Учителя-

предметники

15.

Организация и проведение школьной

выставки «Юные исследователи»

Февраль

Консультативный

Совет

исследователей

16.

Участие учеников в районной

конференции «Науки юношей

питают…»

Март

Творческая группа

17.

Участие

в

районной

научно-

практической конференции учащихся

«Отечество».

Апрель

Учащиеся

Научные

руководители

18.

Публикация

материалов

в

сети

Интернет, в периодической печати об

организации

проектно

исследовательской

деятельности

в

школе.

Март-май

Консультативный

Совет

исследователей

19.

Подготовка выставки с электронными

презентациями выступлений учащихся

на школьной конференции.

Март-май

Руководитель

научного общества

20.

Заседание участников научно –

исследовательской деятельности

«Анализ проектно – исследовательской

деятельности учащихся»

Май

Руководитель

научного общества

21.

Планирование научно –

исследовательской деятельности на

Май

Руководитель

научного общества

Календарное планирование работы с учащимися.

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Дата

1

Организационное собрание участников исследовательской деятельности.

Цели и задачи работы.

1 ч.

01.09

2

Основные направления исследовательской деятельности (по предметам)

1 ч.

01

3

Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений

(определение профиля групп учащихся).

1 ч.

08

4

Обсуждение тематики научно-исследовательских работ

1 ч.

08

5

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры

научного исследования.

1 ч.

15

6

Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и

энциклопедической литературой.

1 ч.

15

7

Этапы работы над научным исследованием.

1 ч.

22

8

План написания научно-исследовательских работ

2 ч.

29, 7.10

9

Раскрытие темы.

2 ч.

14,14

10

Разработка научного аппарата проблемы исследования.

2 ч.

21,21

11

Методы научного исследования.

3 ч.

28,28,28

12

Основное содержание исследовательской работы

3 ч

10,10,17

13

Критерии и требования к оформлению исследовательских работ.

1 ч.

17.

14

Организация работы с литературными источниками.

3 ч.

24,24,01

15

Заключение и выводы.

2 ч.

01.12,8

16

Оформление библиографических данных.

2 ч.

8,15

17

Приложение.

1 ч.

15

18

Подготовка к школьной и муниципальной олимпиаде по предметам.

Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками

2 ч.

22,22

19

Заседание участников исследовательской деятельности по вопросам участия

во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся.

Знакомство с положениями. Отбор участников.

1 ч.

29

20

Участие в школьной, муниципальной олимпиаде по предметам.

5 ч.

29,12,12

19,19

21

Культура выступления.

1 ч.

26

22

Ораторское искусство

3 ч.

26,2,2

23

Виды творческих, исследовательских работ.

2 ч.

9,9

24

Проекты.

2 ч.

16,16

25

Правила написания сообщения

1 ч.

02.03

26

Правила написания реферата.

2 ч.

02,09

27

Организация и проведение школьной научно-практической конференции

"Поиск"

3 ч.

09,16,16

28

Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения.

3 ч.

23,23,6

29

Работа в компьютерном классе. Оформление презентаций.

2 ч.

6,13

30

Консультации по исследовательской деятельности (групповые и

исследовательские)

10 ч

13,20,27

,

4,11,18

31

Анализ научно – исследовательской деятельности за 2016 - 2017 год.

2 ч

18,25

32

Проведение показательного мероприятия исследовательских работ за 2016-

17 уч.год.

1 ч

25

33

Работа учащихся в научных секциях по интересам.

В течение

года

Всего 68 учебных часов.

Список литературы

1.

Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.

Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

2.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., "Вербум-М",

2001.Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская //

Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.

3.

История России. Энциклопедический словарь. Т.1-2. - М.: Просвещение, 1993.–

С.12-13.

4.

Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М.

Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

5.

Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и

исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004.

№ 2.- С. 13-14.

6.

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии /

Д.Г. Левитес – Мурманск, 1997.

7.

Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в

гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной

работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

8.

Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кН. Для учителей

нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.

9.

Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова.

– М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

10.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.

М.: Народное образование, 2001.

11.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] /

А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

12.Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное

исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. –

С. 144-148.

13.Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской

деятельности. М, 1993Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А.

Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

14.Хрестоматия по истории России. 1917-1940. / Ред. М.Я.Главацкий. – СПб.:

Высшая школа, 1995.-С.400.

15.Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д.

Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.

Примерный перечень тем научно – исследовательских работ, творческих и

социальных проектов.

1.

Социальный проект «Я – гражданин России».

2.

Социальный проект «Волонтер года».

3.

Социальный проект – акция «Обелиск».

4.

Экологический конкурс – выставка «Юннат».

5.

Предметные проекты.

6.

Областной конкурс творческих исследовательских работ

«Многонациональное Оренбуржье».

7.

Темы областного конкурса «Сыны Отечества».

8.

История моей семьи. (в рамках научно – практической конференции

Отечество).

9.

История из семейного альбома. Всероссийский конкурс исследовательских

работ «Старт в науку».

10.Человек в истории России. XXв. Всероссийский конкурс. «Моя семья в

истории России».

11.История одной находки. ( исследование о семейной реликвии).

12. Люди, которыми я горжусь.

13.Юные исследователи. (учащиеся начальной школы)

14.Рукописная книга.

15.История старой фотографии.

16.Моя бабушка – пионер герой!

17.Экспонаты Подольского народного музея.



В раздел образования