Автор: Данышева Гульсара Илемесовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ "СОШ п.Трудовик" Населённый пункт: Саратовская область, Питерский район Наименование материала: Разработка урока по истории в 10 классе Тема: Крещение Руси. Князь Владимир Святославович Раздел: полное образование
Крещение Руси. Князь Владимир Святославович
(Урок истории в 10 классе)
Автор:
Данышева Гульсара Илемесовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОУ «СОШ п.Трудовик»
п. Трудовик 2016г
Тема урока: «Крещение Руси. Князь Владимир Святославович».
Цели урока:
Образовательные: Выделить основные направления политики князя Владимира;
рассмотреть предпосылки, основные события Крещения, итоги и значение
христианизации Руси
Развивающие: Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать
свою деятельность; создать условия для развития у школьников умения структурировать
информацию; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль
учебной деятельности; содействовать развитию у детей умений общаться;
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувства уважения к родной истории, к
православным святыням России; способствовать формированию духовно- нравственных
качеств личности.
Тип урока- урок- исследование.
Виды деятельности
:
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, с исторической картой «Киевская Русь», фрагментами из
летописи « Повесть временных лет», самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге, тестирование.
Основные термины и понятия: язычество, христианство, православие, крещение, князь
Владимир.
Оборудование урока : Учебник, рабочая тетрадь, историческая карта «Киевская Русь»,
фрагменты из летописи « Повесть временных лет». компьютерная презентация; опорный
конспект урока; фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин
(например, И. Крамской «Христос в пустыне»).
ХОД УРОКА:
Дорогие ребята, сегодня мы вместе проведем этот урок. Чтобы он получился, был ярким.
красочным, запоминающемся нам нужно вместе хорошо поработать.
- На прошлом уроке шел разговор о деятельности русского князя Святослава.
Обратите внимание на слайд с генеалогическим древом рода Рюриковичей
(высвечивается слайд1)
- Кто являлся наследниками Святослава?
- Что произошло после смерти Святослава,, кто же стал великим Киевским князем?
(высвечивается слайд2)
Именно о нем и пойдет речь сегодня на уроке.(слайд памятник кн. Владимиру)
Тема урока «Князь Владимир Святославович. Крещение Руси».
На ваших столах лежат опорные листы урока, куда будет заноситься основные выводы по
уроку. В графе «Тема» запишите тему урока.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится?
Что он символизирует? (кн. Владимир крестил Русь)
- Об этом эпизоде истории нашего государства вам уже многое известно из уроков
литературы, православной культуры, истории. Но, наверное, есть исторические
материалы, о которых вам хотелось бы узнать подробнее
- Ребята, вы хотите расширить свои знания о деятельности князя Владимира?
Предлагаю вам следующий план урока (На доске план урока):
I Основные направления политики князя Владимира.
II Религиозные реформы
А. Языческая
Б. Христианская
III Итоги и значение принятия христианства.
- Посмотрите на план и давайте сформулируем цели урока: (Выделить основные
направления политики князя Владимира; рассмотреть предпосылки, основные события
крещения, итоги и значение христианизации Руси)
Это и будут цели нашего урока.
В 980 году Владимир становится единовластным правителем Руси.
(на доске записываются даты правления князя Владимира)
Какие же направления политики князя Владимира мы можем выделить?
Что бы ответить на этот вопрос обратите внимание на слайд и в период просмотра
заполните в опорном листе схему «Основные направления политики князя Владимира»
(слайд 3)
Так что же у вас получилось?
(высвечивается слайд 4 «Основные направления политики князя Владимира»)
Основные направления политики князя Владимира
Подчинил земли волынян и хорват (один человек покажет по карте эти территории, а
остальные отметят их в контурных картах)
Формирование правовой системы и аппарата управления
Организация обороны от печенегов(один человек покажет по карте эти территории, а
остальные отметят их в контурных картах)
Поставил своих сыновей (наместников)в крупнейших центрах Руси
Северные границы Руси должны платить дань
Для того, чтобы создать сильное государство, объединить земли, необходимо объединить
народ на какой- либо идеологической основе. И такой основой в то время служила
религия.
-Какие же верования царили на территории Руси? (язычество)
- Дайте определение язычеству (кто точно не помнит, на столах лежит словарь урока, к
которому можно обратиться)
Пытаясь укрепить государственную власть и объединить славянские племена, Владимир
пытается укрепить расшатывающиеся основы языческой религии.
(Слайд 5)
Для этого на своем дворе Владимир установил пантеон богов во главе с Перуном. Но
древляне поклонялись Перуну, а волыняне – Хорсу и признавать главенствующим одного
бога они не хотели. Поэтому весь пантеон, на который Владимир возлагал
объединительную функцию ее не смог выполнить. Владимир понял тщетность своих
попыток укрепить язычество. Оно уже не объединяло народ.
И тогда встал вопрос о новой религии, которая смогла бы под своим началом объединить
всех славян.
В начале урока мы выяснили, что имя кн. Владимира связано с принятием христианства на
Руси.
(Слайд 6)
Обратитесь к словарю урока и дайте определение христианству.
Христианство
-
одна из мировых религий, возникшая в I веке в Иудее. Имеет три основных
направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий
христианские вероисповедания- вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Исследовательская работа с текстом
Опережающее задание: - Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси
было принято именно православие.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Вопросы
1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?
Работа с фрагментом из «Повести временных лет», который традиционно называют
«Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:
В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли
посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам:
«говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они
молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но
красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где
служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого
зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что
пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем
мы забыть красоты той…
- Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?
2. Как произошло Крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено крещение
Руси.
Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?
Дополнительная информация:
Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа.
Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое
освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно
после Крещения Руси.
До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной
особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли
живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим.
Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие
языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи
унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось
обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой
жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно
крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на
этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной
земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и
спасти свою бессмертную душу.
Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность вера, Христос,
Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей
располагались различные постройки – это была о крест ность, то есть то, что
расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни.
Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился,
становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его
отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой
жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки
спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все
было оцерковлено, освящено молитвой.
На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим
церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан
святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и
богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими
словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и
другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее
развитых языков средневековья
Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси
особым почитанием. Книга этого времени говорила о деятельной любви к родине, к
ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая
окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости
мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению
данного Богом природного мира.
3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь,
сколько лет русской православной культуре.
Прочитайте материал ВРЕЗКИ о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в
результате крещения он стал другим человеком?
4. Какое имя-прозвище и почему русский народ дал князю Владимиру?
«Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и
правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но
и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира
теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как
справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно
простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое
воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые
осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как
князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На
примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под
влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и
милосердию».
Церковный историк А.В. Карташов.
А сейчас мы переходим к следующему этапу урока.
Вам дается задание по рядам:
1 ряд будет выделять причины принятия христианства, опираясь на документ и заносить
их в опорный конспект (работайте в парах)
2 ряд- работая с документом «Повести временных лет » ответит на вопрос в конце
документа.
С 3 рядом мы побеседуем об истоках русского христианства.
- Существуют свидетельства, что христианство проникло на Русь за долго до того, как
было утверждено в качестве официальной религией. На конкретных примерах докажите
или опровергните это утверждение.(Аскольд и Дир- Никоновская летопись; княгиня
Ольга-957г.; церковь Св. Ильи в Киеве; проповеди Кирилла и Мефодия)
- Откуда брало истоки русское христианство?(один отмечает на карте, остальные – в
контурных картах)
- А какие идеи несет христианская религия ? (идеи гуманизма, добра, справедливости…)
- К нашей беседе присоединяются 1и2 ряд, ребята 1 ряда должны были выделить причины
принятия христианства на Руси. А остальные записывают их в опорный конспект.
(слайд 7)
Обратите внимание на слайд. Все ли причины вы назвали?(слайд с причинами принятия
христианства.)
Причины принятия христианства:
1. Необходимость объединения племен
2. Этого требовали международные условия, т.к. весь мир уже перешел к христианству
3. Христианство несло в себе воспитательную функцию (идея гуманизма)
4. Развитие культуры, письменности, духовности
5. Социальное расслоение общества требовало новой идеологии.(один бог- один князь)
Второму ряду было задание прочитать отрывок из Повести временных лет и ответить
на вопрос в конце текста. Итак, прочитайте вопрос.
(слайд 8)
- Какие религиозные верования предлагались кн. Владимиру?
- Почему же выбор религии пал на христианство?
Обратите внимание на слайд, просмотрев который вы узнаете, как была крещена Русь. В
ходе просмотра заполните задание №3 опорного конспекта.
(слайд 9)
Сравните свои записи с записями на слайде.
(слайд 10)
«Русь приняла христианство от государства Византия. Что бы не попасть в вассальную
зависимость от Византии Владимир предпринял ряд мер: Захватил г. Херсонес, женился
на принцессе Анне. Таким образом в 988году была крещена Русь.»
- Когда была крещена Русь? (988г.)-На доске прикрепляется дата крещения Руси..
- Как отнеслось население к новой религии?( Зачастую христианизация Руси проходила
очень болезненно.)
Да, христианизация Руси приходила довольно болезненно и продолжительно, но сегодня,
спустя 10 веков после этого события, можем ли мы сказать, что это все было не зря?
Каково значение принятия христианства на Руси? (устные ответы)
Запишите их в опорный конспект урока.
(Слайд 11)
(высвечивается слайд «Значение принятия христианства на Руси»)
Значение принятия христианства на Руси:
1. Расширение международных связей
2. Нанесен удар по родовым обычаям: запрещены кровная месть, человеческие
жертвоприношения, ритуальные убийства.
3. Укрепление княжеской власти: идея его божественного происхождения и- как
следствие- необходимость беспрекословного подчинения
4. Развитие письменности, распространение грамотности, появление рукописных книг.
5. Развитие живописи, архитектуры, ремесел.
6.Объединение восточнославянских племен в единый русский народ.
- А о том, как повлияло принятие христианства на дальнейшее развитие Руси, вы узнаете
из последующих уроков.
Для того, чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили эту тему, я предлагаю вам
решить кроссворд. Это задание № 5 в опорных конспектах.
С
в
я
т
о
с
л
а
в
В
л
а
д
и
м
и
р
Я
з
ы
ч
е
с
т
в
о
Т
а
м
а
н
ь
О
л
ь
Г
а
И
д
о
Л
Обведите первую букву каждого слова. Что получилось?
(слайд 12)
Именно под таким именем Владимир вошел в историю.
У князя Владимира много имен. Его называли и Красно- солнышко и Владимир 1 и
Святой. Но ведь и его отец Святослав тоже был великим князем. Так почему же именно о
Владимире сложено столько былин, песен, легенд? Почему все наши современники знают
его имя? (Святослав занимался внешней политикой, а Владимир- внутренней)
А теперь давайте подведем итоги урока:
- Смог ли Владимир объединить народ с помощью языческой религии?
- В каком году было принято христианство на Руси?
- Какое внешнеполитическое значение принятия христианства Русью вы можете
выделить?
Учащимся можно предложить выполнить тестовое задание
1. Укажите дату крещения киевского князя Владимира:
а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?
2. Отметьте неверную причину принятия христианства:
а) необходимость централизации страны;
б) необходимость борьбы с хазарами;
в) стремление укрепить международный авторитет Руси?
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?
4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
Разгадать кроссворд
о горизонтали:
5. Религия, в 988 году официально принятая на Руси
По вертикали:
1.
Взяв
этот
город,
князь
Владимир
продемонстрировал
военную
силу
и
вынудил
византийского императора отдать свою сестру ему в жены. 2. Православная церковь
отменила
кровную
…
3.
Византийская
принцесса,
с
которой
Владимир
венчался
по
православному обряду. 4. Общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья
отшельника»)
3. Рефлексия
Анализ проделанной работы
Я вижу, что те цели, которые ставились в начале урока, вы достигли. А как вы считаете, вы
со мной согласны?
Итак, сегодня за урок вы получаете оценки по итогам вашей работы, мне хотелось
выделить следующих учащихся…….Они получают оценку «5»
А у вас в опорном конспекте урока осталось незаполненным 6 задание. Давайте к нему
обратимся. Итак, закончите начатое предложение.
Домашнее задание : §2-3, письменное задание: в рабочей тетради.
3
2
1
5
4
Опорный конспект урока
Тема «__________________________________________________________»
1.
Основные направления политики князя Владимира
___________________________ ______________________________
___________________________ _______________________________
___________________________________________
2. Причины принятия христианства на Руси:
_а.___________________________________________________________________________
_б___________________________________________________________________________
_в____________________________________________________________________________
_г____________________________________________________________________________
_д___________________________________________________________________________
3. Вставьте пропущенные слова:
Русь приняла христианство от государства _________________________. Что бы не
попасть в вассальную зависимость от ________________________ Владимир предпринял
ряд мер:______________________________________________________________________.
Таким образом в ______ году была крещена Русь.
4. Значение принятия христианства на Руси:
____а_________________________________________________________________________
____б________________________________________________________________________
____в_________________________________________________________________________
____г_________________________________________________________________________
____д________________________________________________________________________
____е_________________________________________________________________________
5. Решите кроссворд:
1.Имя отца Владимира I
2. Имя князя, крестившего Русь
3. Религия, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков.
4. Полуостров, на котором до сих пор сохранились катакомбные церкви времен 10в.
5. Бабка князя Владимира, принявшая христианство в 957г.
6. Изображение божества, духа как предмета поклонения в языческих религиях.
1
2
3
4
5
6
Ключевое слово______________________________________________________-
6. Продолжите предложение:
на уроке я узнал новые исторические факты: _________________________
Мне урок запомнится (или нет) тем, что__________________________________
Я хотел бы еще узнать по этой теме о _____________________________________
Я активно работал на уроке, т.к______________________________________________.
Фамилия ученика, составившего опорный конспект____________________________
Словарь урока:
Язычество- религия, основанная на многобожии, поклонении силам природы и
духам предков.
Христианство- одна из мировых религий, возникшая в I веке в Иудее. Имеет три основных
направления: католицизм, православие, протестантизм.
Государство – основной институт политической системы общества; форма организации
власти
Религия – вера в сверхъестественные силы.
Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей той или
иной веры
Монастырь
–
общины
монахов,
принимавшие
единые
правила
жизни
(«келья
отшельника»)
Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения
Митрополит
–
титул
глава
русской
православной
церкви,
присылаемый
из
Константинополя
Епископ – высшее духовное лицо в православных и других церквях, глава церковного
округа, подчинявшийся митрополиту
Патриарх – Глава православной церкви
Из «Повести временных лет»:
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли
посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними ", — обратился к
послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили к болгарам,
смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон,
сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только
печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в
храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в
Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали —
на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой,
и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там
Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет
потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".
Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его
бабка
твоя
Ольга,
а
была
она
мудрейшей
из
всех
людей".
И
ответил
Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо ".»
Вопросы к документу:
- Религиозные верования каких государств предлагались кн. Владимиру?
- Почему же выбор религии пал на христианство?
Из «Повести временных лет»:
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли
посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними ", — обратился к
послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили к болгарам,
смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон,
сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только
печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в
храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в
Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали —
на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой,
и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там
Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет
потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".
Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его
бабка
твоя
Ольга,
а
была
она
мудрейшей
из
всех
людей".
И
ответил
Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо ".»
Вопросы к документу:
- Религиозные верования каких государств предлагались кн. Владимиру?
- Почему же выбор религии пал на христианство?