Напоминание

"Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием"


Автор: Зайцева Светлана Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 25
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с

заиканием

Зайцева Светлана Валерьевна

Россия, г. Белгород

svetlanka

_

zai

_

sveta

@

mail

.

ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей речевого развития

у

детей

дошкольного

возраста

с

заиканием.

Представлены

результаты

экспериментального изучения уровней развития лексико-грамматических средств языка и

связной речи. Определены основные направления коррекционной работы по устранению

заикания у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: речевая ситуация, просодические характеристики, заикание,

коррекционная работа, языковое оформление, словесная замена, речевой дефект,

судороги, нарушение темпа, нарушение ритмической организации речи, расстройства

речи.

Заикание как нарушение темпа и ритмической организации речи, вызванное

судорогами в мышцах речевого аппарата, относится к одному из самых распространенных

расстройств речи. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с

клинических, физиологических, психологических и психолого-педагогических позиций

(И. Ю. Абелева, Л. И. Белякова, Н. А. Власова, С. А. Миронова, Е. Ю. Рау, В. И.

Селиверстов, Н. А Чевелёва, А. В. Ястребова и др.).

Сложность данного речевого нарушения обусловлена тем, что темп и ритмическая

организация устной речи является стержнем, который объединяет и координирует все

составляющие устной речи. Включая лексическое и грамматическое структурирование,

артикуляторную

и

дыхательную

программу

и

весь

комплекс

просодических

характеристик [1].

Начало заикания обычно совпадает с периодом интенсивного формирования

речевой функции. От 2 до 6 лет, и внешне выражается в прерывании речи вынужденными

остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит

вследствие судорог в речевом аппарате.

Судороги могут быть различными по частоте и длительности, форме и месту

локализации, силе выраженности. Они могут проявляться у детей вместе, что утяжеляет

их влияние на речь в целом. У дошкольников, страдающих заиканием, нарушена

интонационная

сторона

речи,

расстройства

дыхания,

наличие

сопутствующих,

насильственных движений, несовершенство общей и речевой моторики.

Для работы с заикающимися дошкольниками предлагается ряд методик, которые

отличаются друг от друга разным подходом к выбору речевой деятельности и речевых

ситуаций, использованием разных вспомогательных средств или приемов.

При этом их объединяет общее стремление реализовать на практике принципы

систематичности

и

последовательности

(методики

Н.В. Власовой

и

Е.Ф. Рау,

В.И. Селиверстова, С.А Мироновой, Н.А. Чевелевой, Г.А. Волковой, И.Г. Выгодской,

Е.Л Пеллингер, Л. П. Успенской) Одной из главных задач рассматривается овладение

дошкольниками навыками общения. Их цель устранение трудностей коммуникативного

процесса [3].

Большинство методик логопедической работы с заикающимися дошкольниками

предполагают поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений и речевых

ситуаций. В зависимости от степени речевой самостоятельности детей. В процессе одного

из видов деятельности ребенка или при освоении программы детского сада с

использованием

игр

и

игровых

приемов.

Использование

традиционных

методов

устранения заикания дает положительную, но не достаточно высокую динамику.

Дети овладевают речевым и фонационным выдохом, навыками правильной

голосоподачи. Обучаются навыкам мышечной релаксации, координации и ритмизации

движений. Учатся применять эти навыки на разном по сложности речевом материале и в

разных коммуникативных условиях.

При этом результаты обследования дошкольников с заиканием по окончании

периода обучения показывают недостаточный уровень развития связной речи. При

пересказе и при составлении самостоятельных связных рассказов у части детей

отмечаются трудности в построении речевого высказывания.

Эти

трудности

выражаются

в

использовании

преимущественно

простых

предложений. В частности к простому перечислению предметов и действий, в нарушении

связности и последовательности рассказа.

Речь этих детей характеризуется бедностью и однообразием используемых

языковых средств. При анализе детских связных рассказов отмечаются трудности

программирования содержания развернутых высказываний, их языкового оформления,

смысловые

пропуски

существенных

элементов

сюжетной

линии,

заметную

фрагментарность изложения.

Результаты

свидетельствуют

о

недостаточно

сформированной

лексико-

грамматической стороне речи дошкольников с заиканием. При использовании приемов

устранения заикания, главное внимание уделяется развитию коммуникативных умений и

навыков. А развитию языковых средств на лексическом и грамматическом уровне

внимание уделяется недостаточно.

Овладение речью складывается из двух, параллельно протекающих процессов.

Усвоение ребенком языковых средств и овладение умением пользоваться ими в условиях

общения. Свободное владение языком предполагает сформированность языковых средств

и способность использовать их в целях устного общения [6].

За основу обследования был взят адаптированный к речевым возможностям детей

дошкольного

возраста.

Вариант

тестовой

методики

диагностики

устной

речи,

предложенной Т. А. Фотековой [8].

Оценка

сформированности

каждого

из

изучаемых

компонентов

речи

осуществлялась по результатам успешности выполнения детьми экспериментальных проб.

Успешность выполнения по каждому речевому компоненту определялась общим

количеством набранных детьми баллов. Которые в дальнейшем были переведены в

процентный эквивалент и соотнесены с тремя уровнями сформированности:

низкий уровень - 0 - 49 %;

средний уровень -50 % - 79 %;

высокий уровень - 80 % - 100 %.

Для проведения сравнительного анализа кроме дошкольников с заиканием, была

обследована группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализируя результаты проведенного обследования, можно отметить общие

речевые

ошибки,

встречающиеся

у

дошкольников

с

заиканием,

и

у

детей

сопоставительной группы. Рассмотрим в качестве примера некоторые из них.

В ходе изучения грамматического строя речи дети испытывали трудности при

различении и употреблении предлогов, уподобляли, неправильно использовали предлоги.

При образовании форм множественного числа ошибки проявлялись в виде замены

слова его уменьшительной формой или использовании неправильной при образовании

форм именительного падежа, и при образовании форм родительного падежа.

При падежном изменении слов дети заменяли отдельные слова уменьшительными

формами, неправильно образовывали падежные формы. В этом случае наиболее

характерными были следующие ошибки:

добавление гласной при стечении согласных;

неправильная постановка ударения;

использование неправильного окончания.

При изучении навыков согласования существительных с прилагательными

большие затруднения у детей вызвал самостоятельный подбор существительных к

предложенным прилагательным. Дети подбирали неправильные формы или наряду с

неправильными формами предлагали и правильные.

При обследовании словаря и навыков словообразования было выявлено. Дети

неправильно

образовывали

существительные,

обозначающие

названия

детенышей

животных. При назывании обобщающих понятий наиболее распространенной ошибкой

является замена слов «одежда» и «обувь» словами «вещи».

Не все дети дифференцируют животных на домашних и диких, используя для

обеих групп общее название «животные». Наибольшие затруднения у детей возникают

при подборе следующих обобщающих понятий.

При отглагольном образовании названий профессий от слова «летать» 38 %

обследуемых детей не смогли образовать форму слова, 25 % детей дали неверные формы.

Большое количество ошибок дети допускали при образовании относительных, и

притяжательных и качественных вместо прилагательных.

Образование приставочных глаголов у испытуемых детей характеризовалось

следующими недостатками: изменение видовой формы глагола, использование другой

корневой основы, замена приставки близкой по значению.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики с наибольшей

отчетливостью проявлялись в различных формах связной речи.

При обследовании связной речи выяснилось. У детей обеих групп имеется

достаточно низкий уровень развития навыков составления связных рассказов. По

сюжетной картине, по серии сюжетных картин, навыков пересказа. Отмечались трудности

в

построении

речевого

высказывания.

Они

выражались

в

использовании

преимущественно простых предложений. В частности к простому перечислению

предметов. В неумении последовательно излагать свои мысли. Отражать в речи причинно-

следственные связи и отношения. Логически объединять звенья в связный текст.

Результаты обследования показали. У детей с заиканием имеются характерные для

общего недоразвития нарушения речи. Это показывает недостаточную эффективность

общепринятых методик коррекционной работы устранения заикания.

Среди дошкольников с заиканием можно выделить группу детей с сочетанным

речевым нарушением в виде заикания и общего недоразвития речи. У которых кроме

судорожной

симптоматики

отмечается

несформированность

лексических,

грамматических средств языка. Низкий уровень развития связной речи.

Полноценное овладение речью является важнейшим условием становления и

дальнейшего развития психики ребенка. Наличие общего речевого недоразвития у детей с

заиканием показывают у них несформированность высших психических функций [9].

Например, память детей характеризуется ограниченностью объема, снижением

прочности запоминания. Неточностью воспроизведения и быстрой утерей информации. У

них наблюдается снижение функций внимания, отмечаются трудности при обобщении,

классификации, определении логической последовательности событий, нарушения в

установлении причинных и следственных связей.

Таким образом, выделение этой группы ставит вопрос о рассмотрении иного

подхода к организации коррекционно-педагогической работы по устранению заикания у

дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Работа с этой категорией детей

должна предполагать устранение, ослабление судорог и сопутствующих расстройств

дыхания, голоса и моторики. А так же формирование правильного отношения к своему

речевому дефекту. И преодоление недостатков и нарушений устной речи, развитие

языковых средств и мыслительных процессов. Это будет способствовать активизации

речевого общения, формированию у детей полноценной речевой коммуникации.

Список литературы

1.

Белякова, Л. И. Логопедия: Заикание. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // М.:

Академия. - 2013.- 256 с.

2.

Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков /

А. И. Богомолова // М.: Просвещение. - 2013. - 96 с.

3.

Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для

логопедов / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская // М.: Просвещение, 2014. -

175 с.

4.

Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман // М. - 2014. -

с. 128-50.

5.

Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:

Кн. для логопеда / С. А. Миронова // М: Просвещение. - 2015. - 209 с.

6.

Селиверстов, В. И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов // М.: Владос, 2013.

- 208 с.

7.

Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /

Т. Б. Филичева // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - 272 с.

8.

Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших

школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова // 2-е изд. – М.: Айрис-пресс. -2014. -96 с.

9.

Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной

школы: Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова // М.: Просвещение. - 2013. -

160 с.



В раздел образования