Напоминание

Формирование социально-бытовых навыков у обучащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)


Автор: Гетманцева Виолетта Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №142"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-бытовых навыков у обучащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование социально-бытовых навыков у обучащихся с умеренной,

глубокой, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития

(ТМНР)»

Учитель-дефектолог: В.В. Гетманцева

«Я тысячу раз убеждён, что трудовое

воспитание начинается за партой, за

книгой – это главный и самый

сложный

станок,

овладеть

которым

не

так

просто»

В.А. Сухомлинский

Школа - большая социальная группа, основной характеристикой

которой является взаимодействие и слаженность всех ее членов. Она

является

для

ребенка

достаточно

сложным

типом

социального

окружения.

Каждодневные вещи, которые большинству детей даются с

легкостью, требуют величайших усилий для ребенка-инвалида или помощи

со стороны взрослых, в первую очередь - учителей. В обществе и среди

близких детей-инвалидов существует тенденция недооценивать то, что они

уже имеют или смогут научиться делать.

Опыт работы с такими детьми

показал, что у них есть будущее, они могут жить самостоятельно, могут

учиться и быть счастливыми.

Человек формируется в том обществе, к которому принадлежит. В ходе

социализации ребенок осваивает бытовые, гигиенические навыки; стиль

общения, учится познавать мир. Задача учителей помочь ребенку в освоении

умения устанавливать контакты со сверстниками, освоить элементарные

бытовые навыки и представления о труде, быте. Все дети разные, и любой

ребенок с ограниченными возможностями - это личность со своими

особенностями. Именно личность ребенка и должна быть в центре внимания.

Ребенок нуждается в любви и заботе, но не больше других детей. Ему не

нужны жалость, опека и слезливая ласка. Педагогам нужно быть очень

внимательными и наблюдательными.

Все

дети

с

ОВЗ

к

моменту

поступления

в

школу

обладают

ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной

средой.

Социальный

мир

ребенка

может

быть

недостаточно

дифференцированным

и

организованным,

что

препятствует

освоению

представлений

о

возможных

социальных

ролях

самого

ребенка. В

современном мире ребёнок с нарушением интеллекта должен наравне со

всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому

нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и

обучении таких детей.

Время диктует применение более эффективных методов, которые

должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.

Для преодоления школьных трудностей у обучащихся с умеренной,

глубокой,

тяжелой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

и тяжелыми множественными нарушениями развития

(ТМНР)

необходима

дифференциация

и

индивидуализация

обучения,

применение методов стимулирования, организация групповой работы,

личностно-ориентированный подход.

Длительность

прохождения

этапов

и

содержание

обучения

практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных

особенностей развития.

Нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяют

некоторым

учащимся

освоить

практические

умения

и

навыки. Такие

особенности не исключают у обучащихся с умеренной, глубокой, тяжелой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми

множественными нарушениями развития (ТМНР) пассивного соучастия в

занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью

педагога.

Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей,

помогают таким детям лучше усваивать программные сведения.

Необходимо включение в урок упражнений и заданий, которые ребёнок

выполняет индивидуально и совместно с другими учениками или при

оказании частичной помощи не только учителя, но и учеников.

Методики по развитию внимания у обучащихся с умеренной, глубокой,

тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития

(ТМНР)

по

формированию социально – бытовых представлений:

- «Корректурные задания».

Для их проведения потребуются любые

печатные тексты (старые ненужные книги, газеты) карандаши и ручки.

Ребенку

предлагают

находить

и

вычеркивать

определенные

предметы для определения

исходного

уровень

сформированности

социальных знаний, умений, навыков у обучащихся с умеренной, глубокой,

тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и

тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимых

для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни. Это

основной

тип

упражнений,

в

которых

ребенок

имеет

возможность

почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние

внутреннего сосредоточения.

-

«Перепутанные линии». Методика заключается в прослеживании

взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она

переплетается

с

другими

линиями,

соединении

предметов

первой

необходимости для самообслуживания. Это поможет расширить понятия,

необходимых для применения знаний в социально – бытовой деятельности.

-

«Найди отличия». Для сравнения детям могут быть предложены какие-

либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся деталями,

назначением применения в быту, учении.

-

«Упражнение на тренировку распределения внимания».

Методика

применяется для тренировки распределения внимания. Ребенку предлагают

следующее задание – вычеркнуть лишние предметы, те которые не смогут

пригодиться в предполагаемом действии, и в это же время остальные

учащиеся выполняют учебные задания. Это позволит сформировать и

закрепить

социально-бытовые

навыки

в

трудовой,

практической,

индивидуальной и коллективной деятельности.

Виды организации

деятельности

на

уроке,

направленных

на

формирование социально – бытовых представлений.

1. Деятельность на уроке может быть организованна в виде группового

занятия, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с группой

обучающихся, способом работы в паре.

2. При любой форме деятельности, занятие делится на 2 части:

образовательную и игровую или практическую.

На образовательную часть отводится не более 10 минут. На игровую

часть – 15 минут.

3.Образовательная часть включает в себя изучение материала по

адаптированной программе.

4.

Игровая

часть

включает

в

себя

специальные

коррекционно-

развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению

изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни,

быта, окружающей действительности.

5.

С

целью

развития

мотивации,

активизации

познавательных

возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять

мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и

компьютерные тренинговые задания.

6. При планировании работы необходимо включать материал из личного

опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими

образовательными областями.

Любые

занятия

должны

быть

развивающими

и

предусматривать следующие этапы овладения практическими социально –

бытовыми навыками:

1. Наблюдение за выполнением действий педагогом.

2. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии

последовательных действий с опорой на инструкции педагога.

4. Самостоятельное последовательное выполнение заданий с опорой на

инструкции педагога.

Уровни

усвоения

социально-бытовых,

трудовых

навыков

в

деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по

подражанию;

-

деятельность

по

образцу;

-

организация

совместной

деятельности по принципу ученик-ученик, один из которых - наставник; -

деятельность

по

последовательной

инструкции;

-

самостоятельная

деятельность; - умение учащегося исправить допущенные ошибки.

Формируя социально-бытовые навыки у обучащихся с умеренной,

глубокой,

тяжелой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

и тяжелыми множественными нарушениями развития

(ТМНР), родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение

новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха,

повышать у ребенка познавательный интерес.

Родителям необходимо

понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания.

Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком,

показывали положительный пример поведения и общения, привлекали

ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при

закреплении социально-бытовых навыков.

Таким образом, система психолого-педагогического опыта в Российской

Федерации по формированию и коррекции социально-бытовых навыков

представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по

усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений,

использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические,

сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по

социально-бытовой ориентировке обучащиеся с

умеренной, глубокой,

тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и

тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получают

знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают

практические

умения,

позволяющие

им

успешно

адаптироваться

в

социальной среде.



В раздел образования