Напоминание

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»


Автор: Горбунова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"№124
Населённый пункт: Нижегородская обл. г. Дзержинск
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
Дата публикации: 10.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших

дошкольников»

Подготовила: воспитатель

младшей группы

Горбунова Оксана Александровна

2022

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная

деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на

детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр -

самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон

личности детей дошкольного возраста такие как психофизические

способности ( мимика, пантомимика, ); психические процессы

(восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь

(монолог, диалог,)); творческие способности (умение перевоплощаться,

импровизировать, брать на себя роль).

Развитие речи детей – одна из основных задач

образовательного процесса. Для развития связной и выразительной

речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в

которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства,

желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не

стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает

театрализованная деятельность, которую надо проводить каждый день.

Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление

предметов и

звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами

деятельности – пением, движением под музыку, слушанием,

исполнительством, творчеством, необходимо

систематизировать ее в

едином процессе.

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал

по проблеме развития речи детей первых лет жизни.

В разработке этой проблемы принимали участие Н. М. Щелованов, Н.

М. Аксарина, Е. И. Тихеева, Г. М. Лямина, М. И. Попова и другие.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной

деятельности, широко представлены в работах отечественных

педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л.

Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой,

И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря

усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по

театрализованной деятельности получила научное обоснование и

методическую проработку. Ученые единодушны во мнении,

что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных

восприятию ребенка сфер искусства.

Анализ методической литературы показывает, что при разработке

театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали

особое внимание на развитие речевых навыков.

Большинство детей в младшем возрасте не готовы к восприятию

сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку,

формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и

включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы

важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание

сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому

большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно

дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей

ребенка и его возможностей усвоения материала.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в

младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой

помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную

атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие

спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым

героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с

мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские

народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому

решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в

них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить

творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу

свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание

ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и

попытаться максимально реализовать его способности.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные

навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение.

Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы,

правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к

выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только

путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед

аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость,

неуверенность в себе застенчивость.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

режиссерские игры и игры-драматизации.

1.К режиссерским играм можно отнести настольный театр и театр на

фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом,

а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него,

изображает его интонацией, мимикой.

2.Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,

который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок

в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности -

интонацию, мимику, пантомимику.

В своей работе для развития активной речи детей использую

следующие методы и приёмы:

Игровые:

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные:

Повторение речевого материала

Вопросы

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Похвала

Наглядные:

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения),

с мелодией (пение детских песенок)

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

В группе была создана РППС по театрализованным играм.

Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно

пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время,

чтобы с его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию.

Материалы театральной зоны периодически обновляются,

ориентированы на интересы разных детей

Мною была создана система по речевому развитию детей с

использованием театрализованных игр. Вся работа строится в

несколько этапов.

Вначале были подобраны художественные литературные произведения

в соответствии с возрастом детей (малые фольклорные формы, сказки,

стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни

детей, литературные персонажи, в соответствии с возрастом персонажи

должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.

Далее отобранные произведения подвергались дидактической

обработке:

- подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на

активизацию речевой деятельности младших дошкольников в

соответствии с программным содержанием;

- подбирались пальчиковые игры, подвижные игры, загадки так, чтобы

они были объединены общим сюжетом;

- подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета:

иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал.

Впоследствии театрализованные игры творчески применялись на

практике. На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и

воплощали литературные образы, имитировали характерные движения

героев произведений, работали над интонациями, учились работать за

ширмой.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим

миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность

обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями,

развивает интерес к литературе, активизирует словарь, речь детей,

способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются

литературная или фольклорная основа их содержания и наличие

зрителей. Читала и обсуждала с детьми сказки: «Колобок», «Репка»,

«Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя».

С целью закрепления русских народных сказок использовала

дидактические игры: «Выложи сказку»; « Реши пример» и др. В

творческой мастерской дети разукрашивали карандашами и красками,

лепили героя сказки «Колобок»

Также наше знакомство со сказками и героями проходило через

загадывания загадок. Что позволило закрепить знания детей и узнать

насколько они знают сказки (Приложение 2) .

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались

воспроизвести сказку, рассказывая по картинке. Постепенно у детей

накапливались знания и речевое развитие по театрализованным играм и

рассказыванию сказок по иллюстрациям. Что способствует речевому

развитию.

Вместе с детьми были разучены пальчиковые игры и подвижные игры.

Что позволило закрепить знания о сказках, а также развитие мелкой

моторики, памяти, речи и внимания. Это вызвало положительные

эмоции у детей (Приложение 3).

Для родителей была представлена информация по театрализованной

деятельности: «Театр в жизни вашего ребенка» , «Как поддержать у

детей интерес к театру», «Какие произведения нужно читать детям 3-4

лет согласно возрасту детей»,

Была проведена выставка семейного рисунка по мотивам сказок.

В уголке книги была создана выставка красочных книг с русскими

народными сказками.

На данном этапе идет изготовление разных видов театра созданных

своими руками родителями с детьми.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль

играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные игры

должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и

развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения

должны способствовать одновременно достижению трех основных

целей:

1) развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2) созданию атмосферы творчества;

3) социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких игр является не только знакомство с

текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с

жестами, мимикой, движением, костюмами. В соответствии с этим

практическое действие каждого ребенка является важнейшим

методическим принципом проведения данных игр.

Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к

читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность,

сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей

это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или

иным ситуациям. Причем чем меньше ребенок, тем определённее,

акцентированнее должно быть чтение. Недопустима даже мысль о

разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и

постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Нельзя пускать в атмосфере игр страха перед ошибкой, чтобы бы дети

боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или

«показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных

возможностей конкретных детей.

Пальчиковая сказка-игра «Теремок»

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки

перед

собой,

пальцы

прямые

и

сомкнутые)

чтобы не забрался вор

(Пощёлкать пальцами.)

тук-тук-тук, тук-тук-

тук

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте,

я

ваш

друг!

(Развести

руки

в

стороны,

затем

одной

ладонью обхватить другую.)

Д/И «Реши пример»

Бабка+ курочка + мышка = ? (Сказка «Курочка Ряба)-выкладывание

картинки.

Зайчик +Лиса + Волк + Колобок =?( Сказка «Колобок»)

Словесная игра «Вопрос — ответ».

1. С кем встретился Колобок во время своей прогулки по лесу? (С

зайцем, волком, медведем, лисой).

2. Кого позвал дед тянуть репку? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку).

3. Кто разбил Золотое яичко, махнув хвостиком? (Мышка).

4. Кто раздавил теремок? (Медведь).

5. Из чего бабка испекла Колобка, если муки не было? (По сусеку

поскребла, по амбару помела, и набралось муки горсти две).

6. Кто посадил репку? (Дед).

7. Кто первым нашёл теремок? (Мышка — норушка).

8. Кто жил в домике, в котором Маша ела кашу и заснула в маленькой

кроватке? (Три медведя).

9. Кто помог зайке в сказке «Заюшкина избушка» выгнать

лису? (петух)



В раздел образования