Автор: Семина Алена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 385"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Тема: Развитие речи
Дата публикации: 14.05.2022
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях в семье, на улице, при помощи СМК. Большое
значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее
развитию.
Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития
мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи
детей, повышает их речевую культуру.
Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен
быть в то же время процессом развития логического мышления и речи дошкольников.
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с
плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Необходима система обогащения и развития речи детей.
Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические
конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста
Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника
произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи
у ребенка- дошкольника.
Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во
всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования
нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического
восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.
Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать
психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.
Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу,
обратив внимание на такие вопросы:
– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной
литературы;
– подача произведения детям;
– повторность чтения;
– сочетание нескольких произведений на одном занятии;
– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;
– беседы в связи с чтением;
– время и место чтения;
– техника художественного чтения и рассказывания.
При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное
произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму.
Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное
воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем
способствует ее развитию
На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:
– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;
– содержание и форма стихотворения;
– качество выразительного чтения взрослых;
– приемы, используемые на занятиях;
– индивидуальные особенности детей.
Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно
представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от
возраста детей
Игры и упражнения для развития связной речи.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и
назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок
красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок
исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы
длинный хвост и рыжая шубка.
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый,
косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед,
малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а
мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя
большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента
узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а
у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это...
одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать
предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса
— поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом
пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины,
карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки,
вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка
стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка
швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик
спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок
должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко
видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2).
Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком;
собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает,
петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать,
ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега,
посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно
делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки
всех расцветок.
«Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд
идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет
медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами,
ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот
прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его
развития.
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию
животных.
Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют
зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и
щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и
жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака,
корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
«Один — много»
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в
родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук,
определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как
одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает
красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В
каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это...
(лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек,
ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые
распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на
распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они
оказались там, где…»).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций
необходимо для развития связной речи.
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно,
последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно
передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или
повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия,
придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию,
придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и
части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору
игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное
изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание
и характеристику.
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта,
причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый,
красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у
него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной
речи.
«Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от
словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
— Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи
бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок
(прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая
мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.)
Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал
(и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).