Автор: Татьяна Михайловна Понизова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СЛИ №2
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии
Раздел: полное образование
Критерии оценивания метапредметных и личностных результатов
учащихся при изучении химии
В современной школе все больше внимания обращают на личностные и
метапредметные результаты обучения. Это обусловлено не только принятием
новых Федеральных государственных образовательных стандартов для
начальной и основной школы, но и потребностями как учащихся и их
родителей, так и учителей. Деятельность в обучении химии направлена на
достижение учащимися следующих личностных результатов:в ценностно-
ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;в трудовой сфере
—
готовность
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории;в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере —
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью.
Личностные
результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности,
в
сущностные
черты
характера,
в
мировоззрение,
в
убеждения,
в
нравственные принципы.
Под метапредметными результатами понимают освоенные учащимися
способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредмет — это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой
традиционных учебных предметов.Выделяют несколько метапредметов:
«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее
время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.
Основная
задача
метапредмета
«Знак»:
формирование
у
школьников
способности схематизации.
Основная
задача
метапредмета
«Знание»:
формирование
способности
работать с понятиями.
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников
собственной позиции относительно данного события.
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных
задач и освоение способов их решения.
Метапредмет «Знак»
Использование
знаково
–
символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов
Создание
моделей
изучаемых
объектов.Создание
моделей
изучаемых
процессов
Метапредмет «Знание»
В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность
работать с понятиями как особой формой знания.
Метапредмет «Проблема». Ситуационные задания.
-Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом
баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось
на дне бака, появились жёлтые пятна, а на стенках бака – белый рыхлый
налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно
удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать, чтобы
не испортить бельё?
-Почему черный хлеб черствеет медленней, чем белый?
(Ржаной крахмал связывает почти вдвое больше воды, чем пшеничный.)
Пример.9 класс.
-Запах какого вещества человек ощущает, когда горит спичка?
( Запах сернистого газа.)
Задание. Составьте уравнение реакции образования оксида серы при горении
серы, входящей в состав спичечной головки.
Пример.11 класс.
-Почему в плохо проветриваемом коровнике не рекомендуют зажигать
спички?
( Одна корова ежедневно выделяет в среднем 500 л метана. Спички не
рекомендуют
зажигать во избежание возгорания этого газа). Составьте
уравнение горения метана.
-Почему боль утихнет, если место укуса рыжего лесного муравья смочить
нашатырным спиртом?
(Укусы рыжих лесных муравьев болезненны из-за того, что их железы
выделяют муравьиную кислоту. Боль утихает при смачивании нашатырным
спиртом, так как это основание, нейтрализующее кислоту).
Задание. Составьте уравнение реакции нейтрализации, которая лежит в
основе
применения
нашатырного
спирта
для
уменьшения
боли
при
муравьиных укусах.
Пример. 9 класс.
-Почему старинные картины ,написанные масляными красками, темнеют?
(В старину белым пигментом красок служили свинцовые белила, основой
которых был карбонат свинца. Это вещество реагирует с сероводородом,
содержащемся в воздухе, образуется черный сульфид свинца).
Задание. Составьте уравнение реакции, в результате которой темнеют
картины, написанные масляными красками.
Для формирования метапредметных результатов, возможно, использовать
различные методики обучения.
Большую роль при изучении химии играет организация проектной и
исследовательской
деятельности.
Необходимо
научить
школьников
соблюдать
логику
познания
на
всех
этапах
проектировании
или
исследования.
Метапредмет «Задача»
При
изучении
метапредмета
«Задача»
у
школьников
формируются
способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта
задачи, конструирования способов решения.
Примеры метапредметных заданий:
Сейчас на рынке есть выбор антифризов – жидкостей для охлаждения
двигателя, которые устойчивы к замерзанию. Но если вы оказались в такой
ситуации, что антифриз приобрести негде, а вам необходимо залить его в
систему охлаждения, можно приготовить самостоятельно солевой антифриз,
замерзающий при температуре - 45◦С. Этот раствор содержит 32% CaCl2,
7% NaCl, 61%H2O. Рассчитайте, сколько граммов солей и воды надо взять,
чтобы залить его в охлаждающую систему автомобиля, у которого его объем
составляет примерно 6л.Осваивая метапредметную технологию, рисуя
схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник
получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это
необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других
областях.Метапредметные
результаты
включают
в
себя
освоенные
универсальные учебные действия, которые составляют основу компетенций
школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает
готовность
обучающегося к освоению новых знаний, поиск путей решения проблем в
различных ситуациях. Учитель способен насытить пространство урока не
только предметным, но и метапредметным содержанием, т.е. поверх своего
предмета выстроить систему сознательного обучения учащихся приемам
мыследеятельности, общим для различных предметов: анализу, синтезу,
воображению, схематизации, проблематизации и т.д. Более того, учитель
будущего - это тот, кто учит учащихся осознавать сам процесс учения, т. е.
рефлексировать свой процесс познания.