Напоминание

"Совершенствование здоровьесберегающей среды"


Автор: Шигербаев Данияр Кауминович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Новоузенск
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры"
Тема: "Совершенствование здоровьесберегающей среды"
Раздел: полное образование





Назад




Выступление по теме «Совершенствование здоровьесберегающей среды»

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков

относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере

образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение

специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия

школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача

образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье

школьников.

В течение 2020-2021 учебного года проводилась полноценная и эффективная

работа с учащимися всех групп здоровья. На уроках физической культуры

решались как основные задачи, так и обучение базовым двигательным

действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,

гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка,

плавание). Углублялись знания о личной гигиене, о влиянии занятий

физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание,

кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных

качеств. Учащиеся получали представления о физической культуре личности,

её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевали знаниями о

методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных

разделов программы пополнялись представления об основных видах спорта,

соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и

оказания первой помощи при травмах.

В среднем и старшем звене на уроках проводились физкультминутки,

способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной

активности

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или

перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр

выполняли упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Осенью и весной, в зависимости от погоды, занятия физкультурой

проводились на свежем воздухе.

Анализ физкультурно-оздоровительной работы выявил не только проявление

учебно-спортивной двигательной активности наших школьников, но и

сформированность у них базовых спортивных навыков по отдельным видам

спорта. Уроки физкультуры и внеурочная деятельность спортивно-

оздоровительного направления соответствуют индивидуальным

возможностям, склонностям школьников, способствуют реализации их

потребностей в занятиях избранным видом спорта, учитывают группы

здоровья.

В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в

неделю) и изменением содержания уроков (каждый урок стал новой

«тропинкой здоровья»), мы активно реализуем такие здоровьесбергающие

технологии, как физкультурно-оздоровительные технологии.

К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих

здорового,

тренированного ученика от физически слабого.

По характеру действия различают следующие технологии:

1. Стимулирующие: они позволяют активизировать собственные силы

организма, использовать его ресурсы для выхода

из нежелательного

состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);

2.

Защитно-профилактические

технологии:

выполнение

санитарно-

гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки,

исключающей переутомление; использование страховочных средств и

защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.

3.

Компенсаторно-нейтрализующие

технологии:

физкультминутки,

физкультпаузы,

которые

нейтрализуют

неблагоприятное

воздействие

статичности уроков.

4.

Информационно-обучающие

технологии

обеспечивают

обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о

здоровье.

К основным принципам, которым мы придерживаемся в рамках

организации

здоровьесберегающей

среды

для

детей,

относятся

учет

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

каждого

учащегося

(подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует

тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для

каждого ученика составляется оптимальный уровень нагрузки.

Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в

образовательном учреждении, поэтому применение нами

здоровьесберегающих технологий способствуют сохранению и укреплению

здоровья детей младшего школьного возраста

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в 2020-2021

учебном году была организована с целью формирования у учащихся

сознательного отношения к своему здоровью и безопасности и профилактики

чрезвычайных ситуаций.

На классных часах учащиеся 5-11 классов знакомились с правилами

дорожного движения, правилами поведения на железной дороге, правилами

поведения на воде в разное время года, причинами возникновения пожаров и

способами спасения во время них, поведением в быту.

Занятия в области основ безопасности жизнедеятельности строилась

исходя из следующих задач:

дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в

различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;

научить действовать правильно в случаях природных техногенных

катастроф;

научить действовать адекватно в условиях острых социальных,

политических, военных конфликтов, внутренней готовности к

деятельности в экстремальных условиях; воспитывать патриотические

чувства.

Для решения этих задач работа проводилась по четырем

направлениям: допризывная подготовка, патриотическое воспитание,

изучение правил дорожного движения, мероприятия по действиям в ЧС и

гражданская оборона. Для улучшения учебного процесса по предмету ОБЖ

для учащихся 8, 10-11 классов были разработаны тесты по всем темам

предмета. В целях улучшения учебно-воспитательного процесса учениками и

преподавателем ОБЖ разработаны презентации к урокам.

Допризывная подготовка. Наряду с изучением соответствующих тем

учебного плана 10-11 классов раздела “Основы военной службы”

использовались такие формы работы как:

проведение совместно с учителями физкультуры учебные занятия для

учащихся 8-11-х классов на базе тира;

постановка на воинский учет учащихся 10-11-х классов;

Изучение правил дорожного движения. На уроках ОБЖ и классных

часах учащиеся знакомились с правилами дорожного движения, правилами

поведения на улицах, на железной дороге, на воде, действиями при пожаре

Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона. Особенно

актуальной становится работа по действиям во время ЧС и гражданская

оборона. В 2020-2021 учебном году было организовано 2 тренировочных

эвакуаций, в ходе которых моделировались различные чрезвычайные

ситуации и отрабатывались правила поведения во время эвакуации. В

течение года проводилась работа с текущей документацией по ГО и

бронированию граждан, прошла проверка по документации СЭП. Все

учащиеся школы обеспечены ватно-марлевыми повязками.

Условия для здорового развития детей создаются и на уроках технологии.

Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

- время трудоспособности, утомляемости учащихся;

- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

-физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим;

-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике

утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок

для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и

туловищем.

Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для

недопущения

перегрузок.

Обращается

особое

внимание

на

объем

и

сложность материала, задаваемого на дом.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил

техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые

направлены

на

предупреждение

травматизма

и

сохранение

здоровья

учащихся.

Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с

умственной

деятельности

на

физическую

деятельность,

более

эмоциональную.

Вывод

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно

адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть

свои

творческие

способности,

а

учителю

эффективно

проводить

профилактику асоциального поведения.



В раздел образования