Автор: Ефремова Юлия Владимировна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад № 234. Населённый пункт: Город Краснодар Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Тема: "Спортивный апельсин" Раздел: дошкольное образование
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 234»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраста детей: 5-7 лет
Краснодар 2016год
Пояснительная записка
к дополнительной общеразвивающей программе муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 234»
«Спортивный апельсин»
Игра
представляет
собой
первую,
доступную
для
дошкольников
форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и
усовершенствование
движений.
В
этом
отношении
моторное
развитие,
совершаемое
дошкольником
в
игре,
является
настоящим
прологом
к
сознательным физическим упражнениям школьника.
Настоящая программа является модифицированной, создана на основе
программы
«Играйте
на
здоровье!»
Л.Н.
Волошиной,
Т.В.
Куриловой.;
пособий:
«Спортивные
игры
и
упражнения
в
детском
саду»
Э.И.
Адашкявичене, «Подвижные игры с бегом» Е.А. Сочеваной, «Физическое
развитие и здоровье детей 3-7 лет» Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной.
При её разработке учитывалось, что новые двигательные системы,
которые зависят от ситуации деятельности, формируются в возрасте 5-7 лет.
Качественные
преобразования
моторной
сферы
детей
в
старшем
дошкольном возрасте происходят на основе совершенствования чувств и
движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста
надо
предоставить
возможность
проявить
свои
способности,
умения
разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно,
чтобы
ребенок
самостоятельно
находил
решения,
проявлял
инициативу,
творчество, чувствовал себя свободным.
Изучение практики физического воспитания в ДОУ, элементарных
подвижных игр для решения этих задач недостаточно, в то время как высокий
интерес
к
играм,
содержащим
сложнокоординированные
двигательные
действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями
развития организма ребенка.
Эти факторы учтены при разработке программы обучения играм с
элементами спорта.
Цель программы: использовать адаптированные игровые упражнения,
игры-эстафеты,
подвижные
игры
как
средство
и
форму
организации
физического воспитания; предоставить всем детям равные права в овладении
ценностями физической культуры, дать возможности для проявления личных
интересов, способностей, творчества.
Задачи программы:
формирование
устойчивого
интереса
к
играм
с
элементами
спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в
самостоятельной двигательной деятельности;
обогащение
двигательного
опыта
дошкольников
новыми
двигательными
действиями,
обучения
правильной
технике
выполнения элементов спортивных игр;
содействие развитию двигательных способностей;
воспитание положительных морально-волевых качеств;
формирование привычек здорового образа жизни.
Содержание
программы
и
игровая
технология
её
реализации
гармонично
взаимосвязаны
с
содержанием
образовательной
программы
дошкольного образования в области «Физическое развитие».
Наличие
перспективного
плана
по
каждому
разделу
программы
«Спортивный
апельсин»
обеспечивает
прохождение
и
о своение
программного материала в определенной последовательности. Повторение
занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия. Все это
обеспечивает
реализацию
дидактических
принципов
обучения
–
систематичности, постепенности, последовательности.
При этом в старшем дошкольном возрасте предусмотрена не только
физическая подготовка, но и элементарная технико-тактическая, обучение
которой осуществляется по схеме, разработанной В.И. Усаковым.
1.
Ознакомление
со
спортивной
игрой
в
целом
посредством
использования методов слова и наглядности.
2.
Первоначальное
разучивание
наиболее
простых
технических
приемов посредством их вычленения из сложного комплекса
специальных действий и движений, характерных для изучаемого
вида спортивной игры.
3.
Углубленное
разучивание
простых
специальных
движений.
Доведение
их
до
уровня
навыка.
Разучивание
на
их
основе
элементарных связок и комбинаций.
4.
Закрепление простых комбинационных действий и движений
специально направленного характера с использованием методов
частично регламентированного упражнения.
5.
Совершенствование
основных
технических
приемов,
характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и
соревновательного методов.
6.
Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы
игры по упрощенным правилам.
7.
Углубленное
разучивание
как
элементарных,
так
и
более
сложных тактических схем.
8.
Закрепление основного тактического рисунка игры.
9.
Решение простых тактических задач посредством использования
технических
приемов,
двигательных
действий
и
движений,
характерных для изучаемой игры.
10. Совершенствование игры через развитие интереса к ней.
Программа рассчитана на 2 года освоения и предназначена для детей
старших и подготовительных к школе групп (5-7 лет).
Общее
количество
образовательных
ситуаций
в
год
-
56.
Образовательные ситуации проводятся 2 раза в неделю в каждой возрастной
группе.
В
старшей
группе
дошкольного
возраста
продолжительность
образовательной ситуации – 25 минут, в подготовительной к школе группе –
30 минут.
Модификация
программы
состоит
в
корректировке
количества
образовательных ситуаций, её адаптации к потребностям и условиям МБДОУ
МО г. Краснодара «Детский сад № 234». Изменена структура программы:
число осваиваемых модулей по видам спорта – 4:
1) игры с элементами баскетбола;
2) игры с элементами игры «Городки»;
3) игры с элементами футбола;
4) игры с элементами бадминтона.
В программе – источнике предполагается последовательное обучение
спортивным
играм,
когда
после
изучения
одного
модуля
переходят
к
изучению
другого.
Мы
разделили
каждый
модуль
на
ознакомительную
(знакомство
со
спортивной
игрой,
развитие
необходимых
физических
качеств, обучение элементам спортивной игры, изучение тактики данной
игры)
и
закрепляющую
(совершенствование
приобретенных
навыков
в
спортивной игре по упрощенным правилам) части. Каждая часть состоит из 7
образовательных
ситуаций.
Начинается
обучение
с
последовательного
изучения
ознакомительных
частей
по
всем
четырем
модулям
(игры
с
элементами
баскетбола,
игры
«Городки»,
футбола,
бадминтона),
затем
переходим
к
закрепляющим
частям
в
том
же
порядке.
Таким
образом,
происходит
повторение,
закрепление
освоенных
ранее
двигательных
действий
и
совершенствование
основных
технических
приемов
соревновательным методом.
Модуль игры с элементами игры «Городки» дополнен элементами игр
«Боулинг» и «Кегельбан» в игровом упражнении «Детский тир» с целью
развития глазомера, точности и дальности броска при подготовке к игре в
«Городки».
Данные
игры
проводятся
в
ознакомительной
части
в
конце
образовательных ситуаций.
Структура каждой образовательной ситуации включает в себя:
I.
Вводную
часть,
в
которой
осуществляется
общефизическая
и
специальная подготовка.
II.
Основную
часть,
содержанием
которой
является
технико-
тактическая
подготовка,
а
в
конце
основной
части
предусматривающая
повторение игр предыдущего модуля, что более подробно видно в таблице
перспективного планирования. Так в старшей группе (первый год обучения)
после освоения модуля игры с элементами игры «Городки», повторяются
игры с элементами баскетбола, после освоения модуля игры с элементами
футбола повторяются игры с элементами игры «Городки», освоив модуль
игры с элементами бадминтона, повторяем игры с элементами футбола. По
такому же принципу осуществляется повторение игр предыдущего модуля во
время освоения следующего и в подготовительной группе. После изучения
модуля
игры
с
элементами
баскетбола,
повторяем
игры
с
элементами
бадминтона, т.к. этим модулем закончился первый год обучения, и игры с
элементами бадминтона в старшей группе не повторялись.
Осваиваемый
модуль
Игры предыдущего модуля
Старшая группа (первый год обучения)
игры с элементами баскетбола
игры с элементами игры «Городки»
игры с элементами баскетбола
игры с элементами футбола
игры с элементами игры «Городки»
игры с элементами бадминтона
игры с элементами футбола
Подготовительная группа (второй год обучения)
игры с элементами баскетбола
игры с элементами бадминтона
игры с элементами игры «Городки»
игры с элементами баскетбола
игры с элементами футбола
игры с элементами игры «Городки»
игры с элементами бадминтона
игры с элементами футбола
III.
Заключительную
часть,
в
которой
проводятся
игры
малой
подвижности, психокоррекционные игры, игры на релаксацию.
Программа дополнена перспективно-календарным планированием по
всем модулям.
Ожидаемый результат.
Идея программы «Спортивный апельсин» - укрепить здоровье детей,
качественно
преобразовать
моторную
сферу
детей
на
о с н о ве
совершенствования
чувств
и
движений,
развития
двигательных
способностей, научить разнообразно использовать свой двигательный опыт,
вызвать устойчивый интерес дошкольников к играм с элементами спорта,
воспитать нравственно-волевые качества детей.
Дети, освоившие программу, становятся инициаторами в организации
подвижных игр во дворе, охотно передают игровой опыт малышам, включают
в свои игры взрослых.
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе
«Спортивный апельсин» с детьми 5-6 лет
Первый год обучения
№
Виды деятельности
Распределение игр и игровых упражнений по образовательным ситуациям
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
Игры с элементами баскетбола
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1.
«Вышло солнце из-за речки»
+
2.
«Задний ход»
+
3.
«По кочкам»
+
4.
«Туннель с мячом»
+
5.
«Перекати быстрее»
+
6.
«Найди свой цвет»
+
7.
«Серпантин»
+
8.
«Вместо скакалки»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Передал - садись»
+
2.
«Светофор»
+
3.
«Дойди – не урони»
+
4.
«Меткие стрелки»
+
5.
«Стой»
+
6.
«Штандер»
+
7.
«Лови, бросай, падать не давай»
+
8.
«Кто скорее»
+
9.
«Попади в корзину»
+
10
«Мяч капитану»
+
.
11.
«Точный пас»
+
Игры с элементами игры «Городки»
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
«Карусель»
+
2.
«Парные карусели»
+
+
3.
«Собери палки-биты»
+
4.
«Лошадки»
+
+
5.
«Через биты-полоски»
+
6.
«Кто дальше и быстрее»
+
7.
«Пролезь в обруч»
+
8.
«Передай биту»
+
9.
«Подбрось - поймай»
+
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Метни стрелу»
+
+
2.
«Попади в песочницу»
+
3.
«Составь фигуру» («забор», «бочка»,
«письмо», «рак»).
+
+
4.
«Попади в круг»
+
5.
«Игра в городки»
+
6.
«Морской бой»
+
7.
«Метальщики»
+
8.
«Сбей палочку-развлекалочку»
+
9.
«Снайперы»
+
Повторение игр с элементами баскетбола
1.
«Передал - садись»
+
2.
«Точный пас»
+
+
3.
«Дойди – не урони»
+
+
4.
«Лови, бросай, падать не давай»
+
Игры с элементами футбола
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
«Мы веселые ребята»
+
2.
«Зайцы в огороде»
+
3.
«Пустое место»
+
4.
«Удочка»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Обратный поезд»
+
2.
«Точный удар»
+
3.
«Чей мяч дальше»
+
4.
«Кто быстрее к финишу»
+
5.
«Кто больше отобьет?»
+
6.
«Вокруг света»
+
7.
«Ловкие ребята»
+
8.
«Не выпусти мяч из круга»
+
9.
«Ведение мяча парами»
+
10
.
«Гонка мячей»
+
11.
«У кого больше мячей»
+
12
.
«Забей гол»
+
13
.
«Смена сторон»
+
14
.
«Сильный удар»
+
15
.
«Футбольный слалом»
+
Повторение игр с элементами игры
«Городки»
1.
«Составь фигуру»
+
+
2.
«Попади в круг»
+
3.
«Игра в городки»
+
Игры с элементами бадминтона
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
2.
3.
«Волк во рву»
+
4.
«Пронзи кольцо»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Подбрось, поймай, падать не давай»
+
2.
«Передвинь флажок»
+
3.
«Волан навстречу волану»
+
4.
«Чья команда меткая»
+
5.
«Подбей волан»
+
6.
«Загони волан в обруч»
+
7.
«Отрази волан»
+
8.
«Воланом в круг»
+
9.
«Попади в круг»
+
10
.
«Подбей волан»
+
11.
«Кто дальше?»
+
Повторение игр с элементами футбола
1.
«Точный удар»
+
2.
«Ловкие ребята»
+
3.
«Не выпусти мяч из круга»
+
+
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе
«Спортивный апельсин» с детьми 6-7 лет
Второй год обучения
№
Виды деятельности
Распределение игр и игровых упражнений по образовательным ситуациям
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
Игры с элементами баскетбола
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1.
«Найди свой цвет»
+
2.
«Задний ход»
+
3.
«По кочкам»
+
4.
«Серпантин»
+
5.
«Три мяча»
+
6.
«Туннель»
+
7.
«Ручей»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Играем вдвоем»
+
2.
«Классы»
+
3.
«Школа»
+
4.
«Пятнашки с мячом»
+
+
5.
«Пятнашки цепью»
+
6.
«Пятнашки в тройках»
+
7.
«Догони партнера»
+
8.
«Один хвост хорошо, а два лучше»
+
9.
«Старт за мячом»
+
10
.
Игры с ведением мяча
+
Повторение игр с элементами бадминтона
«Игра в бадминтон»
+
+
Игры с элементами игры «Городки»
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
«Карусель»
+
2.
«Парные карусели»
+
+
3.
«Возьми городок»
+
4.
«Собери палки-биты»
+
+
5.
«Лошадки»
+
6.
«Гонка крабов»
+
+
7.
«Через биты-полоски»
+
8.
«Неразрывные цепи»
+
+
9.
«Не задеть»
+
+
10
.
«Подбрось - поймай»
+
+
11.
«Пролезь в обруч»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Попади в песочницу»
+
2.
«Составь фигуру» («забор», «бочка»,
«письмо», «рак»).
+
+
3.
«Загони городок в квадрат»(забивание
битой городка в квадрат)
+
4.
«Передвинь флажок»
+
+
5.
«Угони городок дальше всех»
+
6.
«Игра в городки»
+
+
Повторение игр с элементами баскетбола
1.
«Играем вдвоем»
+
2.
«Классы»
+
3.
«Игры с ведением мяча»
+
+
Игры с элементами футбола
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
«Шишки, желуди, орехи»
+
2.
«Сороконожки»
+
3.
«У ребят порядок строгий»
+
4.
«Дружные ребята»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Ведение мяча парами»
+
2.
«Футбол вдвоем»
+
3.
«Забей в ворота»
+
4.
«Подвижная цель»
+
5.
«Борьба за мяч»
+
6.
«Кто забьет больше мячей»
+
7.
«Игра в футбол командами»
+
+
Повторение игр с элементами игры
«Городки»
1.
«Составь фигуру»
+
2.
«Игра в городки»
+
+
Игры с элементами бадминтона
Атлетическая подготовка
(общефизическая и специальная)
1-7
8-14
15-21
22-28
29-35
36-42
43-49
50-56
1.
+
2.
+
3.
«Юбка»
+
4.
«За двумя зайцами»
+
5.
«Ловкий рапирист»
+
6.
«Ложись»
+
Технико-тактическая подготовка
1.
«Подбрось, поймай, падать не давай»
+
2.
«Отрази волан»
+
3.
«Волан через сетку»
+
+
Повторение игр с элементами футбола
1.
«Забей в ворота»
+
2.
«Игра в футбол по командам»
+
+