Автор: Шигербаев Данияр Кауминович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Новоузенск
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры"
Тема: "Совершенствование здоровьесберегающей среды"
Раздел: полное образование
Выступление по теме «Совершенствование здоровьесберегающей среды»
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков
относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение
специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия
школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача
образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье
школьников.
В течение 2020-2021 учебного года проводилась полноценная и эффективная
работа с учащимися всех групп здоровья. На уроках физической культуры
решались как основные задачи, так и обучение базовым двигательным
действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,
гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка,
плавание). Углублялись знания о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание,
кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных
качеств. Учащиеся получали представления о физической культуре личности,
её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевали знаниями о
методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных
разделов программы пополнялись представления об основных видах спорта,
соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и
оказания первой помощи при травмах.
В среднем и старшем звене на уроках проводились физкультминутки,
способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или
перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр
выполняли упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Осенью и весной, в зависимости от погоды, занятия физкультурой
проводились на свежем воздухе.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы выявил не только проявление
учебно-спортивной двигательной активности наших школьников, но и
сформированность у них базовых спортивных навыков по отдельным видам
спорта. Уроки физкультуры и внеурочная деятельность спортивно-
оздоровительного направления соответствуют индивидуальным
возможностям, склонностям школьников, способствуют реализации их
потребностей в занятиях избранным видом спорта, учитывают группы
здоровья.
В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в
неделю) и изменением содержания уроков (каждый урок стал новой
«тропинкой здоровья»), мы активно реализуем такие здоровьесбергающие
технологии, как физкультурно-оздоровительные технологии.
К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости,
быстроты,
гибкости
и
других
качеств,
отличающих
здорового,
тренированного ученика от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
1. Стимулирующие: они позволяют активизировать собственные силы
организма, использовать его ресурсы для выхода
из нежелательного
состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);
2.
Защитно-профилактические
технологии:
выполнение
санитарно-
гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки,
исключающей переутомление; использование страховочных средств и
защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.
3.
Компенсаторно-нейтрализующие
технологии:
физкультминутки,
физкультпаузы,
которые
нейтрализуют
неблагоприятное
воздействие
статичности уроков.
4.
Информационно-обучающие
технологии
обеспечивают
обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о
здоровье.
К основным принципам, которым мы придерживаемся в рамках
организации
здоровьесберегающей
среды
для
детей,
относятся
учет
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
каждого
учащегося
(подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует
тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для
каждого ученика составляется оптимальный уровень нагрузки.
Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в
образовательном учреждении, поэтому применение нами
здоровьесберегающих технологий способствуют сохранению и укреплению
здоровья детей младшего школьного возраста
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в 2020-2021
учебном году была организована с целью формирования у учащихся
сознательного отношения к своему здоровью и безопасности и профилактики
чрезвычайных ситуаций.
На классных часах учащиеся 5-11 классов знакомились с правилами
дорожного движения, правилами поведения на железной дороге, правилами
поведения на воде в разное время года, причинами возникновения пожаров и
способами спасения во время них, поведением в быту.
Занятия в области основ безопасности жизнедеятельности строилась
исходя из следующих задач:
дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в
различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
научить действовать правильно в случаях природных техногенных
катастроф;
научить действовать адекватно в условиях острых социальных,
политических, военных конфликтов, внутренней готовности к
деятельности в экстремальных условиях; воспитывать патриотические
чувства.
Для решения этих задач работа проводилась по четырем
направлениям: допризывная подготовка, патриотическое воспитание,
изучение правил дорожного движения, мероприятия по действиям в ЧС и
гражданская оборона. Для улучшения учебного процесса по предмету ОБЖ
для учащихся 8, 10-11 классов были разработаны тесты по всем темам
предмета. В целях улучшения учебно-воспитательного процесса учениками и
преподавателем ОБЖ разработаны презентации к урокам.
Допризывная подготовка. Наряду с изучением соответствующих тем
учебного плана 10-11 классов раздела “Основы военной службы”
использовались такие формы работы как:
проведение совместно с учителями физкультуры учебные занятия для
учащихся 8-11-х классов на базе тира;
постановка на воинский учет учащихся 10-11-х классов;
Изучение правил дорожного движения. На уроках ОБЖ и классных
часах учащиеся знакомились с правилами дорожного движения, правилами
поведения на улицах, на железной дороге, на воде, действиями при пожаре
Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона. Особенно
актуальной становится работа по действиям во время ЧС и гражданская
оборона. В 2020-2021 учебном году было организовано 2 тренировочных
эвакуаций, в ходе которых моделировались различные чрезвычайные
ситуации и отрабатывались правила поведения во время эвакуации. В
течение года проводилась работа с текущей документацией по ГО и
бронированию граждан, прошла проверка по документации СЭП. Все
учащиеся школы обеспечены ватно-марлевыми повязками.
Условия для здорового развития детей создаются и на уроках технологии.
Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
-физкультминутки.
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим;
-режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3.Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике
утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок
для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и
туловищем.
Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для
недопущения
перегрузок.
Обращается
особое
внимание
на
объем
и
сложность материала, задаваемого на дом.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил
техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые
направлены
на
предупреждение
травматизма
и
сохранение
здоровья
учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с
умственной
деятельности
на
физическую
деятельность,
более
эмоциональную.
Вывод
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно
адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть
свои
творческие
способности,
а
учителю
эффективно
проводить
профилактику асоциального поведения.