Напоминание

Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии


Автор: Татьяна Михайловна Понизова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СЛИ №2
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Критерии оценивания метапредметных и личностных результатов

учащихся при изучении химии

В современной школе все больше внимания обращают на личностные и

метапредметные результаты обучения. Это обусловлено не только принятием

новых Федеральных государственных образовательных стандартов для

начальной и основной школы, но и потребностями как учащихся и их

родителей, так и учителей. Деятельность в обучении химии направлена на

достижение учащимися следующих личностных результатов:в ценностно-

ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую

науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;в трудовой сфере

готовность

к

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной

траектории;в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере —

умение

управлять

своей

познавательной

деятельностью.

Личностные

результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности,

в

сущностные

черты

характера,

в

мировоззрение,

в

убеждения,

в

нравственные принципы.

Под метапредметными результатами понимают освоенные учащимися

способы деятельности, применимые как

в рамках образовательного

процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредмет — это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой

традиционных учебных предметов.Выделяют несколько метапредметов:

«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее

время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.

Основная

задача

метапредмета

«Знак»:

формирование

у

школьников

способности схематизации.

Основная

задача

метапредмета

«Знание»:

формирование

способности

работать с понятиями.

Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников

собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных

задач и освоение способов их решения.

Метапредмет «Знак»

Использование

знаково

символических

средств

представления

информации для создания моделей изучаемых объектов

Создание

моделей

изучаемых

объектов.Создание

моделей

изучаемых

процессов

Метапредмет «Знание»

В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность

работать с понятиями как особой формой знания.

Метапредмет «Проблема». Ситуационные задания.

-Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом

баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось

на дне бака, появились жёлтые пятна, а на стенках бака – белый рыхлый

налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно

удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать, чтобы

не испортить бельё?

-Почему черный хлеб черствеет медленней, чем белый?

(Ржаной крахмал связывает почти вдвое больше воды, чем пшеничный.)

Пример.9 класс.

-Запах какого вещества человек ощущает, когда горит спичка?

( Запах сернистого газа.)

Задание. Составьте уравнение реакции образования оксида серы при горении

серы, входящей в состав спичечной головки.

Пример.11 класс.

-Почему в плохо проветриваемом коровнике не рекомендуют зажигать

спички?

( Одна корова ежедневно выделяет в среднем 500 л метана. Спички не

рекомендуют

зажигать во избежание возгорания этого газа). Составьте

уравнение горения метана.

-Почему боль утихнет, если место укуса рыжего лесного муравья смочить

нашатырным спиртом?

(Укусы рыжих лесных муравьев болезненны из-за того, что их железы

выделяют муравьиную кислоту. Боль утихает при смачивании нашатырным

спиртом, так как это основание, нейтрализующее кислоту).

Задание. Составьте уравнение реакции нейтрализации, которая лежит в

основе

применения

нашатырного

спирта

для

уменьшения

боли

при

муравьиных укусах.

Пример. 9 класс.

-Почему старинные картины ,написанные масляными красками, темнеют?

(В старину белым пигментом красок служили свинцовые белила, основой

которых был карбонат свинца. Это вещество реагирует с сероводородом,

содержащемся в воздухе, образуется черный сульфид свинца).

Задание. Составьте уравнение реакции, в результате которой темнеют

картины, написанные масляными красками.

Для формирования метапредметных результатов, возможно, использовать

различные методики обучения.

Большую роль при изучении химии играет организация проектной и

исследовательской

деятельности.

Необходимо

научить

школьников

соблюдать

логику

познания

на

всех

этапах

проектировании

или

исследования.

Метапредмет «Задача»

При

изучении

метапредмета

«Задача»

у

школьников

формируются

способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта

задачи, конструирования способов решения.

Примеры метапредметных заданий:

Сейчас на рынке есть выбор антифризов – жидкостей для охлаждения

двигателя, которые устойчивы к замерзанию. Но если вы оказались в такой

ситуации, что антифриз приобрести негде, а вам необходимо залить его в

систему охлаждения, можно приготовить самостоятельно солевой антифриз,

замерзающий при температуре - 45◦С. Этот раствор содержит 32% CaCl2,

7% NaCl, 61%H2O. Рассчитайте, сколько граммов солей и воды надо взять,

чтобы залить его в охлаждающую систему автомобиля, у которого его объем

составляет примерно 6л.Осваивая метапредметную технологию, рисуя

схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник

получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это

необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других

областях.Метапредметные

результаты

включают

в

себя

освоенные

универсальные учебные действия, которые составляют основу компетенций

школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает

готовность

обучающегося к освоению новых знаний, поиск путей решения проблем в

различных ситуациях. Учитель способен насытить пространство урока не

только предметным, но и метапредметным содержанием, т.е. поверх своего

предмета выстроить систему сознательного обучения учащихся приемам

мыследеятельности, общим для различных предметов: анализу, синтезу,

воображению, схематизации, проблематизации и т.д. Более того, учитель

будущего - это тот, кто учит учащихся осознавать сам процесс учения, т. е.

рефлексировать свой процесс познания.



В раздел образования