Автор: Москаленко Кристина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет».
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метафорическая деловая игра по дисциплине Менеджмент
Раздел: полное образование
Москаленко К.С.,
факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
Научный руководитель: д.п.н., профессор Шипилина Л.А.
Метафорическая деловая игра по дисциплине Менеджмент
Направление подготовки -
46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение углубленной подготовки.
Исходя из этапов подготовки МДИ нами было сделано следующее:
1.
Изучив
календарно-тематический
план
учебной
дисциплины
менеджмент мы выявили тему, которая с наибольшей вероятностью будет
сопряжена с трудностями в будущей профессиональной деятельности
обучающихся: «Мотивация – функция менеджмента».
2. Мы определили, что занятие на выбранную тему целесообразно
провести в форме метафорической деловой игры.
3.
Анализировали,
по
результату
опроса
студентов,
сценарии
известных сказок и мультфильмов на аналогию проблематике по отобранной
теме и описали проблему.
Проблема - «Как малоизвестной компании победить в тендере?».
Аналогия проблемы - «Что должна сделать лягушка, чтобы Иван-
царевич захотел жениться на ней?»
4. Составили краткую метафору.
«Выпустил Иван-царевич свою стрелу наугад. Улетела она в
дремучий лес. Искал Иван-царевич стрелу и нашел в болоте. Смотрит, сидит
лягушка и держит стрелу. Хотел Иван-царевич забрать стелу, но лягушка
говорит
человеческим
голосом: «Иван-царевич!
Помнишь
обещание
жениться на той, в чей двор попадёт твоя стрела. Стрела твоя попала на
болото ко мне. Значит, я и есть суженая твоя».
Отношения
Ивана-царевича
и лягушки
схожи
с
отношениями
заказчика и компании. Как Иван-царевич не видит в лягушке Царевну, её
настоящий красивый облик, так и наш заказчик не способен увидеть в новой
для него компании её лучшие качества, а также гарантии успешного
сотрудничества.
5. Определили количество команд и предложили варианты их
названий, а также предложили возможные варианты действий команд
(краткие инструкции).
Название первой команды: «Царевны-лягушки», символизирующие
компанию с её системой мотивации.
Инструкция для команды «Царевны-лягушки».
Команде как компании важно ответить «Как получить победу в
тендере?». С учётом ситуации из сказки может звучать, например: «Что
должна сделать лягушка, чтобы Иван-царевич захотел жениться на ней?» –
согласно сказке лягушка принудила его жениться, воспользовавшись
порядочностью царевича и принятыми обязательствами жениться на той, на
чей двор стрела упадёт.
Вторая команда – «Иваны-царевичи», символизирующие заказчика и
его систему мотивации.
Инструкция для команды «Иваны Царевичи».
Ответить на вопрос: «При каких условиях Иван-царевич захочет
жениться на Царевне-лягушке?».
6. Выработали четкий регламент игры, исходя из этапов проведения.
7. Составили указания к игре.
В ходе игры необходимо руководствоваться правилами проведения
метафорической деловой игры, учитывать индивидуальный вклад каждого
участника в предложенное решение.
Цель
игры:
сформировать систему общих
и профессиональных
компетенций:
ПК 1.1. Координировать работу организации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК
7.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать
и
контролировать
их
работу
с
принятием
на
себя
ответственности за результат выполнения заданий.
Таблица3
Ожидаемые результаты
Знать
Уметь
Владеть
особенности
менеджмента в области
профессиональной
деятельности;
методику
принятия
решений;
особенности разработки
целей организации и её
стратегии,
функции
менеджмента
и
их
содержание.
принимать эффективные
решения,
используя
систему
методов
управления;
учитывать особенности
менеджмента в области
профессиональной
деятельности;
оценивать
эффективность
менеджмента
организации;
методами
организации
деятельности
коллектива,
навыками
разрешения конфликтов
и основами мотивации.
Окончание таблицы 3
Таблица 4
Содержание игры
№
этапа
Время
Ход игры
1
5 мин
Преподаватель оглашает проблему, при необходимости
раскрывает ее суть.
“Как малоизвестной компании победить в тендере? Всем
известно, что множество компаний проводят тендер между
организациями-провайдерами, чтобы выбрать лучшую и
отдать ей заказ. Главная задача: победить и получить этот
заказ. Хорошо, если мы известны заказчику, ещё лучше,
если уже работали с ним, и он остался доволен. Но как
выиграть тендер, когда заказчик о нас ничего не знает? Ведь
мы можем оказаться „котом в мешке“”.
2
5 мин
Обучающиеся проговаривают возможные решения данной
проблемы.
Ведущий организовывает фасилитацию, выслушивая мнение
некоторых участников или каждого.
Необходимо чётко выделить субъектов действия проблемы.
Первый субъект – заказчик (он принимает решение). Второй
субъект – малознакомая заказчику компания, которая хочет
выиграть тендер.
Важно
сконцентрировать
внимание непосредственно
на
отношениях
между
существующими
субъектами,
их
мотивации,
желаниях
и
интересах.
Компания
очень
заинтересована в получении заказа и хочет быть избранной
среди прочих компаний. Но заказчику всё равно. Вероятно,
что он не обращает на неё внимания и не знает о её
достоинствах. То есть компания предстаёт перед заказчиком
в ложном имидже.
3
10 мин
Преподаватель
оглашает
тему
игры,
раскрывая
ее,
опираясь на метафоры и реальность.
Ведущий задаёт тему деловой игры. «Мы выслушали разные
мнения. Что из них действительно сработает, что нет,
покажут наши заказчики. Однако чтобы не ошибиться,
можно сделать следующее. Вспомните сказку о Царевне-
лягушке, когда Иван-царевич выпустил свою стрелу, а она
попала в болото”. Преподаватель повествует эпизод сказки,
а
также
демонстрирует
то,
что
проблема
лягушки
достаточно схожа с проблемой компании, которая желает
победить в тендере: «Выпустил Иван-царевич свою стрелу
наугад. Улетела она в дремучий лес. Искал Иван-царевич
стрелу и нашел в болоте. Смотрит, сидит лягушка и держит
стрелу. Хотел Иван-царевич забрать стелу, но лягушка
говорит человеческим голосом: «Иван-царевич! Помнишь
обещание жениться на той, в чей двор попадёт твоя стрела.
Стрела твоя попала на болото ко мне. Значит, я и есть
суженая твоя».
4
5 мин
Преподаватель делит учащихся на команды, оглашает их
название.
Название
первой
команды:
“Царевны-лягушки”,
символизирующие компанию с её системой мотивации.
Вторая команда – “Иваны-царевичи”, символизирующие
заказчика и его систему мотивации.
5
10 мин
Раздаются указания по игре.
Инструкция для команды «Царевны-лягушки».
Команде как компании важно ответить «Как получить
победу в тендере?». С учётом ситуации из сказки может
звучит так: «Что должна сделать лягушка, чтобы Иван-
царевич захотел жениться на ней?» – согласно сказке
лягушка
принудила
его
жениться,
воспользовавшись
порядочностью царевича и принятыми обязательствами
жениться на той, на чей двор стрела упадёт.
Инструкция для команды «Иваны Царевичи».
Ответить на вопрос: «При каких условиях Иван-царевич
захочет жениться на Царевне-лягушке?».
Затем ведущий рассаживает две команды по разные стороны
учебного кабинета.
6
30 мин
Идет подготовка команд к презентации, во время которой
преподаватель
готовит
место
для
выступления
и
контролирует выполнение правил игры.
Преподаватель выдаёт командам по ватману и комплекту
фломастеров. В процессе самостоятельной работы команд,
ведущий
должен
следить
за
регламентом,
а
также
приготовить место выступления.
Процедура работы команд: в течение 15 минут команды
должны придумать максимум способов, позволяющих
решить задачу (подобно мозговому штурму). Принимаются
все идеи, даже самые комичные и странные. Далее в
течение 15 минут команды готовятся к демонстрации идей
– отображают их на ватмане.
7
20 мин
Презентация команд.
От команд выбирают представителей, которые по очереди
рассказывают решения проблемы сказочных персонажей,
придуманные ими. Вначале ведущий приглашает команду,
олицетворяющую субъекта с проблемой (Царевна-лягушка).
Это важно. Участники к доске прикрепляют ватман и
сообщают возможные варианты решений. Потом выступает
вторая команда – так как у неё хранятся ключи проблемы.
Совпадает ли решения лягушек и Иванов? – кульминация
деловой игры.
8
10 мин
Преподаватель анализирует предлагаемые в презентациях
идеи,
сравнивает
их,
дает
анализ,
параллельно
рассматривая реальность и метафору, дополняя анализ
теоретическими сведениями с целью показа учащимся
наиболее эффективного варианта решения проблемы.
Преподаватель совместно с обучающимися сравнивают
решения, что совпало, а что нет? Есть ли дополнения
Иванов-царевичей к видению лягушек? Каковы ложные
мнения? По мере анализа ведущий медленно переходит от
ситуации из сказки к существующей проблеме бизнеса.
Необходимо, чтобы ведущий мог проводить параллели и
переводить язык метафоры-сказки на язык реальности.
Перемежая языки сказки и бизнес-терминов, ведущий может
обозначить группам аналогию между жизнью и сказкой, что
позволит им увидеть, как победить в тендере.
“Царевна-лягушка обещает царевичу полцарства. Иван-
царевич хочет
его
получить –
во мнениях
совпали.
Замечательно. Наши заказчики желают получить хороших
бизнес-партнёров. И наша компания должна показать в
тендере, что идеально подходит заказчику”.
9
5 мин
Подведение итогов игры.
Преподаватель подводит итоги игры, либо позволяет группе
самостоятельно их подвести и сделать выводы, в которых
будет содержаться практическая ценность.
В
завершение
преподаватель
дает
высказаться
обучающимся
о
том,
что
наиболее понравилось,
что
поможет в будущей профессии и что было делать сложнее
дугого. После сам дает вербальную оценку деятельности по
критериям и отмечает индивидуальные достижения.
Окончание таблицы 4
Таблица 5
Критерии оценивания:
Критерии оценивания участников метафорической деловой
Балл
игры
1. Уровень умений и навыков:
- Умение конструктивно вести беседу
- Умение убеждать
- Умение формулировать собственную позицию
- Умение разрешать конфликт
- Умение слушать
- Умение видеть причинно-следственные связи
- Умение вставать на позицию другого человека
- Навыки бесконфликтного общения
- Навыки работы в группе
- Навык принятия обратной связи
- Умение аргументировать и отстаивать свои решения
- Умение использовать необходимую научную литературу,
справочные материалы инормативные документы
2. Способности:
- Чувство юмора
- Творческий подход к решению проблем
-Эмпатия
- Чувство меры
3. Личностные качества:
- Толерантность
- Эмоциональная устойчивость
- Доброжелательность
- Тактичность
- Лабильность/Мобильность
- Терпимость
- Эрудированность
- Принципиальность
- Рискованность
- Честность
- Добросовестность
- Инициативность
- Исполнительность.
Окончание таблицы 5