Напоминание

Формирование УУД на уроках обществознания на основе технологии блочно-модульного обучения


Автор: Толмачева Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: моу многопрофильная гимназия № 12
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование УУД на уроках обществознания на основе технологии блочно-модульного обучения
Раздел: полное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ

УУД НА УРОКАХ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

на основе технологии

блочно-модульного

обучения

Системно - деятельностный ПОДХОД
В ОСНОВЕ

НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

Смена «знаниевой» парадигмы образования на

системно – деятельностную.

Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться.

Стандарт фиксирует не само содержание образования,

а результаты образования, результаты деятельности и

требования к этим результатам.

Содержание предмета, которое поддерживает данные результаты Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение
Компетентность

учителя

Технология блочно-модульного обучения большой объем материала и недостаточное количество учебных часов Слабая подготовка учащихся по общественным дисциплинам
Технология

блочно-модульного

обучения


Что такое модуль?
Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое Модуль – это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся
Использование на уроках обществознания методики изучения материала крупными блоками направлено на достижение
следующих целей:
- активизация учебного процесса; - повышение уровня усвоения изучаемого материала; - мотивация учения; - развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; - развитие навыков сотрудничества и делового общени я
Ожидаемый результат способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО МОДУЛЮ «ПОЛИТИКА» 9 КЛАСС

Что

такое

политика
? Этапы работы с блоком:  Составление блок-схемы.  Мотивационная беседа
 Понятие "политика" ввел Аристотель. В переводе с греческого оно означает "государственные дела", "искусство управления государством".  Понятие "политика" ввел Аристотель. В переводе с греческого оно означает "государственные дела", "искусство управления государством". «Политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми. ... Человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель, древнегреческий философ) Происхождение политики Происхождение политики
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ О ПОЛИТИКЕ В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя. (К.Маркс)
Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок. Французский писатель А. Ривароль

Человек и политика
Н у ж н о д е р ж а т ь с я п о д а л ь ш е о т п о л и т и к и … П о л и т и к а м е н я н е к а с а е т с я … Н у ж н о д е р ж а т ь с я п о д а л ь ш е о т п о л и т и к и … П о л и т и к а м е н я н е к а с а е т с я … Шарль Форб де Монталамбер В ы м о ж е т е н е з а н и м а т ь с я п о л и т и к о й , п о л и т и к а в сё р а в н о з а н и м а е т ся в а м и . В ы м о ж е т е н е з а н и м а т ь с я п о л и т и к о й , п о л и т и к а в сё р а в н о з а н и м а е т ся в а м и .
Политика походит на мифического сфинкса: подобно ему она пожирает тех, которые не разгадывают её загадок. Антуан Ривароль Всех загадок политики мы ещё не разгадали, но кое-что о ней уже знаем.
ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу учащихся. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с теоретическим материалом, его систематизации и анализа.
Этап практического освоения знаний  1. Составление словаря по теме  2. Составление схем и заполнение пропущенных элементов в схемах.  3. Заполнение сравнительных, обобщающих таблиц.  4.Составление сложного плана.  5. Аналитическая работа с диаграммами и гистограммами.
РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ:  1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);  2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;  3) задания на анализ цифровой информации;  4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА» 1. Составьте глоссарий по теме «Политика»
Субъект власти: Субъект власти: Объект власти: Объект власти: Источники власти: Источники власти: Функции власти: Функции власти: Основания власти: Ресурсы власти - Власть Власть ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Вставьте пропущенные термины:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕЕ Заполнить сравнительную схему:


Избирательные системы Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция) Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) Абсолютного большинства Относительного большинства Смешанная -
Мажоритарная система Достоинства Недостатки 1. Могут участвовать независимые кандидаты. 2. Возникает личная связь кандидата с избирателями. 3. Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов. 4. Ответственность депутата перед своими избирателями. 5. Обеспечивает партии- победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентских и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство.
Пропорциональная система Достоинства Недостатки 1. Отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями. 2. Нет механизма отзыва депутатов населением. числе и оппозиционных. 3. В парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер. 4. Затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит. 5. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые ему не известны. 6. Необходимость объединения в блоки даже в ущерб партийным интересам.
Смешанная система Достоинства Недостатки »
Работа с диаграммами:  1. С помощью стрелок покажите особенности каждой из разновидностей республик.  2. Сформулируйте особенности каждого из разновидностей республик.

Президентская республика
ПАРЛАМЕНТ Правительство ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАТЕЛИ США, Китай, Бразилия, Казахстан … США

Парламентская республика
ПАРЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬС ТВО ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАТЕЛИ ПАРТИЯ БОЛЬШИНСТ ВА ФРГ, Италия, Израил ь, Индия …

Смешанная республика
ПАРЛАМЕНТ Правительство ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАТЕЛИ Россия, Франция, Болгария, Финляндия … Россия .
РАБОТА С ГИСТОГРАММАМИ: На основании представленных гистограмм, сделайте выводы о степени развитости правового государства в России. Ответ сформулируйте в виде трех выводов по каждой гистограмме.

Россия – правовое государство?

Статья 1
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое госу- дарство с республиканской формой правления.
Статья 1
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое госу- дарство с республиканской формой правления.

Доклад Всемирного банка о качестве государственного

управления (Россия в 2012 году в сравнении с 2008 годом)
1 – учёт мнения населения 2 – политическая стабильность 3 – эффективность работы правительства 4 – качество законодательства 5 – верховенство закона 6 – сдерживание коррупции 1 2 3 4 5 6 22 24 45 31 20 15 23 21 42 39 25 13 2008 г. 2012 г.
1 2 3 4 5 6 22 24 45 31 20 15 Россия
Доклад Всемирного банка о качестве государственного

управления в 2008 г.
1 – учёт мнения населения 2 – политическая стабильность 3 – эффективность работы правительства 4 – качество законодательства 5 – верховенство закона 6 – сдерживание коррупции 97 97 98 94 98 100 Россия
смешанная смешанная президентская президентская парламентская парламентская дуалистическая дуалистическая ограниченная ограниченная абсолютная абсолютная
Форма государства

Форма государства

Форма правления

Форма правления

Форма государст-

венного устройства

Форма государст-

венного устройства

Форма полити-

ческого режима

Форма полити-

ческого режима

Монархия

Монархия

Республика

Республика
унитарное государство унитарное государство федерация федерация тоталитарный тоталитарный конфедерация конфедерация авторитарный авторитарный демократический демократический
способ

организации

и

осуществления

государственной

власти
Россия –
смешанная республика
, так как в формировании --------------------и контроле за ним участвует и---------------, и ---------------------------------. Россия –
смешанная республика
, так как в формировании --------------------и контроле за ним участвует и---------------, и ---------------------------------. Россия –
федеративное государство
, так как -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- . Россия –
федеративное государство
, так как -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- . Уровень свободы человека и общества определяется суще- ствующим в государстве------------------------------------- . Уровень свободы человека и общества определяется суще- ствующим в государстве------------------------------------- . Продолжите фразы:
Заполнить таблицу : «Типы политических режимов»
Политический

режим

Политическая

сфера

Экономическая

сфера

Социальная

сфера

Духовная сфера
Тоталитарный "Запрещено всё, что не приказано" Авторитарный "Разрешено всё, кроме политики" Демократическ ий "Разрешено всё, что не запрещено законом"

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую

единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в

демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до

местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране

в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной

партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу

той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает

их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для

всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах

государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип

касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать

фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в

этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной

кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную

государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,

ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее

избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и

обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247
1. Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.
1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор. 2. С опорой на текст и знания обществознания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них. 3. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре. 4. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.
Составьте сложный план по темам: 1.Государство и его роль в жизни общества 2.. Гражданское общество и правовое государство .
Темы эссе «Государство – территория власти» «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие» «Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью» «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть» «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими то ни было средствами» «Хорошая политика не отличается от хорошей морали»
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием
самостоятельной индивидуальной

и групповой работ.
Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д


В раздел образования