СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Нагорный Виктор Степанович Должность: старший преподаватель кафедры "физика" Учебное заведение: Сахалинский институт железнодорожного транспорта – филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске Населённый пункт: Южно-Сахалинск Наименование материала: Научная статья Тема: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел: высшее образование
Нагорный Виктор Степанович
Старший
преподаватель
кафедры
«Физика»
Сахалинский
институт
железнодорожного
транспорта
–
филиал
ДВГУПС
в
г.
Южно-Сахалинске,
Южно-Сахалинск, Россия
Аннонтация: В
работе
проведен
анализ
условий
формирования
образовательной среды профессионального образования, выделены факторы,
оказывающие
влияние
на
образовательную
среду,
выявлены
проблемы,
усложняющие процесс формирования эффективной образовательной среды, а
также рекомендации по их решению
К л юч е в ы е
с л ов а :
с о в р е м е н н а я
с и с т е м а
о б р а з о в а н и я ,
конкурентоспособность специалиста, образовательная среда
В
целом
необходимо
отметить
возрастание
социокультурных,
экономических,
политических
и
других
противоречий,
что
заставляет
современное образование по своему содержанию и форме быть готовым к
современным вызовам на различных уровнях хозяйствования: национальном,
региональном, корпоративном.
На основе анализа существующих публикаций по теме было выделено
несколько
факторов,
способных
критическим
образом
повлиять
на
образовательную среду профессионального образования:
1.
Неблагоприятная
общая
социально-экономическая
ситуация
в
России,
сокращение
потребности
в
специалистах
для
экономической
деятельности.
2.
Растущее
расслоение
уровней
социально-экономического,
культурного развития регионов – увеличение разрыва между мегаполисами и
отдаленными территориями.
3.
Демографические изменения, приведшие к изменению пропорций
численности возрастных групп в обществе, и, следовательно, к изменению
групп «потребителей среднего образования».
4.
Снижение качества общего (школьного) образования.
5.
Интенсивная
динамика
технологиче ского
р а з в и т и я ,
соответственно, резкое изменение объема и структуры занятости населения,
набора профессий и квалификаций [1, с. 23].
К сожалению, приходится констатировать, наличие ряда противоречий,
усложняющих процесс формирования эффективной образовательной среды:
между
абстрактным
предметом
уч е б но-поз на ват е льной
деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным
предметом
усваиваемой
профессиональной
деятельности,
где
знания
не
даны
в
чистом
виде,
а
заданы
в
общем
контексте
производственных
процессов и ситуаций. При этом если в учебной деятельности информация
является ее предметом, то в профессиональной деятельности она должна
превратиться в средство регуляции последней, т. е. в знание;
между целостностью содержания профессиональной деятельности
и овладением ею студентом через множество предметных областей (наук,
учебных предметов);
между
общественной
формой
существования
профессиональной
деятельности,
коллективным
характером
труда,
предлагающим
межличностное взаимодействие и общение работников, и индивидуальной
формой ее присвоения студентами;
между вовлеченностью в процессы труда личности специалиста на
уровне
творческого
мышления
и
социальной
активностью
и
опорой
в
обучении,
прежде
всего
на
процессы
внимания,
восприятия,
памяти
(когнитивные функции);
между
«ответной
позицией
студента»
(цели
з а д а ют с я
преподавателем, студент отвечает на его вопросы, решает задачи, активен по
«разрешению»
преподавателя)
и
принципиально
инициативной
в
предметном и социальном смысле позицией будущего специалиста;
между
обращенностью
содержания
учебной
деятельности
к
прошлому
социальному
опыту
и
ориентацией
студента
на
будущее
содержание профессиональной деятельности [3, с. 25].
Эти противоречия предусматривают кардинальные перемены в подходах к
решению основных вопросов функционирования образовательной среды.
Особенно остро вырисовывается проблема разрыва теории и практики в
образовательном
процессе
при
подготовке
специалистов
экономической
направленности.
Теоретические
положения
преподаваемых
дисциплин
рассчитаны на реальные рыночные отношения, которые в России пока проходят
апробацию,
поэтому
часто
лишены
иллюстративности
на
примере
нашей
страны.
Другая проблема – применение тестирования как метода оценки знаний и
умений
студентов
при
промежуточной
и
итоговой
аттестации.
Необходимо
отметить полезность данной формы при систематизации знаний, однако данный
метод не учитывает воспитательной основы, которая имеет место в системе
преподаватель-студент и является на сегодняшний день одной из главных в
системе профессионального образования.
От преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное
использование
интерактивных
методик
обучения,
тестовых
заданий,
конкретных
ситуаций,
чтобы
на
основе
теоретических
положений
анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований.
Поэтому при подготовке специалистов необходимо наряду с внедрением
новых
методов
обучения
совершенствовать
традиционные,
эффективность
которых доказана в течение многих лет.
Образовательным
учреждениям,
готовящим
специалистов
данного
профиля, следует подходить к процессу трансформации образовательной среды
не
механически,
а
творчески,
принимая
во
внимание,
прежде
всего,
педагогические традиции, передовой опыт и потенциал техникума.
Современное экономическое образование должно быть ориентировано на
подготовку
специалистов-практиков,
обладающих
четким
экономическим
м ы ш л е н и е м ,
т в о р ч е с к о й
и н т у и ц и е й
и
в ы с о к о й
с т е п е н ь ю
конкурентоспособности
и
осознания
профессиональной
роли
в
сложных,
социальных и экономических реалиях нашей страны [2, с. 111].
Значение и глубина перечисленных выше проблем особенно актуальна в
современных условиях.
Подводя
итог
необходимо
отметить,
что
Хабаровском
торгово-
экономическом техникуме основными факторами формирования эффективной
образовательной среды является формирование активной профессиональной
позиции студентов, актуализация интеллектуального потенциала, формирование
культуры мышления, создание ситуации успеха, как ведущих педагогических
условий
успешной
адаптации
студентов
в
системе
непрерывного
профессионального образования и деятельности преподавателей.
На сегодняшний день образовательная деятельность Хабаровского торгово-
экономического
техникума
направлена,
прежде
всего,
на
удовлетворение
потребностей молодежи в качественном профессиональном образовании, т.к.
общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных
постоянно
повышать
профессиональный
уровень
и
адаптироваться
в
современных социально-экономических условиях.
Список литературы
1.
Гудзенко
ЕМ.
Образовательная
среда
профессионального
образования // Казанская наука. Сборник научных статей. - Казань, 2014. -
№ 3. - С. 27-28.
2.
Спивак
В.А.
Образовательная
среда:
теория
и
практика.
-
СПб.: Питер, 2014. - 185 с.
3.
Щербина СВ. Образовательный потенциал на современном
этапе: природа, логика формирования и функции // Социс. - 2015. - №7. -
С. 21-28.