Автор: Колачева Ольга Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 37
Населённый пункт: ГБДОУ № 37 Василеостровского района
Наименование материала: статья
Тема: кейс технологии Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании»
Цель: Знакомст
во педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном
процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном
образовании».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки
для работы.
Ожидаемые результаты: Участники получат знания:
что представляет собой кейс-технология;
разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
правила разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин
1.Введение
Стремительная
динамика
современной
жизни
требует
поиска
и
разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-
настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в
результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на
сегодняшний
день
является
использование
кейс-технологий
в
дошкольном образовании.
Теоретическая
часть
1. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из
жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода
является США.
Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и
в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции.
В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько
лет
2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» -
запутанный, необычный случай; а также от английского «case» -
портфель, чемоданчик.
3.Кейс-технология –
это
общее
название
технологий
обучения,
представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения,
на
основе
реальных
или
вымышленных
ситуаций,
направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование
новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию,
разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные
пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный
путь решения проблемы.
4.Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию
человека,
реально принимающего
решения, учиться
на
ошибках
других.
5. Что может содержать кейс?
Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или
их фрагменты)
Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы,
аудиозаписи
5. Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны
детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования,
проведение сбора и анализа
материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего
развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Вопрос
Как вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в
работе с дошкольниками?
6. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
- Первый этап: подготовительный.
- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается
положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем
выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно
воспитанники осознают цель поиска.
- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи
ключевых
вопросов,
поддерживает
эмоциональный
опыт
детей,
осуществляет
координационную
работу
во
время
поисковой
деятельности воспитанников.
- Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в
процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения
логически рассуждать.
- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают
аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
7. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на
примерах.
Кейс-иллюстрация -
это
иллюстрация,
которая
используется
для
рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных
решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть
проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную
информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и
строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в
открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с
которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог
предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует
обсуждение ситуации.
- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со
сверстниками.
- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.
Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес
8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность
сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок
в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной
сложности
жизненные
ситуации.
Сущностью
предоставленной
технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть
мотивация на решение проблемы.
Пример фото-кейс «Дети обедают»:
Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:
1. Фото « Дети обедают»
2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и
приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по
всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать.
И только Егор сидел над тарелкой.
3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты
поступил на месте Егора?
Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у детей
больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют
ситуацию, обращают внимание на детали.
Практическая
часть.
А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по
3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-
кейсами. Вы получаете по карточке, и таблицы, которые необходимо
заполнить. Когда все закончат, обсудим что получилось.
Вывод
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-
технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив
специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных
этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием,
так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в
этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного
движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое
благотворное влияние,
какое солнце оказывает на природу; они
рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают,
поднимают дух. В. Гумбольдт
Первый этап: Подготовительный
Деятельность педагога
Деятельность детей
Показывает фотографию, зачитывает
текст
Знакомятся с ситуацией
Второй этап: Мотивационный
Деятельность педагога
Деятельность детей
- формирует суть проблемы;
- формирует задание;
- мотивирует к поиску решения.
- осознают проблему;
- концентрируются на поиске решений в
данной ситуации.
Третий этап: «Мозговой штурм»
Деятельность педагога
Деятельность детей
- активизирует детей при помощи
ключевых вопросов;
- помогает проанализировать
принятое решение.
- представляют свои варианты решения;
- находят совместное решение;
- формулируют выводы.
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный
Деятельность педагога
Деятельность детей
- побуждает детей к поиску ситуаций,
в которых можно применить
полученные знания
- размышляют, выдвигают аргументы;
- применяют полученные знания