Напоминание

«Формирование математических представлений посредством дидактических игр»


Автор: Афанасьева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: Алтайский край, Топчихинский район, с.Топчиха
Наименование материала: доклад
Тема: «Формирование математических представлений посредством дидактических игр»
Дата публикации: 15.05.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад из опыта работы.

Тема: «Формирование математических представлений

посредством дидактических игр».

Подготовил воспитатель:

Афанасьева Н.В.

Вашему вниманию хочу предоставить доклад из опыта работы на тему:

«ФЭМП посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это

исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития

дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное

учреждение является первой образовательной ступенью .

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика-

царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального

эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры,

занимательные упражнения, задачи и развлечения .

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у

дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

· • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

· • сравнение;

· • метод моделирования и конструирования

· • решение логических задач;

· • экспериментирование и опыты

· воссоздание и преобразование

· информационно коммуникативные технологии

· здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы,

психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых

методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу

в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,

игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН,

презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их

деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и

не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в

развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и

являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений

можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается

детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и

воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и

организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном

порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием

всех чисел в пределах 20, путем сравнивания равных и неравных групп

предметов. Такие дидактические игры как

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках

написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат

на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера

остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая

цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми

пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в

обратном порядке.

Д\и «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа

натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10

карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор

из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа:

младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим

числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется

последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей

своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на

карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с

определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и

последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа

стали соседями.

Д\и «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по

счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных

лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что

лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть

глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и

определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который

по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков

восстанавливается.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное

число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1

до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в

последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как

они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают

глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число

пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто

первый назовет пропущенное число, получает флажок.

«Отгадай число»

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности

сравнивать числа.

Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа

меньше 6, но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.

Игра имеет простую задачу – участники должны осуществить

математическую операцию или назвать число, основываясь на знании

последовательности чисел и отношении между ними. Интереса и

занимательности играм добавляет бросание мяча, приёмы стимулирования

работы мозга, игровая постановка цели.

Развивают у детей внимание, память, мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) .

Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их

последовательностью.

Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять,

какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под

музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в

ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни

недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со

сменой карточек.

« Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя

задача - научить детей ориентироваться в специально созданных

пространственных ситуациях и определять свое место по заданному

условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают

умением определять словом положение того или иного предмета по

отношению к другому.

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить

«коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева

направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют

линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре

клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает

несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с

помощью цветных линий, клеточек и точек.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны

рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в

левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем

углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

«На что это похоже»

Цель: развитие умственных способностей.

Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на

что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют

собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это

похоже.

«Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа

расположения фигур.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою

табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их

расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса,

положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро

справится с заданием.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг

нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с

моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник, овал).

Содержание. В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и

объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как

расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же.

Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем

порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и

внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После

этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив

задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат

своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны

аналогичные задания.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. В.обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка;

разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная

стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и

там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе

детей.

«Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Дети встают в круг. В. дает задания: «Брось мяч тому, кто

стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя» и т. п.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям

предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,

квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру

напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она

ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе

решения каждой новой задачи ребенок включается в активную

мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым

развивая логическое мышление.

Занимательные задачи.

– Сколько ушей у трёх мышей?

– У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

– Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2

свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)

– В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы

одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

– На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких

веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего

яблок? ( Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Логические задачи для дошкольников (задачки на смекалку!)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3

кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)

Как в решете воды принести? ( Заморозить, или на дно решета положить

пакет)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой тарелки)

У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него

ног? (всего 4)

Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8

человек)

Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 стакан то пустой)

В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?

(В вазе было только 3 тюльпана)

Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух)

Летела стая гусей. Один гусь впереди, два - сзади. Один гусь между двумя и

три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3 гуся)

Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью

в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы

зажжете в первую очередь? (Спичку)

Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на

двух ногах? (2 кг)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)

Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая

лошадь? (40 км)

Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Дни чередуются с ночами.)

(Во дворе гуляют куры и собаки, на всех - 10 ног. Сколько во дворе кур и

сколько собак? (1 собака и 3 курицы, 2 собаки и 1 курица)

В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10

девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (Мальчики

встали со стульчиков и уступили место девочкам)

Работая углубленно в данном направлении , я всегда помню , что в

дидактической игре математического направления моя роль-роль

воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.

Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее

ведения. Участвую в ней, веду ее. Отбирая игры, я исхожу из того, какие

программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет

способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию

нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача,

содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли,

расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие

или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную

задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому

ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в

соответствии с возрастными особенностями детей.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,

сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам,

производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании

детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная

творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче

постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они

позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их

представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат

ориентироваться в пространстве и во времени.

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические

технологии следующих авторов:

1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

5. В.В.Волина «Праздник числа»

Также условием успешной реализации программы по формированию

элементарных математических представлений является организация

предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был

оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих

и занимательных игр, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово

яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный

материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные

вопросы,

лабиринты,

кроссворды,

ребусы,

головоломки,

считалки,

пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием

детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу,

желание играть.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных

способностей

и

познавательного

интереса

дошкольников

один

из

важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и

познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех

его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и

у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что,

конечно, самым положительным образом скажется на его умственном

развитии.



В раздел образования