Напоминание

Человек в философской поэзии О. Хайяма


Автор: Обидин Александр Иванович
Должность: преподаватель философии
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Человек в философской поэзии О. Хайяма
Дата публикации: 11.05.2022
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблема человека в философской поэзии О. Хайяма

Обидин Александр Иванович

ГПБОУ Ростовский базовый медицинский колледж

Преподаватель общественных дисциплин

Кандидат философских наук, доцент

Центральное место в поэзии О. Хайяма занимает человек, уникальное

разумное

существо,

поставленное

на

вершину

этого

бесконечного

Универсума.

Великий мудрец не ставит себе целью ответить на вопросы, которые

вечно ставит перед собой человек с момента своего появления в этом мире. В

сжатой поэтической форме гениальный поэт как бы прикасается к

бесконечно сложному духовному миру человека, но это прикосновение

высвечивает самые существенные грани человеческого бытия. В сжатой

стихотворной форме укладываются целые пласты проблем, заставляющие

человека размышлять над проблемами своего происхождения, месте в этом

мире, смысле существования и одной из величайших тайн — жизни и смерти.

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим

Как много чистых душ под колесом лазурным

Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите дым?

Бесконечный

противоречивый

мир,

кажущийся

хаотичным

соединением разнообразных миров представляет удивительную гармонию,

целостность и уникальность. В этом Универсуме все на своих местах.

Каждый его элемент выполняет свои функции, которые, в своем единстве,

порождают более сложные образования, результатом которых является

человек. Как биологическое и разумное существо, Омар Хайям ставит его

на вершину этого мироздания.

Цель творца и вершина творения — мы,

Мудрость, разум, источник прозрения — мы,

Этот круг мироздания перстню подобен -

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы.

И здесь, Омар Хайям указывает на то, что сам человек бесконечно

сложен и загадочен,

также противоречив, как Универсум. В этом

бесконечном мире наблюдаем зарождение миров, их непрерывную борьбу,

гибель и вновь рождение новых миров. Человек также противоречив, в нем

заложено все то, что и в самом бесконечном мире. Здесь мы не видим

рассуждений о сотворении совершенного мира Богом, так, как это принято в

мировых религиях. У Омара Хайяма сама природа выступает причиной всех

преобразований.

Мы источник веселья - и скорби рудник,

Мы вместилище скверны и чистый родник,

Человек, словно в зеркале мир, - многолик

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Тайна

бытия

вечного

Универсума

подвластна

только

разуму

человека, только он осознает сущность собственного бытия, только ему

представлена возможность заглянуть не только в глубины собственной души,

но и в тайну бесконечности.

О чадо четырех стихий, внемли ты вести

Из мира тайного, не знающего лести!

Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;

Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.

Мир человека — это небольшой сегмент огромного, бесконечного и

сложного

мира.

Мир

же

непосредственно

человека

это

мир,

существование которого «возможно только в воображении людей». Но это не

просто некий воображаемый, чисто субъективный, создаваемый человеком

мир, а часть реального мира, срез его, который определяется мышлением

человека, вырывается из цельности реального мира и противопоставляется

ему. Человек остро чувствует и переживает свое индивидуальное бытие,

свою конечность в этом мире.

Способность человека к разумной деятельности ставит человека в

сложную, полную драматизма, жизнь. С одной стороны, в отличие от

животного, человек осознает свою смертность. С другой стороны она

заставляет его воспроизвести в действие свои потенциальные возможности,

несмотря на безучастное к нему отношение этого мира.

«Не станет нас». А миру - хоть бы что!

«Исчезнет след». А миру - хоть бы что!

«Нас не было, а он сиял и будет!»

«Исчезнем мы...». А миру — хоть бы что»!

Одной из важнейших концепций в мироощущении Омара Хайяма —

концепция жизни. Жизнь является ключевой ценностью для поэта. Какой

смысл жизни, если она конечна? В чем ее предназначение? В поэзии мудреца

нет однозначного ответа на этот вопрос. Мы видим многоаспектность,

неизмеримость человеческого бытия. Человеку дана способность творческой

деятельности, стремление изменить свой внутренний мир, который никогда

не удовлетворяет человека и через это изменить окружающий его мир.

За мгновеньем мгновенье — и жизнь промелькнет…

Пусть весельем мгновение это блеснет!

Берегись, ибо жизнь, - это сущность творенья,

Как ее проведешь, так она и пройдет.

Смысл жизни человека нельзя определить без четкого и ясного

отношения к смерти. Жизнь всегда идет вместе со смертью. Человек не

может знать, в какой момент прекратится его жизнь. Дилемма жизни и

смерти, бытия и небытия наиболее ярко проявляется в его поэзии. Идея

смерти для Омара Хайяма играет очень важную роль. Нельзя не видеть

извечную и неразрывную связь постановки вопроса о смысле человеческой

жизни с попытками разгадать таинство небытия, смерти человека, а также

стремление его жить вечно, хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Понимая неизбежность смерти, Хайям призывает понять и принять

ее, продолжая жить полноценной жизнью. Смерть и жизнь, совершенно

противоположные

явления,

составляют

единое

целое.

Абсурдное,

противоестественное, на первый взгляд, такое единство заставляет человека

действовать, творить, жить, забывая о смерти, не думая о ней, всячески

отгоняя само ее существование. В самой жизни конкретного человека , пока

он живет, есть само отрицание смерти. Признать «бессмыслицу жизни»

мудрец не мог, она не должна быть мистическим пугалом. Человек должен

трезво и спокойно оценить неизбежность смерти.

Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,

Утешенья в надежде на рай не ищу,

Душу вечную, данную мне ненадолго,

Я без жалоб в положенный срок возвращу.

В своем каждодневном поведении, мышлении, чувствах человек

постоянно

стремится

забыть,

что

он

смертен,

Он

в

страхе

бежит

бессознательно от этой мысли. И возникает определенный парадокс: человек

реально живет, забывая, что он смертен, он живет, действует, любит, мыслит

так, будто он бессмертен.

В контексте темы «жизнь — смерть» очень важную роль играет

проблема настоящего, прошлого и будущего у Хайяма. Рефрен жизни

выступает на первый план на протяжении всей жизни великого мудреца.

Коль можешь, не тужи о времени бегущем,

Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.

Сокровища свои потрать, пока ты жив,

Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим

Пей вино! В нем источник бессмертья и света,

В нем — цветенье весны и минувшие лет.

Будь мгновение счастлив средь цветов и друзей,

Ибо жизнь заключилась в мгновение это.

Вырабатывая

в

себе

способность

спокойного

отношения

к

конечности собственного бытия, О. Хайям призывает по-настоящему ценить

каждое мгновение жизни.

Особое место в поэзии О. Хайяма занимает проблема любви. Именно

в ней он видит важнейший мотив жизнеутверждающего поведения человека

в

этом

бесконечном

мире

конечного

человека.

Человек

не

может

существовать, чтобы не любить другого. Именно через познание «тайны»

любви человек чувствует полноту своей жизни. Именно посредством любви

происходит слияние, единение с другим человеком, проникновение в его

внутренний мир и через это проникновение открывается собственный мир.

Иного пути для Хайяма не существует. Гимн человеческой любви мы

находим в известном четверостишии:

Я перед тобою лишь не потаюсь,

Своей великой тайной поделюсь.

Тебя любя, я в прах сойду могильный

И для тебя из праха подымусь.

Желание

познать

близкого

человека,

его

сокровенные

тайны

невозможно

обычным

путем,

познанием

только

посредством

мысли.

Единственный путь полного знания, это акт любви, который выходит за

пределы мысли, за пределы слова.

Словно солнце, горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая — любовь.

Но еще не любовь — соловьиные стоны.

Не стонать, от любви умирая, - любовь.

Обретение любви, понимание и развитие ее в глубинах своей души

неразрывно связано с другой необходимостью, поиска счастья, возможности

его достижения. В понимании счастья О. Хайям приходит к такому же

умозаключению, что и великий мудрец античности, Сократ. И здесь важно

для нас не скатиться к банальному пониманию счастья, якобы заложенному в

нищете и скромности. К этому не призывал ни Сократ, ни Хайям.

О, если б каждый день иметь краюху хлеба

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть!

Тогда благословить за счастье можно б небо.

Свобода от насилия другого важна, но О. Хайям обращает внимание,

прежде всего на то, чтобы освободиться от пут собственной, внутренней

духовной несвободы, которую налагает на себя сам человек. Высшая свобода

заключается в преодолении, как неумолимой необходимости, так и прихотей

случайности.

До рождения ты не нуждался ни в чем,

А родившись, нуждаться во всем обречен,

Только сбросивши гнет ненасытного тела,

Снова станешь свободным, как Бог, богачом.

В кризисные периоды своей жизни О. Хайям остро ощущал

незавершенность человеческого бытия не только в плане ее реализации. Он

ясно представляет ее конечность и приходит к естественному, однозначному

выводу о ее трагической уникальности, невозможности ее повторения в

любой ее форме.

Я нигде преклонить головы не могу.

Верить в мир замогильный - увы! - не могу.

Верить в то, что, истлевши, восстану из праха.

Хоть бы стеблем зеленой травы, - не могу.

Водой небытия зародыш мой вспоен,

Огнем страдания мой мрачный дух зажжен;

Как ветер, я несусь, из края в край Вселенной

И горсточкой земли окончу жизни сон.

Какой же вывод для себя должен сделать человек? Что остается

человеку? Жить полноценной жизнью: стремиться к познанию мира и

собственного «Я», творить, любить, искать свое счастье, сохранять честь и

достоинство. Такова позиция Омара Хайяма.



В раздел образования