Автор: Стерляжникова Алёна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Галактика"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Раздел: дошкольное образование
Стерляжникова Алёна Сергеевна
Научный руководитель: Прозументик О.В.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
РОДИТЕЛЯМИ
Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем,
обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин,
1975, В.К. Вилюнас, 1976, СЛ. Рубинштейн, 1946; и др.). Эмоциональный фон
человека имеет такое же важное значение, как и другие сферы человека и
личности, например, ум и воля (Л. С. Выготский).
В исследованиях А.П. Усановой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф были
выявлены следующие нарушения в развитии эмоциональной сферы детей с
ЗПР: отставание в развитии эмоций, которое проявляется эмоциональной
неустойчивостью,
лабильностью.
У
детей
наблюдается
частая
смена
настроения,
состояние
беспокойства
и
тревожности,
не
наблюдается
выраженных привязанностей и эмоциональных предпочтений кого-либо из
сверстников, межличностные отношения неустойчивы. В работе Чистяковой
М.И. показано, что у детей с задержкой в психическом развитии дольно часто
наблюдается бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций,
недостаточная ориентация в коммуникации на эмоции и настроение сверстника
[5].
В проведённом нами исследовании были обнаружены следующие
трудности
в
развитии
эмоциональной
сферы
детей
6-7
лет
с
ЗПР:
несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи
между эмоциональным состоянием и ситуацией, трудности в понимании
графических образов эмоций, своего эмоционального состояния и состояния
окружающих,
бедность
эмоционального
словаря.
Полученные
экспериментальные данные убеждают нас в необходимости уделять внимание
развитию и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Использование
арт–терапии
способствует
восстановлению
эмоционального равновесия ребёнка, помогает ему справиться со своими
проблемами, способствует обогащению эмоционального опыта, а также влияет
на психофизическое развитие в целом.
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная
на искусстве как творческой деятельности. Принято выделять следующие виды
арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
библиотерапию, музыкотерапию, куклотерапию и др. [2].
В настоящее время в психолого-педагогической практике для развития и
коррекции эмоциональной сферы применяется один из видов или методов арт-
терапии - изотерапия, которая включает в себя как рисуночную терапию, так и
лепку из пластилина и другие виды изобразительного творчества.
В отличии от других арт-терапевтических методик, изотерапия наиболее
полно учитывает потребности детей с ЗПР в развитии и коррекции
эмоциональной сферы, так как способствует распознаванию и пониманию
эмоций и чувств, накоплению опыта положительных эмоций, различению
оттенков настроения, развитию умения описывать эмоциональное состояние
речью [2].
Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Саккулиной, Н. Б. Халезовой, Т. С.
Комаровой, Я. Шибановой и многих других, посвящённые изобразительному
творчеству
детей,
показали,
что
без
целенаправленного
руководства,
понимания и поощрения со стороны взрослых дети теряют интерес к
изобразительной деятельности.
Особое значение имеют взаимоотношения родителя с ребенком, так как
это не просто средство поддержания контакта, но и своеобразный метод
воспитания.
Как подчеркивает К. Роджерс, если родитель сможет создать помогающие
отношения, основанные на принятии и понимании ребенка, соответствующий
психологический климат в семье, то ребенок будет «более самоуправляемым,
социализированным и зрелым» [4].
О.А. Карабанова отмечает, что способность любить и принимать ребенка
формируется у родителей в процессе совместной деятельности и общения с
ребенком.
Семья в значительной степени определяет уровень и содержание
эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. Поэтому очень
важным является включение в арт – терапевтический процесс не только детей,
но и родителей. Тогда коррекция эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР
будет наиболее успешной, так как с помощью арт – терапии родители смогут
почувствовать и понять эмоции и переживания своих детей, наладить
правильное взаимодействие с ними.
Анализ исследований показал, что эффективных средств развития и
коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР во взаимодействии с родителями
не представлено, что актуализирует проблему нашего исследования.
В связи с этим целью исследования является теоретическое обоснование
возможностей использования изотерапии в развитии эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии «ребенок-
родитель».
Проанализировав
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме исследования, были выделены следующие противоречия: между
высоким значением изучения развития эмоциональной сферы ребенка с ЗПР и
недостаточной изученностью теоретико-прикладных вопросов развития и
коррекции данной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР во
взаимодействии
«ребёнок-
родитель»;
между
признанием
возможностей
изотерапии в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР и не
разработанностью прикладных аспектов применения изотерапии в психолого-
педагогической работе с детьми и их родителями.
В рамках данной проблемы была определена
тема
исследования:
«Использование изотерапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии в процессе взаимодействия с
родителями.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств развития
и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР во взаимодействии «ребёнок-
родитель».
Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей использования
изотерапии
в
развитии
эмоциональной
сферы
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии «ребёнок-
родитель».
Объект исследования - развитие и коррекция эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование изотерапии в развитии и коррекции
эмоциональной
сферы
детей
старшего
дошкольного
возраста
во
взаимодействии «родитель – ребенок».
Контингент исследования - дети 6-7 лет с ЗПР.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач
исследования: изучить и сделать теоретический анализ литературы по теме
эмоционального
развития
детей
дошкольного
возраста
при
задержке
психического развития и в норме; определить и теоретически обосновать
особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР; изучить и подобрать
подходящие методы коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
изучить возможности изотерапии в развитии и коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии
«ребёнок- родитель».
На констатирующем этапе исследовании мы провели диагностику
эмоционального развития детей 6-7 лет дошкольного возраста с ЗПР, опираясь
на
следующие
параметры:
1)
восприятие
и
понимание
ребенком
эмоциональных состояний других людей, 2) распознавание и понимание
ребенком собственного эмоционального состояния, 3) понимание связи между
эмоциями, настроением человека и конкретной жизненной ситуацией; 4)
владение эмоциональной лексикой.
В
соответствии
с
данными
параметрами
нами
были
отобраны
диагностические
методики:
диагностический
комплекс
В.М.
Минаевой
«Методика
изучения
эмоциональной
сферы
ребёнка»,
А.Д.
Кошелевой
«Методика изучения эмоционального развития дошкольника», Г.А. Урунтаевой
«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на
картинке» и разработана уровневая характеристика развития эмоциональной
сферы детей 6-7 лет с ЗПР.
Проанализировав результаты изучения уровня эмоционального развития
участников констатирующей части исследования, мы выявили, что четверо из
десяти обследуемых детей имеют низкий уровень данной сферы. Полученные
результаты можно объяснить тем, что дети ориентируются в понимание
простых эмоций (радость, грусть), демонстрируют понимание графического
образа данных эмоций; понимание связи между эмоциями, настроением
человека и конкретной жизненной ситуацией затруднено, эмоциональный
словарь беден; имеются затруднения в понимании своих эмоций и назывании
эмоций (страха, удивления, стыда); трудности вызывает интонационная
выразительность.
Опираясь на полученные результаты, нами был разработан проект
«Рисуем вместе». В рамках данного проекта разработан альбом для занятий по
изотерапии, основанный на изобразительной деятельности, направленной на
развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Название проекта: «Рисуем вместе»
Цель проекта - содействовать развитию и коррекции эмоциональной
сферы детей 6 -7 лет с ЗПР посредством изотерапии в системе «родитель-
ребёнок».
В соответствии с целью определялись задачи проекта: расширять и
углублять представления об эмоциональных состояниях людей (радость,
грусть, страх, гнев, удивление, стыд, горе, обида); формировать умение детей
распознавать
эмоции,
точно
называть
эмоции,
описывать
различные
эмоциональные
состояния,
понимать
графические
изображения
эмоций,
выражать эмоциональные состояния с помощью мимики, пантомимики,
интонации;
формировать
умение
выражать
собственное
эмоциональное
состояние через рисунок; способствовать снятию эмоционального напряжения
у
детей,
гармонизации
эмоционального
состояния
и
приобретению
положительного эмоционального опыта в коммуникации с родителями;
развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук.
Вид проекта: психолого-педагогический.
Участники проекта: данный проект осуществляет воспитатель старшей
группы
при
консультировании
педагога-психолога
(проведение
диагностической работы по обследованию эмоциональной сферы детей
дошкольного
возраста
с
ЗПР
под
руководством
педагога-психолога,
консультирование
воспитателя
с
педагогом–психологом
по
вопросам
использования изотерапии в целях развития и коррекции эмоциональной
сферы, ознакомления родителей и детей с содержанием альбома, направленным
на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.
Срок реализации проекта: 6 месяц
Форма проведения мероприятий с детьми: индивидуальное занятие
ребёнка с родителем, либо занятие в кругу семьи.
Данный проект предусматривает составление альбома с занятиями и
упражнениями по изотерапии по изотерапии, способствующих развитию и
коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического
развития.
Средства, используемые в проекте: дидактический материал (альбом с
иллюстрациями (графические изображения эмоций, пиктограммы, заготовки
для занятий по рисованию); литературный материал (стихи, рассказы);
материал для рисования и лепки (бумага, мелованный картон, карандаши,
краски, трубочки, кисти, пластилин, стеки, доски для пластилина, восковые
свечи, крупа и другие мелкие предметы (для украшения, баночки с водой.),
подносы с песком.
Проект реализуется в несколько этапов.
Подготовительный этап:
сбор и обобщение научно-методической информации по теме проекта;
отбор и структурирование задач и содержания работы с детьми;
отбор и систематизация материалов для альбома (занятия по изотерапии,
дидактические и подвижные игры, упражнения и драматизации, направленные
на развитие и коррекцию эмоциональной сферы;
разработка тематического плана занятий по изотерапии, направленных на
развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР;
создание альбома занятий по изотерапии
Основной этап:
-Ознакомление родителей с содержанием альбома, демонстрация им опыта
взаимодействия и проведения занятий с детьми
проведение
психолого-педагогической
работы
с
детьми
согласно
тематическому плану занятий;
оформление группы детского сада иллюстрациями по теме занятий;
обобщение опыта работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы
старших дошкольников посредством изотерапии.
Заключительный этап:
анализ
результатов
реализации
проекта,
корректировка
содержания,
подведение итогов;
обобщение результатов реализации проекта и передача опыта педагогам ДОО
психолого-педагогической работы в области развития и коррекции средствами
изотерапии;
презентация результатов реализации проекта педагогическому коллективу
ДОО.
Ожидаемыми результатами реализации проекта является:
дети
имеют представления об эмоциональных состояниях людей (радость, грусть,
страх, гнев, стыд, горе, обида; удивление);
ситуациях, в которых люди
испытывают различные эмоции.
У детей сформированы следующие умения: распознавать и точно
называть эмоции; описывать различные эмоциональные состояния; понимать
графические изображения эмоций; выражать эмоциональные состояния с
помощью
мимики,
пантомимики,
интонации;
выражать
собственное
эмоциональное состояние через рисунок.
Дети приобрели положительный эмоциональный во взаимодействии с
родителями.
Стабилизируется
эмоциональное
состояние
и
снижается
(снимается) эмоциональное напряжение. Получили развитие воображение,
творческие способности, мелкая моторика.
Перспективы развития проекта связаны с повышением компетентности
родителей в вопросах развития и коррекции эмоциональной сферы ребёнка
посредством изотерапии и разработкой рекомендаций в этой области,
ориентированных на совместную деятельность родителей с детьми.
На первых страницах альбома ребёнок и родители пишут свои имена.
Далее выполняют по следующим разделам альбома:
«Радость»; «Грусть»;
«Страх»; «Гнев»; «Стыд»; «Горе»; «Цветные кляксы»; «Спрятанные эмоции»;
«Обида».
Изобразительная деятельность, направленная на комплексное решение
задач проекта. Например, разделы «Грусть» ( задание нарисовать пластилином
цветы для Грустинки), расширяющий представления детей об эмоциональных
состояниях, активизирующие словарный запас («Когда бывает стыдно?»,
«Удивление»);
«Радость»,
заключительное
задание
«Дерево
эмоций»,
способствующие приобретению положительного опыта во взаимодействии с
родителями;
«Обида»,
«Страх»,
способствующие
развитию
умения
распознавать и передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и
пантомимики, выражать собственное эмоциональное состояние через рисунок в
разделе «Радость» («Я радуюсь, когда…»).
Литература:
1. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом для семейного консультирования. Взрослый. —-
СПБ.: Речь, 2006. – 24 с.
2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими
отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере – М.: ВЛАДОС, 2004. -136
с.
3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / В.И. Перегуда, О.А. Шаграева,
С.А. Козлова. – М.: Академия, 2003. – 169 с.
4.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.— 480
с.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995. - 160 с.