Напоминание

Развитие речи


Автор: Семина Алена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 385"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Тема: Развитие речи
Дата публикации: 14.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях в семье, на улице, при помощи СМК. Большое

значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее

развитию.

Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития

мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи

детей, повышает их речевую культуру.

Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен

быть в то же время процессом развития логического мышления и речи дошкольников.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с

плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Необходима система обогащения и развития речи детей.

Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические

конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста

Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника

произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи

у ребенка- дошкольника.

Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во

всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования

нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического

восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать

психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу,

обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной

литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное

произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму.

Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное

воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем

способствует ее развитию

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание и форма стихотворения;

– качество выразительного чтения взрослых;

– приемы, используемые на занятиях;

– индивидуальные особенности детей.

Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно

представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от

возраста детей

Игры и упражнения для развития связной речи.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и

назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок

красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок

исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы

длинный хвост и рыжая шубка.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый,

косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед,

малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а

мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя

большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента

узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а

у Тани... (темные).

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это...

одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать

предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса

— поезд).

Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом

пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины,

карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки,

вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка

стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка

швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик

спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок

должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко

видны начало и конец действия.

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2).

Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком;

собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает,

петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать,

ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега,

посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно

делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки

всех расцветок.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд

идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет

медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами,

ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот

прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его

развития.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию

животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют

зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и

щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и

жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака,

корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в

родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук,

определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как

одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает

красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В

каких сказках?

— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это...

(лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

— Что это? Чего здесь много?

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек,

ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые

распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на

распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они

оказались там, где…»).

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций

необходимо для развития связной речи.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно,

последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно

передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или

повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия,

придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию,

придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и

части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору

игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное

изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание

и характеристику.

С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта,

причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый,

красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у

него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой

культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной

речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от

словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи

бегут; песня льется.

— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок

(прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая

мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.)

Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал

(и братишку потерял)».

— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).



В раздел образования