“Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть автобиографической трилогии писателя.”
Автор: Ефимова Нина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53" Населённый пункт: город Курган, Курганская область Наименование материала: методическая разработка урока литературы Тема: “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть автобиографической трилогии писателя.” Раздел: среднее образование
Методическая
разработка
урока
литературы
в
6
классе
по
технологии
деятельностного подхода.
Тема
-
“Л.
Н.
Толстой.
“Отрочество”
как
часть
автобиографической
трилогии писателя.”
Автор -
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 53»
города Кургана Ефимова Нина Николаевна.
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение плана урока.
2. Постановка учебной задачи:
1)
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством
Л.Н. Толстого;
2)
узнать, что такое автобиография;
3)
познакомиться со второй частью трилогии Л.Н. Толстого –
“Отрочество”;
4)
продолжить
знакомство
с
главным
героем
трилогии
Николенькой Иртеньевым.
3.
“
Открытие”
детьми нового знания.
1. Показ
учебного
диафильма
(видеофильма)
“Л.Н.
Толстой
до
1862 года”.
(Текст читают обучающиеся (проверка техники чтения)
Ведение конспекта на тему “Жизнь и творчество
Л.Н. Толстого”.
-
На
последний
вопрос
фильма:
“В
произведении
Толстого
изобретены не только автобиографические события.
Почему
же мы называем это произведение автобиографией?” – нам
поможет ответить статья учебника).
2. Работа с учебником (биографией Л.Н. Толстого):
- жужжащее чтение,
-
выразительное
чтение,
запись
вывода:
“Писателя
волновала
судьба любого детства вообще, а не только его собственного”,
- работа с термином:
Автобиография – прозаический жанр, жизнеописание какого-либо
лица, составленное им самим.
4.
Физкультминутка.
5. Индивидуальные задания:
1.
Найти
в
словаре
литературоведческих
терминов,
выписать,
зачитать, что обозначает термин:
Проза - . . .
2.
Найти
в
словаре
литературоведческих
терминов,
выписать,
зачитать, что обозначает термин:
Жанр - . . .
6.
Проверка индивидуальных заданий.
7. Первичное закрепление:
1) запись в тетради:
Отрочество - период жизни между детством и юностью;
2) чтение произведения (главы “Гроза”):
- жужжащее чтение,
- выразительное чтение (по цепочке):
3)
работа
с
устаревшими
словами
(связь
с
разделом
русского
языка “Лексика”):
важи - . . .
верста - . . .
карета - . . .
армяк - . . .
бричка - . . .
басон - . . .
кучер - . . .
сукно - . . .
козлы - . . .
4) задание для работы в паре: “Найти в главе “Гроза” строки,
которые
описывают
увиденное
на
картине
(иллюстрации),
выписать их в тетрадь, зачитать;
5) проверка работы в паре.
8. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Приготовить выразительное чтение отрывок из главы “Гроза”
об описании чувств героя.
- Ответить на вопрос: “Как меняется состояние героя?”
9. Проверка самостоятельной работы.
10. Итог урока. Рефлексия.
Итог урока подводят обучающиеся.
11. Домашнее задание:
1) рассказ о жизни и творчестве писателя по конспекту,
2) письменно ответить на вопросы № 1,2 после главы
“Гроза ,
3) по желанию – написать реферат о творчестве
Л.Н.
Толстого
или
создать
иллюстрации
к
произведению
“Отрочество”.