Напоминание

Метод оценки при решении уравнений и неравенств


Автор: Елена Алексеевна Томалова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: гп.Талинка, ХМАО -Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод оценки при решении уравнений и неравенств
Раздел: полное образование





Назад




Метод оценки при решении некоторых уравнений и неравенств.

Свою статью посвящаю способу решения уравнений и неравенств, при котором

оцениваются границы, в которых могут лежать значения каждой из частей данного

уравнения и неравенства. Метод оценок - нестандартный метод решения уравнений и

неравенств, который часто встречается при решении некоторых заданий школьных и

вузовских олимпиад, а также заданий из ЕГЭ профильного уровня и, на мой взгляд,

незаслуженно обделен вниманием школы. Поэтому предлагаю рассмотреть возможности

этого метода на конкретных примерах. Знакомить учеников с методом оценки лучше, на

мой взгляд, начиная с 10 класса после изучения логарифмических, показательных и

тригонометрических уравнений и неравенств.

При решении некоторых уравнений и неравенств свойство ограниченности снизу

или сверху функции на некотором множестве часто играет определяющую роль. Можно

предположить, что метод оценки используется,

если:

1)

нам задано смешанное уравнение (или неравенство), т.е. в задании есть разнородные

функции;

2)

входящие в уравнение (неравенство) функции имеют сложный, трехэтажный или

пугающий вид;

3)

в одной части уравнения (неравенства) стоят ограниченные функции, а в другой вполне

конкретные числа;

4)

переменных в задании больше, чем уравнений или неравенств.

Метод оценки требует умения оперировать такими понятиями как: функция и ее свойства

(монотонность, ограниченность, экстремумы и др.), производная, среднее арифметическое,

среднее геометрическое, а также знания некоторых нестандартных неравенств и математических

тождеств.

Функции, стоящие в левой и правой части, могут быть равны друг другу только в

определенной точке, причём, одна из функций принимает в этой точке наименьшее

значение, а другая - наибольшее.

Основная идея метода оценок состоит в том, чтобы найти

мажоранту (миноранту) данной функции. Мажорантой (минорантой) данной функции f(x) на

заданном промежутке называется такое число M, что или f(x) ≤ M

для всех x из данного

промежутка, или f(x) ≥ M для всех x из данного промежутка

Применение метода оценки значительно сокращает и упрощает решение задач, рассмотрим

некоторые примеры.

Пример 1. Решить уравнение cos x = 1 + x

2

. Стоит изобразить схематически графики

обеих частей уравнения.

Из

рисунка

видно,

что

графики

имеют

единственную общую точку. Значит, х = 0 –

единственный корень уравнения, который можно

проверить подстановкой. Далее, решая графически

уравнения: 2cosx = 2 + x

2

, 3cosx = 3 + x

2

… заметим,

что графики строить не обязательно. Понятно, что

парабола у = 1 + x

2

не лежит ниже ее вершины, а

график у = cosx не выше этой вершины. Рассмотрев

левую и правую часть уравнения cos x = 1 + x

2

,

приходим к выводу, что 1 + x

2

≥ 1, cos

x ≤ 1.

Поэтому равенство достигается, когда обе части равны 1. Получили систему уравнений

1 + x

2

= 1

cosx = 1. Найдем корни первого

уравнения:1 + x

2

= 1

х

2

= 0, х = 0. Подставим значение х = 0 во второе уравнение для проверки

cos 0 = 1 (верно). Ответ: х = 0

Пример 2. Решить уравнение – соs(5

π

x

) = x

2

– 6x + 10

Решение: Для любого действительного х | cosх | ≤ 1, – соs(5

π

x

) ≤ 1.

Преобразуем правую часть: x

2

– 4x + 5 = x

2

– 4x + 4 +1 = (х – 2)

2

+1 ≥ 1. Таким образом,

левая часть не больше 1, а правая не меньше 1. Поэтому равенство верно, если обе части

равны 1. Получим равносильную для уравнения систему:

– соs(5

π

x

) = 1

( х – 7)

2

+1= 1.

Решая второе уравнение, получим х = 7. Подставляя х = 7 в первое уравнение, получим –

-соs(35

π

) = 1, = -1 верное равенство.

Ответ: х = 7.

Пример 3. Решить уравнение

2

cosx

= cos x +

1

cos x

Решение:

2

cosx

2, т.к. | cosх | ≤ 1. Это равенство возможно, если cos х = 1. Правая часть

должна быть положительна, т.к.

2

cosx

> 0. Значит,

cos

x

+

1

cos x

≥ 2. Это условие

выполняется , если cos x = 1. Таким образом, уравнение имеет решение при условии, что

cos x = 1, тогда 2

1

= 1 +

1

1

. Значит, х = 2

π

k

. Ответ: х = 2

π

k

.

Пример 4. Решите неравенство:

7

−¿

x

3

∨¿

·

¿

log

2

¿

Умножим обе части данного неравенства на положительную величину:

7

¿

x

3

∨¿ ¿

7

−¿

x

3

∨¿

·

¿

7

¿

x

3

∨¿ ¿

=7

0

= 1.

Неравенство

имеет

вид:

log

2

¿

В левой и правой части полученного неравенства оказались функции разных типов.

Применим метод оценки.

Выделим под логарифмом полный квадрат: 6х – х

2

– 7 = 6х – х

2

– 9 + 2 = 2 – (х

2

- 6х + 9) =

2 –

(

х – 3

)

2

.

Неравенство примет вид:

log

2

¿

7

¿

x

3

∨¿ ¿

Наибольшее значение выражения под логарифмом равно 2. Значит, наибольшее значение

логарифма равно

log

2

2

, то есть 1, и достигается оно при единственном значении x = 3.

В то же время, наименьшее значение выражения

7

¿

x

3

∨¿ ¿

также равно 1, и достигается

оно при единственном значении x = 3.

Поэтому последнее неравенство будет выполнено лишь в одном-единственном случае:

когда обе его части равны 1, т. е. при x = 3. Решением данного неравенства служит

единственное число 3.

Ответ: x= 3.

Пример 5. Рассмотрим уравнение, в левой и правой части которого находятся функции

разных типов:

2

3

cos

2

10 π x

= 8 + (20x + 3)

2

Такое уравнение бесполезно возводить в квадрат или делать с ним арифметические

действия. Бесполезно брать логарифмы от обеих частей — от этого оно усложнится. Что

же с ним делать? Упростим его, насколько возможно. В левой части применим свойство

вычитания степеней

8

2

cos

2

10 π x

= 8 + (20x + 3)

2

Посмотрим на правую часть этого уравнения. Очевидно, 8 + (20x + 3)

2

≥ 8

Какой же будет левая часть? Давайте оценим и ее тоже.

Так как 0 ≤cos

2

10 π x ≤ 1 ,

то

1 ≤2

cos

2

10 π x

2

Значит,

8

2

cos

2

10 π x

8

Получается, что при всех значениях х левая часть уравнения не меньше, чем 8, а правая

часть не больше, чем 8. И это значит, что решением уравнения могут быть только такие

значения переменной х, когда и левая, и правая часть равны 8. Тогда они равны друг

другу. В этом и состоит метод оценки.

Правая часть уравнения 8 + (20x + 3)

2

= 8 при х = -

3

20

. Подставим значение х в левую

часть

2

3

cos

2

10 π x

=

2

3

cos

2

10 π

(

3

20

)

= 2

3

= 8.

Таким образом

,

х

= -

3

20

Ответ: х

= -

3

20

Пример 6. Решите неравенство:

(

x

2

+

2 x

+

2

)

∙ cos

(

x

+

1

)

≥ 2 x

2

+

4 x

+

3 ∙

Так как

x

2

+

2 x

+

2

=

(

x

+

1

)

2

+

1 ≥1 для xϵR ,

разделим обе части неравенства на это

выражение и получим равносильное неравенство:

cos

(

x

+

1

)

2 x

2

+

4 x

+

3

x

2

+

2 x

+

2

cos

(

x

+

1

)

x

2

+

2 x

+

2

+

x

2

+

2 х

+

1

x

2

+

2 x

+

2

;

cos

(

x

+

1

)

≥1

+

x

2

+

2 х

+

1

x

2

+

2 x

+

2

;

cos

(

x

+

1

)

≥1

+

(

x

+

1

)

2

(

x

+

1

)

2

+

1

;

В такой форме удобно оценить обе части неравенства, используя простейшие

свойства входящих функций:

g

(

x

)

=

1

+

(

x

+

1

)

2

(

x

+

1

)

2

+

1

f

(

x

)

=

cos

(

x

+

1

)

1≤ cos

(

x

+

1

)

≤1 ,

1≤ f

(

x

)

≤ 1 ,

f

(

x

)

≤1.

1

+

(

x

+

1

)

2

(

x

+

1

)

2

+

1

≥1 ,

g

(

x

)

≥1 , 1≤ g

(

x

)

≤ f

(

x

)

≤ 1.

Получаем равносильную систему уравнений:

{

cos

(

x

+

1

)

=

1

1

+

(

x

+

1

)

2

(

x

+

1

)

2

+

1

=

1

Решив второе уравнение системы, получим значение х = -1, которое обращает в

верное равенство первое уравнение системы. Значит,

x

=−

1.

Ответ:

x

=−

1.

Пример 7. Решите уравнение: sin 2x sin 5x = 1. Умножим на 2

2sin 2x sin 5x = 2 . Преобразуем левую часть по формуле cos x - cos y = -2 sin

x

+

y

2

sin

x

y

2

2 sin

7 x

3 x

2

sin

3 x

+

7 x

2

= 2

cos3x – cos7x = 2. Т.к. | cosх | ≤ 1, то равенство верно, если cos3x = 1, cos7x = -1.

1) cos3x = 1 2) cos7x = -1

3х = 2πn

7x = π +2πn

x =

2 π n

3

, x =

π

7

+

2 π n

7

,

n –

целое число

Ищем пересечения, то есть целые n, при которых решения равны:

2 π n

3

=¿

π

7

+

2 π n

7

.

Умножим на 21 и разделим на π, получим

14 n = 3 + 6n

Полученное равенство невозможно, т.к. в его левой части четное число, а в правой –

нечетное. Ответ: решений нет.

Пример 8. Решить уравнение:

3

x

+

x

1

=

x

2

6 x

+

11.

Оценим каждую часть уравнения:

f

(

x

)

=

3

x

+

x

1 ; g

(

x

)

=

x

2

6 x

+

11.

Найдем область определения

f

(

x

)

:

D

(

f

)

:

{

3

x ≥ 0;

x

1 ≥0 ;

{

x ≤ 3;

x ≥ 1;

D

(

f

)

=

[

1 ; 3

]

.

Далее найдем мажоранту

f

(

x

)

с помощью производной:

f ´

(

x

)

=

(

3

x

+

x

1

)

=

1

2

3

x

+

1

2

x

1

=

2

х

1

+

2

3

х

2

(

3

x

)

(

x

1

)

=

3

x

х

1

(

3

x

)

(

x

1

)

;

Найдем область определения

f ´

(

x

)

:

(

3

x

)

(

x

1

)

>

0 ,

D

(

f ´

)

=

(

1 ; 3

)

.

Найдем критические точки

f

(

x

)

, f ´

(

x

)

=

0 :

3

x

x

1

=

0 ,

3

x

=

x

1 ,

x

=

2.

Так как

2 ϵ D

(

f

)

и f ´

(

2

)

=

0 , то x

=

2

- критическая точка

f

(

x

)

. Функция в левой части

уравнения

f

(

x

)

непрерывна и монотонна на отрезке

[

1 ; 3

]

, имеет на этом отрезке

единственный экстремум :

у

x

х

max

= 2.

f

(

x

)

1 2 3

х

f ´

(

x

)

+

-

2

max

[

1;3

]

f

(

x

)

=

f

(

2

)

=

3

2

+

2

1

=

2 ; значит , f

(

x

)

≤ 2.

Оценим правую часть уравнения, выделяя полный квадрат:

g

(

x

)

=

x

2

6 x

+

11

=

(

x

3

)

2

+

2 , D

(

g

)

=

R ;2 ≤ g

(

x

)

+

∞ .

Значит, g

(

x

)

≥ 2

.

Такимобразом , получили

:

{

f

(

x

)

≤ 2;

g

(

x

)

≥2 ;

Значит , f

(

x

)

=

g

(

x

)

=

2 при х

=

2.

Т.е. решением

уравнения будет число

x

=

2.

Ответ:

x

=

2.

1 2 3



В раздел образования