Автор: Ходжаева Нодира Абдукахаровна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Населённый пункт: город Худжанд, Согдийский область
Наименование материала: статья
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА СОТИМА УЛУГЗОДА
Раздел: высшее образование
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА СОТИМА УЛУГЗОДА
Ходжаева Нодира Абдукахаровна, ст. преподаватель Худжандской
политехнический институт Таджикского
технического университета имени академика М.С. Осими
Сотим Улугзода является одной из ярчайших звезд современной
таджикской
литературы,
Народный
писатель
Таджикистана,
член-
корреспондент
Академии
наук
Республики
Таджикистан,
лауреат
Государственной
премии
имени
Рудаки.
Он
прославился
своими
выдающимися
произведениями,
как
«Субҳи
ҷавонии
мо»
(«Утро
нашей
юности»),
«Қисмати
шоир»
(«Судьба
поэта»),
«Фирдавси»
(«Фирдоуси»), «Ривояти
суғдӣ» («Согдийская легенда»), «Марги Ҳофиз
(«Смерть Хафиза») и «Восе».
Жанр прозы в творчестве Сотима Улугзода обретает свое место в
основном после Великой Отечественной войны. Очерки и рассказы
«Атака»
(1944),
«Биби»
(«Бабушка»)
(1946),
«Саёҳати
Бухоро
бо
ҳамроҳии
Айнӣ»
(«Путешествие
в
Бухару
вместе
с
Айни»)
(1950),
«Қаҳрамони Днестр, Висла ва Одер» («Герой Днестра, Вислы и Одера»)
(1967) посвящены событиям советского времени. События рассказа
«Смерть Хафиза» (1972 г.) происходит в Индии. Отец - великий Хафиз
убивает собственного сына, а позже убивает себя. История отца и
сына,
защиты
родины
–
одна
из
древнейших
тем
в
мировой
литературе,
которая
совершенно
по-новому
описана
в
рассказе
«Смерть Хафиза».
Первым большим по объему произведением Сотима Улугзода в
художественной
прозе
является
повесть
«Ёрони
боҳиммат»
(«Благородные друзья») (1947), которая посвящена событиям Великой
Отечественной
войны.
В
произведении
созданы
образы
Зайнаб,
Джурабека и Орифа. Зайнаб получает в фронта «похоронку», что ее
муж
Джурабек
в
бою
героически
погиб.
После
года
траура
она
выходит
замуж
за
инженера
по
имени
Ориф
Каримов,
чтобы
избавиться от людских толков и сплетен. Однако вскоре ей приходит
письмо
Джурабека
из
ташкентской
больницы.
Самый
проникновенный момент произведения в том, что теперь у Зайнаб
есть
два
законных
мужа
и
выбор
находится
в
руках
женщины,
находящейся в растерянности. После долгих и мучительных раздумий
и
рассуждений
Зайнаб
выбрала
своего
первого
мужа
и
сказала
в
больнице: «Я заберу Джурабека». Своими словами Зайнаб взяла на
себя
большую
ответственность
спасти
Джурабека,
потерявшего
на
войне руки и ноги, и быть с ним на протяжении всей жизни.
Первым
романом
Сотима
Улугзода
стал
«Навобод»
(1953),
посвященный
теме
объединения
дехканских
хозяйств
и
развитию
сельских
районов
в
Таджикистане
в
советское
время.
Это
произведение
занимает
особое
место
в
истории
таджикской
литературы нового периода.
Прозаические произведения «Восе» (1967), «Согдийская легенда»
(1975), «Достонҳои
«Шоҳнома»
(«Рассказы «Шахнаме»)
(1976, 1977),
«Фирдоуси»
(1985)
посвящены
различным
историческим
темам.
Прозаическое произведение Сотима Улугзода «Фирдоуси» занимает
главное и достойное место в его творчестве. «Фирдоуси» - выдающийся
роман,
посвященный
тематике
патриотизма
и
национального
самосознания.
Главным
персонажем
романа
является
Абулкасим
Фирдоуси,
образ
которого
писатель
представил
читателю
как
справедливого,
честного
человека
и
патриотичного,
благородного
поэта.
Другие
образы
произведения
-
Фотимабону
(супруга
Фирдоуси), Манижа и Хушанг (дети Фирдоуси), Абу Дулаф, Мухаммад
лашкари,
Хусейн
Кутайб,
плотник
Салохиддин,
поэт
Унсури,
естественно и гармонично дополняют образ основного героя романа.
Сочинив и представив читателям роман «Фирдоуси», выдающийся
прозаик создал новую разновидность романа в истории таджикской
литературы нового периода.
«Утро
нашей
юности»
-
автобиографическая
повесть,
опубликованная в 1954 году. Сотим Улугзода продолжил традиции
написания мемуаров, присущих таджикской литературе, в том числе
«Ёддоштҳо» («Воспоминания») Садриддина Айни. Повесть состоит из
57 глав и в ней описаны события, происходившие в 1916-1926 годах в
кишлаках
вокруг
города
Тус
Наманганской
области
и
города
Ташкента.
В
произведении
образно
воспроизводятся
события
в
таджикском дехканском семействе (Умархон с супругой и сыновьями -
Азизом, Собиром и Мухтором). История повествуется со слов юного
Собира, олицетворяющего детство самого писателя. Первые пять глав
повести рассказывают о жизни семьи Умархона в селении. Сначала
Собир рассказывает историю отца и матери в селении и беззаботном
периоде своего детства. Тяжести жизни в кишлаке, а особенно засуха и
голод 1918 года, вынудили Умархона переехать в Ташкент и начать
работу на хлопчатобумажной фабрике. В главах «На завод», «Новые
друзья», «Аист», «Отцовский совет», «Паранджа», «Свет новой жизни»
Собир с любовью и душевной теплотой рассказывается о хороших
условиях жизни и искренней дружбе с русскоязычными соседями.
Однако их мирная жизнь продлилась всего лишь два с половиной
года,
а
мать
Собира
внезапно
заболела
и
скончалась.
Отец
вновь
переезжает в кишлак вместе с Собиром и Мухтором. Вскоре отец
уезжает
проведать
Азиза
в
Ташкент
и
там
пропадает.
Собир
описывает свое состояние после того, как услышал известие о смерти
родителей в главе «Сирота»: «Я проплакал всю ночь до утра. Чтобы
Мухтор не проснулся, я завернулся с головой в одеяло и беззвучно
плакал. Я вспоминал историю всей своей одиннадцатилетней жизни».
В следующих главах описывается как Собир изучал науки в школе
Мулло Зайниддина, какое-то время в новой сельской школе, а затем в
школе-интернате в городе Тус. В 1925 году Собира как отличника
направили
на
учебу
в
Таджикский
педагогический
институт
в
Ташкенте. Следующие несколько глав повести «Утро нашей юности»
описывают учебу Собира в Педагогическом институте. Например, в
главе
«Познай
свой
народ»
Собир
поделился
впечатлениями
от
беседы с русским профессором Михаилом Степановичем Андреевым,
который
вошел
в
класс
и
на
чистом
таджикском
языке
сказал:
«Ассалому алейкум, бачахо!»: «Я на всю жизнь запомнил русского
ученого, который впервые мне сказал: «познай свой народ». Собир на
каникулах
уезжает
в
кишлак
и
на
некоторое
время
остается
с
Мухтором, а затем возвращается учиться в Педагогический институт.
В
30-х
годах
прошлого
века
Сотим
Улугзода
занялся
исследованием произведений
выдающихся представителей древней
таджикской
литературы
и
внес
неоценимый
вклад
в
таджикское
литературоведение.
Будучи
членом-корреспондентом
АН
Таджикистана (1951), он стал автором многочисленных произведений
и
статей,
и
внес
значительный
вклад
в
развитие
таджикского
литературоведения. Ряд научных статей, в том числе «Наш Лохути»
(1933 г.), «Первый съезд писателей советского Таджикистана» (1934 г.),
«Садриддин
Айни»
(1935
г.),
«О
поэтах
Памира»
(1935
г.),
«За
высококачественные
театральные постановки»
(1947), «О некоторых
вопросах литературной критики и литературоведения в республике»
(1954),
посвящены
различным
вопросам
таджикского
литературоведения нового периода.
Также
перу
Сотима
Улугзода
принадлежат
ценные
научные
произведения и статьи о жизни и творчестве выдающихся деятелей
культуры, например об Абуабдуллахе Рудаки, Дакики, Абулкасиме
Фирдоуси, Абуали ибн Сина, Носире Хосров, Ахмаде Дониш. Его
произведения
«Ахмад
Дониш»
(1946)
и
«Предводитель
восточных
мудрецов» (1980) обладают огромной научной ценностью. С. Улугзода
как писатель и драматург в истории таджикской литературы нового
периода занимает главное и достойное место.
Список использованной литературы:
1.
Улуғзода Сотим //Энсиклопедияи советии тоҷик.- Душанбе, 1987.-
Ҷ.7.- С.481- 483.
2.
Асозода Х. Устод Айнӣ дар шинохти Сотим Улуғзода: Дастури
таълимӣ.- Душанбе: Деваштич, 2001.- 116 с.
3.
Асозода Х. Абулқосим Фирдавсӣ дар шинохти Сотим Улуғзода:
Рисола.- Душанбе: Адиб,2000.- 80 с.
4.
Улуг-заде, Сатым. Пьесы /Сатым Улуг-заде. - М.: Советский
писатель,1988. — 251 с.
5.
Улуг-зода, Сатым. Единение: Избранные статьи и очерки / Сатым
Улуг -зода. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1963 — 199 с.
6.
Улуг-зода, Сатым. Фирдоуси. [Перевод с таджикского языка
Хуршеды Даврондухт] / Сатым Улуг-зода. - М.: Советский
писатель. - 1992. — 240 с.
7.
Улуг-зода, Сатым. Утро нашей жизни: Повесть / Сатым Улуг-
зода. -Душанбе: Маориф, 1984. — 320 с.
8.
Улугзода, Сотим. Согдийская легенда / Сотим Улугзода. - М.:
Художественная литература, 1987. — с. 569. - с.15 - 109.