Автор: Зайцева Светлана Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 25
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием"
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
заиканием
Зайцева Светлана Валерьевна
Россия, г. Белгород
svetlanka
_
zai
_
sveta
@
.
ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей речевого развития
у
детей
дошкольного
возраста
с
заиканием.
Представлены
результаты
экспериментального изучения уровней развития лексико-грамматических средств языка и
связной речи. Определены основные направления коррекционной работы по устранению
заикания у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речевая ситуация, просодические характеристики, заикание,
коррекционная работа, языковое оформление, словесная замена, речевой дефект,
судороги, нарушение темпа, нарушение ритмической организации речи, расстройства
речи.
Заикание как нарушение темпа и ритмической организации речи, вызванное
судорогами в мышцах речевого аппарата, относится к одному из самых распространенных
расстройств речи. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с
клинических, физиологических, психологических и психолого-педагогических позиций
(И. Ю. Абелева, Л. И. Белякова, Н. А. Власова, С. А. Миронова, Е. Ю. Рау, В. И.
Селиверстов, Н. А Чевелёва, А. В. Ястребова и др.).
Сложность данного речевого нарушения обусловлена тем, что темп и ритмическая
организация устной речи является стержнем, который объединяет и координирует все
составляющие устной речи. Включая лексическое и грамматическое структурирование,
артикуляторную
и
дыхательную
программу
и
весь
комплекс
просодических
характеристик [1].
Начало заикания обычно совпадает с периодом интенсивного формирования
речевой функции. От 2 до 6 лет, и внешне выражается в прерывании речи вынужденными
остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит
вследствие судорог в речевом аппарате.
Судороги могут быть различными по частоте и длительности, форме и месту
локализации, силе выраженности. Они могут проявляться у детей вместе, что утяжеляет
их влияние на речь в целом. У дошкольников, страдающих заиканием, нарушена
интонационная
сторона
речи,
расстройства
дыхания,
наличие
сопутствующих,
насильственных движений, несовершенство общей и речевой моторики.
Для работы с заикающимися дошкольниками предлагается ряд методик, которые
отличаются друг от друга разным подходом к выбору речевой деятельности и речевых
ситуаций, использованием разных вспомогательных средств или приемов.
При этом их объединяет общее стремление реализовать на практике принципы
систематичности
и
последовательности
(методики
Н.В. Власовой
и
Е.Ф. Рау,
В.И. Селиверстова, С.А Мироновой, Н.А. Чевелевой, Г.А. Волковой, И.Г. Выгодской,
Е.Л Пеллингер, Л. П. Успенской) Одной из главных задач рассматривается овладение
дошкольниками навыками общения. Их цель устранение трудностей коммуникативного
процесса [3].
Большинство методик логопедической работы с заикающимися дошкольниками
предполагают поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений и речевых
ситуаций. В зависимости от степени речевой самостоятельности детей. В процессе одного
из видов деятельности ребенка или при освоении программы детского сада с
использованием
игр
и
игровых
приемов.
Использование
традиционных
методов
устранения заикания дает положительную, но не достаточно высокую динамику.
Дети овладевают речевым и фонационным выдохом, навыками правильной
голосоподачи. Обучаются навыкам мышечной релаксации, координации и ритмизации
движений. Учатся применять эти навыки на разном по сложности речевом материале и в
разных коммуникативных условиях.
При этом результаты обследования дошкольников с заиканием по окончании
периода обучения показывают недостаточный уровень развития связной речи. При
пересказе и при составлении самостоятельных связных рассказов у части детей
отмечаются трудности в построении речевого высказывания.
Эти
трудности
выражаются
в
использовании
преимущественно
простых
предложений. В частности к простому перечислению предметов и действий, в нарушении
связности и последовательности рассказа.
Речь этих детей характеризуется бедностью и однообразием используемых
языковых средств. При анализе детских связных рассказов отмечаются трудности
программирования содержания развернутых высказываний, их языкового оформления,
смысловые
пропуски
существенных
элементов
сюжетной
линии,
заметную
фрагментарность изложения.
Результаты
свидетельствуют
о
недостаточно
сформированной
лексико-
грамматической стороне речи дошкольников с заиканием. При использовании приемов
устранения заикания, главное внимание уделяется развитию коммуникативных умений и
навыков. А развитию языковых средств на лексическом и грамматическом уровне
внимание уделяется недостаточно.
Овладение речью складывается из двух, параллельно протекающих процессов.
Усвоение ребенком языковых средств и овладение умением пользоваться ими в условиях
общения. Свободное владение языком предполагает сформированность языковых средств
и способность использовать их в целях устного общения [6].
За основу обследования был взят адаптированный к речевым возможностям детей
дошкольного
возраста.
Вариант
тестовой
методики
диагностики
устной
речи,
предложенной Т. А. Фотековой [8].
Оценка
сформированности
каждого
из
изучаемых
компонентов
речи
осуществлялась по результатам успешности выполнения детьми экспериментальных проб.
Успешность выполнения по каждому речевому компоненту определялась общим
количеством набранных детьми баллов. Которые в дальнейшем были переведены в
процентный эквивалент и соотнесены с тремя уровнями сформированности:
−
низкий уровень - 0 - 49 %;
−
средний уровень -50 % - 79 %;
−
высокий уровень - 80 % - 100 %.
Для проведения сравнительного анализа кроме дошкольников с заиканием, была
обследована группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализируя результаты проведенного обследования, можно отметить общие
речевые
ошибки,
встречающиеся
у
дошкольников
с
заиканием,
и
у
детей
сопоставительной группы. Рассмотрим в качестве примера некоторые из них.
В ходе изучения грамматического строя речи дети испытывали трудности при
различении и употреблении предлогов, уподобляли, неправильно использовали предлоги.
При образовании форм множественного числа ошибки проявлялись в виде замены
слова его уменьшительной формой или использовании неправильной при образовании
форм именительного падежа, и при образовании форм родительного падежа.
При падежном изменении слов дети заменяли отдельные слова уменьшительными
формами, неправильно образовывали падежные формы. В этом случае наиболее
характерными были следующие ошибки:
−
добавление гласной при стечении согласных;
−
неправильная постановка ударения;
−
использование неправильного окончания.
При изучении навыков согласования существительных с прилагательными
большие затруднения у детей вызвал самостоятельный подбор существительных к
предложенным прилагательным. Дети подбирали неправильные формы или наряду с
неправильными формами предлагали и правильные.
При обследовании словаря и навыков словообразования было выявлено. Дети
неправильно
образовывали
существительные,
обозначающие
названия
детенышей
животных. При назывании обобщающих понятий наиболее распространенной ошибкой
является замена слов «одежда» и «обувь» словами «вещи».
Не все дети дифференцируют животных на домашних и диких, используя для
обеих групп общее название «животные». Наибольшие затруднения у детей возникают
при подборе следующих обобщающих понятий.
При отглагольном образовании названий профессий от слова «летать» 38 %
обследуемых детей не смогли образовать форму слова, 25 % детей дали неверные формы.
Большое количество ошибок дети допускали при образовании относительных, и
притяжательных и качественных вместо прилагательных.
Образование приставочных глаголов у испытуемых детей характеризовалось
следующими недостатками: изменение видовой формы глагола, использование другой
корневой основы, замена приставки близкой по значению.
Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики с наибольшей
отчетливостью проявлялись в различных формах связной речи.
При обследовании связной речи выяснилось. У детей обеих групп имеется
достаточно низкий уровень развития навыков составления связных рассказов. По
сюжетной картине, по серии сюжетных картин, навыков пересказа. Отмечались трудности
в
построении
речевого
высказывания.
Они
выражались
в
использовании
преимущественно простых предложений. В частности к простому перечислению
предметов. В неумении последовательно излагать свои мысли. Отражать в речи причинно-
следственные связи и отношения. Логически объединять звенья в связный текст.
Результаты обследования показали. У детей с заиканием имеются характерные для
общего недоразвития нарушения речи. Это показывает недостаточную эффективность
общепринятых методик коррекционной работы устранения заикания.
Среди дошкольников с заиканием можно выделить группу детей с сочетанным
речевым нарушением в виде заикания и общего недоразвития речи. У которых кроме
судорожной
симптоматики
отмечается
несформированность
лексических,
грамматических средств языка. Низкий уровень развития связной речи.
Полноценное овладение речью является важнейшим условием становления и
дальнейшего развития психики ребенка. Наличие общего речевого недоразвития у детей с
заиканием показывают у них несформированность высших психических функций [9].
Например, память детей характеризуется ограниченностью объема, снижением
прочности запоминания. Неточностью воспроизведения и быстрой утерей информации. У
них наблюдается снижение функций внимания, отмечаются трудности при обобщении,
классификации, определении логической последовательности событий, нарушения в
установлении причинных и следственных связей.
Таким образом, выделение этой группы ставит вопрос о рассмотрении иного
подхода к организации коррекционно-педагогической работы по устранению заикания у
дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Работа с этой категорией детей
должна предполагать устранение, ослабление судорог и сопутствующих расстройств
дыхания, голоса и моторики. А так же формирование правильного отношения к своему
речевому дефекту. И преодоление недостатков и нарушений устной речи, развитие
языковых средств и мыслительных процессов. Это будет способствовать активизации
речевого общения, формированию у детей полноценной речевой коммуникации.
Список литературы
1.
Белякова, Л. И. Логопедия: Заикание. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // М.:
Академия. - 2013.- 256 с.
2.
Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков /
А. И. Богомолова // М.: Просвещение. - 2013. - 96 с.
3.
Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для
логопедов / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская // М.: Просвещение, 2014. -
175 с.
4.
Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман // М. - 2014. -
с. 128-50.
5.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:
Кн. для логопеда / С. А. Миронова // М: Просвещение. - 2015. - 209 с.
6.
Селиверстов, В. И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов // М.: Владос, 2013.
- 208 с.
7.
Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /
Т. Б. Филичева // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
8.
Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова // 2-е изд. – М.: Айрис-пресс. -2014. -96 с.
9.
Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной
школы: Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова // М.: Просвещение. - 2013. -
160 с.