Напоминание

кейс технологии Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников


Автор: Колачева Ольга Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 37
Населённый пункт: ГБДОУ № 37 Василеостровского района
Наименование материала: статья
Тема: кейс технологии Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании»

Цель: Знакомст

во педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи:

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном

процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники: воспитатели

Дидактический материал: презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном

образовании».

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки

для работы.

Ожидаемые результаты: Участники получат знания:

что представляет собой кейс-технология;

разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:

1. Введение – 2 мин.

2. Теоретическая часть –10- 15 мин

3. Практическая часть – 10 мин

1.Введение

Стремительная

динамика

современной

жизни

требует

поиска

и

разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-

настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в

результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на

сегодняшний

день

является

использование

кейс-технологий

в

дошкольном образовании.

Теоретическая

часть

1. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из

жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода

является США.

Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и

в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции.

В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько

лет

2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» -

запутанный, необычный случай; а также от английского «case» -

портфель, чемоданчик.

3.Кейс-технология

это

общее

название

технологий

обучения,

представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного

обучения,

на

основе

реальных

или

вымышленных

ситуаций,

направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование

новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию,

разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные

пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный

путь решения проблемы.

4.Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию

человека,

реально принимающего

решения, учиться

на

ошибках

других.

5. Что может содержать кейс?

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или

их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы,

аудиозаписи

5. Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны

детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования,

проведение сбора и анализа

материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего

развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Вопрос

Как вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в

работе с дошкольниками?

6. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

- Первый этап: подготовительный.

- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается

положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем

выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно

воспитанники осознают цель поиска.

- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи

ключевых

вопросов,

поддерживает

эмоциональный

опыт

детей,

осуществляет

координационную

работу

во

время

поисковой

деятельности воспитанников.

- Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в

процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения

логически рассуждать.

- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают

аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

7. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на

примерах.

Кейс-иллюстрация -

это

иллюстрация,

которая

используется

для

рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных

решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть

проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную

информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и

строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в

открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с

которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.

Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог

предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует

обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со

сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес

8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность

сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок

в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной

сложности

жизненные

ситуации.

Сущностью

предоставленной

технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть

мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»:

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:

1. Фото « Дети обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и

приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по

всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать.

И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты

поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у детей

больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют

ситуацию, обращают внимание на детали.

Практическая

часть.

А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по

3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-

кейсами. Вы получаете по карточке, и таблицы, которые необходимо

заполнить. Когда все закончат, обсудим что получилось.

Вывод

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-

технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив

специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных

этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием,

так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в

этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного

движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое

благотворное влияние,

какое солнце оказывает на природу; они

рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают,

поднимают дух. В. Гумбольдт

Первый этап: Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показывает фотографию, зачитывает

текст

Знакомятся с ситуацией

Второй этап: Мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- формирует суть проблемы;

- формирует задание;

- мотивирует к поиску решения.

- осознают проблему;

- концентрируются на поиске решений в

данной ситуации.

Третий этап: «Мозговой штурм»

Деятельность педагога

Деятельность детей

- активизирует детей при помощи

ключевых вопросов;

- помогает проанализировать

принятое решение.

- представляют свои варианты решения;

- находят совместное решение;

- формулируют выводы.

Четвертый этап: оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- побуждает детей к поиску ситуаций,

в которых можно применить

полученные знания

- размышляют, выдвигают аргументы;

- применяют полученные знания



В раздел образования