Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в словах, предложениях. ( Из опыта работы.)
Автор: Кокорина Елена Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Мамоновский детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: с. Мамоны Иркутский район Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в словах, предложениях. ( Из опыта работы.) Раздел: дошкольное образование
Аннотация
В статье раскрывается понятие подвижной игры с речевым
сопровождением, как педагогической технологии, которая позволяет
исправлять звукопроизношение у детей дошкольного возраста. Результат
имеет стойкий характер, закрепляется положительными эмоциями.
В статье даются определения: подвижная игра, нарушение
звукопроизношения, условный рефлекс и другие.
Подвижные игры с речевым сопровождением – это эффективный метод
работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений.
Ключевые слова
Дошкольный возраст, нарушения речи, подвижная игра, игровая
деятельность.
Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе
над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы
постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в
словах, предложениях. ( Из опыта работы.)
В настоящее время различные нарушения речи у детей приобретают
распространенный характер. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются
дефекты произношения, недоразвитие лексико-грамматической стороны
речи, недостаточные возможности в использовании интонационных средств.
Чаще всего эти проблемы встречаются у дошкольников со стертой формой
дизартрии и проявляются в структуре дефекта у детей с фонетик -
фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи (2-3
уровень). Для дошкольников нет деятельности важнее, чем игровая
деятельность. Именно через игру малыш познает мир, который его окружает
и учится с ним взаимодействовать. Игры развивают психологические
процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка, произвольность
его поведения. В настоящей статье рассмотрим пути коррекции
звукопроизношения у детей дошкольного возраста с помощью подвижных
игр с речевым сопровождением. Подвижная игра - это одно из важных
средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной
особенностью которого является комплексность воздействия на организм и
на все стороны личности ребенка.
Игра невозможна без общения, которое
является ее основным составляющим. В игре устанавливается
эмоциональный контакт между детьми, детьми и взрослыми, игра помогает
им найти общий язык. Во время игры дети учатся соблюдать правила,
слышать товарища, продолжать его действия или выручать. Ребенок учится
понимать и уважать других, справляться с запретами. Во время игры дети
прыгают, бегают, имитируют движения животных и птиц. Это вызывает
множество положительных эмоций. Дети радуются, смеются. У детей
получается правильно произносить звуки намного результативнее, чем на
традиционном занятии. Хватцев утверждал, что любой условный рефлекс
нужно закрепить положительными эмоциями. В. Мануйленко в ходе
исследования о значении игры, доказала, что сознательный контроль
движений в игре значительно выше, чем в деятельности по заданию. А. В.
Запорожец, Я. З. Неверович в своих исследованиях делают вывод о том, что
игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка
дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил: «В игре дитя живет, и следы
этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительной жизни».
Практикующие логопеды замечают, что процесс постановки и автоматизации
звуков проходит гораздо эффективнее, быстрее по срокам, а главное имеет
более стойкий результат, если в работе используются подвижные,
дидактические, сюжетно – ролевые игры. Вопрос использования разных
видов игр изучали ряд авторов: Л. Н. Ефименкова Е. Ф. Рау, В. И.
Рождественская, Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов. Для работы над
воспитанием правильного звукопроизношения очень интересны подвижные
игры, которые могут использоваться на этапе постановки и автоматизации
звуков. Мною были собраны, изучены, апробированы игры и игровые
приемы разных авторов. Наиболее результативные игры собраны в рабочую
картотеку. В картотеке игры расположены в соответствии с этапом работы
над звуком и распределены по группам звуков. В основу взята картотека В. И.
Селиверстова. Примеры подвижных игр сопряженных с речью из картотеки
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Подготовительный этап.
Развитие слухового
внимания.
Развитие
физиологического
дыхания.
« Ветер и птицы». Цель: Развитие слухового внимания. Развитие
координации движения. Описание игры. Работа в группах: «птицы»,
«ветер». Дети, которые изображают ветер бегают, а другая «птички»,
сидят в гнездах .Ветер утихает – дети садятся на стульчики, а «птички»
вылетают. Используется музыкальный инструмент.
« Осторожные птицы» Цель: Развивать физиологического внимания.
Закреплять представления детей по теме « Птицы». Описание игры.
Рассказ о перелете диких гусей на юг. Дети негромко дуют в дудочки.
Постановка звуков.
Изолированное произношение
«Мухи в паутинке» Цель: Постановка звука (ж) по подражанию.
Описание игры. Часть детей изображают паутинку .Они образуют круг.
звуков.
Другие дети изображают мух. Они жужжат влетая в круг и вылетая из
него. По сигналу паутинка закрывается. Затем дети меняются ролями.
«Тишина» Цель: Постановка звука (ш) по подражанию. Описание
игры. Водящий стоит у одной стены, а остальные у противоположной.
Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему, при каждом
неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук (ш-
ш). Кто первым дойдет до водящего, тот становится водящим.
«Пильщики» Цель: Постановка звука (з) по подражанию. Описание
игры. Дети имитируют движение пилы и длительно произносят звук
(з).
«Лошадка» Цель: Постановка звука (р). Описание игры. Дети
распределяются на две группы. Одни изображают лошадок, а другие
наездники. Лошадки бегают, а наездники их останавливают их: - трр-.
Этап автоматизации звуков.
« Лиса». Цель: Автоматизация звука (с) в предложениях. Описание
игры. Ребенок ( лиса) сидит за кустом. Остальные дети куры. Куры
ходят по полю и приговаривают:
Лиса близко притаилась –
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда.
Лиса выбегает и ловит кур.
« Воробушки». Цель: Автоматизация звука (ч). Описание игры. Дети
(воробушки) сидят в гнездышках и спят. Педагог говорит:
- В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают.
Дети открывают глазки и приговаривают:
Чирик- чик- чик, чирик- чик-чик!
Педагог:
- Так весело поют.
Этап дифференциации.
«Мышеловка». Цель: Дифференциация звуков (с-ш). Описание игры.
Детей делят на две группы. Часть детей образуют круг – это
мышеловка. Дети, держась за руки поднимают руки вверх. Дети
(мыши), стоящие в кругу, тихо говорят:
Все спят –
Детки спят.
Волк в лесу спит.
Кукла Настя спит.
Только мышки не спят,
Они кушать хотят,
В мышеловку глядят.
«Комар» Цель: Дифференциация звуков (р-л). Описание игры. Дети
водят хоровод и приговаривают:
Ай да Коля молодец!
Комару пришел конец!
Тра- ля- ля, тра- ля- ля,
Комару пришел конец.
Методические рекомендации по проведению игр.
Постановка звуков должна осуществляться после тщательно проведенного
подготовительного этапа, после того, как у ребенка выработаны
артикуляционные позы, после объяснения артикуляционного уклада. Игры
могут использоваться как игровой прием, физминутка, на прогулке, на
музыкальных занятиях, самостоятельное занятие на постановку и
закрепление звука. Подвижные игры могут применяться как в ходе
групповых занятий, так и на индивидуальных занятиях. Важное условие –
это систематичность. Подвижные игры должны приносить на занятие
повышение мотивации детей, легкость процесса обучения, улучшение
установления контакта между детьми и педагогами, положительный
эмоциональный настрой, то есть использование подвижных игр сопряженных
с речью помогают педагогу создавать благоприятные психолого -
педагогические условия на занятиях, которые повышают результативность
обучения детей.
Картотеку подвижных игр сопряженных с речью в своей работе использую
три года. Сроки работы позволяют сделать выводы . При устранении
нарушений звукопроизношения эффективно с положительным стойким
результатом проходит этап постановки звуков и успешно закрепляется
изолированное произношение, с условием соблюдения методических
рекомендаций. Обучение проходит быстро ,осознанно, на положительных
эмоциях. Что касается этапа автоматизации, то сначала у детей формируются
стойкий интерес к речевому материалу, а затем контроль за собственной
речью и речью своих товарищей. У детей формируется умение слышать друг
друга, устанавливать речевой и эмоциональный контакт. У детей с
нарушением темпо – ритмической стороны речи наблюдается снижение
напряжения в мышцах, улучшается физиологическое и речевое дыхание,
снижаются судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппарате.
Дети с нарушениями голоса быстрее начинают понимать свои ошибки, по
подражанию речь улучшается.
Таким образом, широкое использование подвижных игр сопряженных с
речью повышает качество коррекционной логопедической работы, помогает
педагогам создавать благоприятные психолого- педагогические условия
обучения.