Напоминание

Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в словах, предложениях. ( Из опыта работы.)


Автор: Кокорина Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Мамоновский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: с. Мамоны Иркутский район Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в словах, предложениях. ( Из опыта работы.)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Аннотация
В статье раскрывается понятие подвижной игры с речевым сопровождением, как педагогической технологии, которая позволяет исправлять звукопроизношение у детей дошкольного возраста. Результат имеет стойкий характер, закрепляется положительными эмоциями. В статье даются определения: подвижная игра, нарушение звукопроизношения, условный рефлекс и другие. Подвижные игры с речевым сопровождением – это эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений.
Ключевые слова
Дошкольный возраст, нарушения речи, подвижная игра, игровая деятельность.
Использование подвижных игр с речевым сопровождением при работе

над звукопроизношением у детей дошкольного возраста. Этапы

постановки звуков, изолированного произношения, автоматизации в

словах, предложениях. ( Из опыта работы.)
В настоящее время различные нарушения речи у детей приобретают распространенный характер. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются дефекты произношения, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, недостаточные возможности в использовании интонационных средств. Чаще всего эти проблемы встречаются у дошкольников со стертой формой дизартрии и проявляются в структуре дефекта у детей с фонетик - фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи (2-3 уровень). Для дошкольников нет деятельности важнее, чем игровая деятельность. Именно через игру малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Игры развивают психологические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка, произвольность его поведения. В настоящей статье рассмотрим пути коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с речевым сопровождением. Подвижная игра - это одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Игра невозможна без общения, которое является ее основным составляющим. В игре устанавливается
эмоциональный контакт между детьми, детьми и взрослыми, игра помогает им найти общий язык. Во время игры дети учатся соблюдать правила, слышать товарища, продолжать его действия или выручать. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Во время игры дети прыгают, бегают, имитируют движения животных и птиц. Это вызывает множество положительных эмоций. Дети радуются, смеются. У детей получается правильно произносить звуки намного результативнее, чем на традиционном занятии. Хватцев утверждал, что любой условный рефлекс нужно закрепить положительными эмоциями. В. Мануйленко в ходе исследования о значении игры, доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности по заданию. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович в своих исследованиях делают вывод о том, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительной жизни». Практикующие логопеды замечают, что процесс постановки и автоматизации звуков проходит гораздо эффективнее, быстрее по срокам, а главное имеет более стойкий результат, если в работе используются подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Вопрос использования разных видов игр изучали ряд авторов: Л. Н. Ефименкова Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская, Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов. Для работы над воспитанием правильного звукопроизношения очень интересны подвижные игры, которые могут использоваться на этапе постановки и автоматизации звуков. Мною были собраны, изучены, апробированы игры и игровые приемы разных авторов. Наиболее результативные игры собраны в рабочую картотеку. В картотеке игры расположены в соответствии с этапом работы над звуком и распределены по группам звуков. В основу взята картотека В. И. Селиверстова. Примеры подвижных игр сопряженных с речью из картотеки представлены в таблице 1. Таблица 1. Подготовительный этап. Развитие слухового внимания. Развитие физиологического дыхания. « Ветер и птицы». Цель: Развитие слухового внимания. Развитие координации движения. Описание игры. Работа в группах: «птицы», «ветер». Дети, которые изображают ветер бегают, а другая «птички», сидят в гнездах .Ветер утихает – дети садятся на стульчики, а «птички» вылетают. Используется музыкальный инструмент. « Осторожные птицы» Цель: Развивать физиологического внимания. Закреплять представления детей по теме « Птицы». Описание игры. Рассказ о перелете диких гусей на юг. Дети негромко дуют в дудочки. Постановка звуков. Изолированное произношение «Мухи в паутинке» Цель: Постановка звука (ж) по подражанию. Описание игры. Часть детей изображают паутинку .Они образуют круг.
звуков. Другие дети изображают мух. Они жужжат влетая в круг и вылетая из него. По сигналу паутинка закрывается. Затем дети меняются ролями. «Тишина» Цель: Постановка звука (ш) по подражанию. Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а остальные у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему, при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук (ш- ш). Кто первым дойдет до водящего, тот становится водящим. «Пильщики» Цель: Постановка звука (з) по подражанию. Описание игры. Дети имитируют движение пилы и длительно произносят звук (з). «Лошадка» Цель: Постановка звука (р). Описание игры. Дети распределяются на две группы. Одни изображают лошадок, а другие наездники. Лошадки бегают, а наездники их останавливают их: - трр-. Этап автоматизации звуков. « Лиса». Цель: Автоматизация звука (с) в предложениях. Описание игры. Ребенок ( лиса) сидит за кустом. Остальные дети куры. Куры ходят по полю и приговаривают: Лиса близко притаилась – Лиса кустиком прикрылась. Лиса носом повела – Разбегайтесь кто куда. Лиса выбегает и ловит кур. « Воробушки». Цель: Автоматизация звука (ч). Описание игры. Дети (воробушки) сидят в гнездышках и спят. Педагог говорит: - В гнезде воробушки живут И утром рано все встают. Дети открывают глазки и приговаривают: Чирик- чик- чик, чирик- чик-чик! Педагог: - Так весело поют. Этап дифференциации. «Мышеловка». Цель: Дифференциация звуков (с-ш). Описание игры. Детей делят на две группы. Часть детей образуют круг – это мышеловка. Дети, держась за руки поднимают руки вверх. Дети (мыши), стоящие в кругу, тихо говорят: Все спят – Детки спят. Волк в лесу спит. Кукла Настя спит. Только мышки не спят, Они кушать хотят, В мышеловку глядят. «Комар» Цель: Дифференциация звуков (р-л). Описание игры. Дети водят хоровод и приговаривают: Ай да Коля молодец! Комару пришел конец! Тра- ля- ля, тра- ля- ля, Комару пришел конец. Методические рекомендации по проведению игр. Постановка звуков должна осуществляться после тщательно проведенного подготовительного этапа, после того, как у ребенка выработаны артикуляционные позы, после объяснения артикуляционного уклада. Игры могут использоваться как игровой прием, физминутка, на прогулке, на музыкальных занятиях, самостоятельное занятие на постановку и закрепление звука. Подвижные игры могут применяться как в ходе
групповых занятий, так и на индивидуальных занятиях. Важное условие – это систематичность. Подвижные игры должны приносить на занятие повышение мотивации детей, легкость процесса обучения, улучшение установления контакта между детьми и педагогами, положительный эмоциональный настрой, то есть использование подвижных игр сопряженных с речью помогают педагогу создавать благоприятные психолого - педагогические условия на занятиях, которые повышают результативность обучения детей. Картотеку подвижных игр сопряженных с речью в своей работе использую три года. Сроки работы позволяют сделать выводы . При устранении нарушений звукопроизношения эффективно с положительным стойким результатом проходит этап постановки звуков и успешно закрепляется изолированное произношение, с условием соблюдения методических рекомендаций. Обучение проходит быстро ,осознанно, на положительных эмоциях. Что касается этапа автоматизации, то сначала у детей формируются стойкий интерес к речевому материалу, а затем контроль за собственной речью и речью своих товарищей. У детей формируется умение слышать друг друга, устанавливать речевой и эмоциональный контакт. У детей с нарушением темпо – ритмической стороны речи наблюдается снижение напряжения в мышцах, улучшается физиологическое и речевое дыхание, снижаются судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппарате. Дети с нарушениями голоса быстрее начинают понимать свои ошибки, по подражанию речь улучшается. Таким образом, широкое использование подвижных игр сопряженных с речью повышает качество коррекционной логопедической работы, помогает педагогам создавать благоприятные психолого- педагогические условия обучения.


В раздел образования