Автор: Гетманцева Виолетта Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №142"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-бытовых навыков у обучащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Раздел: среднее образование
«Формирование социально-бытовых навыков у обучащихся с умеренной,
глубокой, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития
(ТМНР)»
Учитель-дефектолог: В.В. Гетманцева
«Я тысячу раз убеждён, что трудовое
воспитание начинается за партой, за
книгой – это главный и самый
сложный
станок,
овладеть
которым
не
так
просто»
В.А. Сухомлинский
Школа - большая социальная группа, основной характеристикой
которой является взаимодействие и слаженность всех ее членов. Она
является
для
ребенка
достаточно
сложным
типом
социального
окружения.
Каждодневные вещи, которые большинству детей даются с
легкостью, требуют величайших усилий для ребенка-инвалида или помощи
со стороны взрослых, в первую очередь - учителей. В обществе и среди
близких детей-инвалидов существует тенденция недооценивать то, что они
уже имеют или смогут научиться делать.
Опыт работы с такими детьми
показал, что у них есть будущее, они могут жить самостоятельно, могут
учиться и быть счастливыми.
Человек формируется в том обществе, к которому принадлежит. В ходе
социализации ребенок осваивает бытовые, гигиенические навыки; стиль
общения, учится познавать мир. Задача учителей помочь ребенку в освоении
умения устанавливать контакты со сверстниками, освоить элементарные
бытовые навыки и представления о труде, быте. Все дети разные, и любой
ребенок с ограниченными возможностями - это личность со своими
особенностями. Именно личность ребенка и должна быть в центре внимания.
Ребенок нуждается в любви и заботе, но не больше других детей. Ему не
нужны жалость, опека и слезливая ласка. Педагогам нужно быть очень
внимательными и наблюдательными.
Все
дети
с
ОВЗ
к
моменту
поступления
в
школу
обладают
ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной
средой.
Социальный
мир
ребенка
может
быть
недостаточно
дифференцированным
и
организованным,
что
препятствует
освоению
представлений
о
возможных
социальных
ролях
самого
ребенка. В
современном мире ребёнок с нарушением интеллекта должен наравне со
всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому
нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и
обучении таких детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые
должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
Для преодоления школьных трудностей у обучащихся с умеренной,
глубокой,
тяжелой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и тяжелыми множественными нарушениями развития
(ТМНР)
необходима
дифференциация
и
индивидуализация
обучения,
применение методов стимулирования, организация групповой работы,
личностно-ориентированный подход.
Длительность
прохождения
этапов
и
содержание
обучения
практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных
особенностей развития.
Нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяют
некоторым
учащимся
освоить
практические
умения
и
навыки. Такие
особенности не исключают у обучащихся с умеренной, глубокой, тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР) пассивного соучастия в
занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью
педагога.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей,
помогают таким детям лучше усваивать программные сведения.
Необходимо включение в урок упражнений и заданий, которые ребёнок
выполняет индивидуально и совместно с другими учениками или при
оказании частичной помощи не только учителя, но и учеников.
Методики по развитию внимания у обучащихся с умеренной, глубокой,
тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и
тяжелыми
множественными
нарушениями
развития
(ТМНР)
по
формированию социально – бытовых представлений:
- «Корректурные задания».
Для их проведения потребуются любые
печатные тексты (старые ненужные книги, газеты) карандаши и ручки.
Ребенку
предлагают
находить
и
вычеркивать
определенные
предметы для определения
исходного
уровень
сформированности
социальных знаний, умений, навыков у обучащихся с умеренной, глубокой,
тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и
тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимых
для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни. Это
основной
тип
упражнений,
в
которых
ребенок
имеет
возможность
почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние
внутреннего сосредоточения.
-
«Перепутанные линии». Методика заключается в прослеживании
взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она
переплетается
с
другими
линиями,
соединении
предметов
первой
необходимости для самообслуживания. Это поможет расширить понятия,
необходимых для применения знаний в социально – бытовой деятельности.
-
«Найди отличия». Для сравнения детям могут быть предложены какие-
либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся деталями,
назначением применения в быту, учении.
-
«Упражнение на тренировку распределения внимания».
Методика
применяется для тренировки распределения внимания. Ребенку предлагают
следующее задание – вычеркнуть лишние предметы, те которые не смогут
пригодиться в предполагаемом действии, и в это же время остальные
учащиеся выполняют учебные задания. Это позволит сформировать и
закрепить
социально-бытовые
навыки
в
трудовой,
практической,
индивидуальной и коллективной деятельности.
Виды организации
деятельности
на
уроке,
направленных
на
формирование социально – бытовых представлений.
1. Деятельность на уроке может быть организованна в виде группового
занятия, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с группой
обучающихся, способом работы в паре.
2. При любой форме деятельности, занятие делится на 2 части:
образовательную и игровую или практическую.
На образовательную часть отводится не более 10 минут. На игровую
часть – 15 минут.
3.Образовательная часть включает в себя изучение материала по
адаптированной программе.
4.
Игровая
часть
включает
в
себя
специальные
коррекционно-
развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению
изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни,
быта, окружающей действительности.
5.
С
целью
развития
мотивации,
активизации
познавательных
возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять
мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и
компьютерные тренинговые задания.
6. При планировании работы необходимо включать материал из личного
опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими
образовательными областями.
Любые
занятия
должны
быть
развивающими
и
предусматривать следующие этапы овладения практическими социально –
бытовыми навыками:
1. Наблюдение за выполнением действий педагогом.
2. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии
последовательных действий с опорой на инструкции педагога.
4. Самостоятельное последовательное выполнение заданий с опорой на
инструкции педагога.
Уровни
усвоения
социально-бытовых,
трудовых
навыков
в
деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по
подражанию;
-
деятельность
по
образцу;
-
организация
совместной
деятельности по принципу ученик-ученик, один из которых - наставник; -
деятельность
по
последовательной
инструкции;
-
самостоятельная
деятельность; - умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Формируя социально-бытовые навыки у обучащихся с умеренной,
глубокой,
тяжелой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и тяжелыми множественными нарушениями развития
(ТМНР), родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение
новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха,
повышать у ребенка познавательный интерес.
Родителям необходимо
понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания.
Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком,
показывали положительный пример поведения и общения, привлекали
ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при
закреплении социально-бытовых навыков.
Таким образом, система психолого-педагогического опыта в Российской
Федерации по формированию и коррекции социально-бытовых навыков
представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по
усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений,
использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические,
сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по
социально-бытовой ориентировке обучащиеся с
умеренной, глубокой,
тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и
тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получают
знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают
практические
умения,
позволяющие
им
успешно
адаптироваться
в
социальной среде.