Напоминание

"Сторителлинг-интерактивный метод работы с детьми


Автор: Миннегалиева Алия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Сторителлинг-интерактивный метод работы с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы

рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы

читаем ее в книге.

Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше

запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.

Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно

использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с

методом сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам

педагогам.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид

Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче

воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем

читаемая книга.

Термин возник от слияния английских слов story – история

и tellingрассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это

способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание

историй.

В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» –

искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы

могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных,

мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге).

Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?

Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной

деятельности.

Цели: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в

течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль

истории.

Задачи:

— развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение,

уверенность в выступлениях на публике;

— способствовать раскрытию талантов и самовыражения;

— наглядно мотивировать поступки героев;

— формировать умственное восприятие и переработку информации, желание

общаться.

Какие возможности (вытекают из задач) дает сторителлинг?

Метод сторителлинга позволяет:

— разнообразить образовательную деятельность с детьми;

— заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

— обогатить устную речь дошкольников;

— облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в

любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что

импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают

фантазию, логику.

Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи

дошкольников?

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный,

цифровой.

— Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или

вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только

слушают и воспринимают информацию, как пример использование

настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми

младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую

роль рассказчика.

— Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором

рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео,

инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для

среднего и старшего дошкольного возраста.

— Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события,

формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно

вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для

старшего дошкольного возраста.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на

подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться

историей в картинках.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому

рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит

его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает

педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться,

импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит

рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в

нем.

А как же истории составлять?

— Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при

многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю

эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть

юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы,

приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им

интересен.

— История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут

фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и

людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать

решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в

правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.

Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

— История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс

изменений. С помощью этого метода можно ненавязчиво, не морализируя,

объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у

детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию,

выраженную в образах или символах. В результате ребенок получает опыт,

изложенный естественно и без поучений.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

— Вступление — вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить

внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с

ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

Развитие события — здесь выявляются сюжетные направления и нравы

персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в

проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой

погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот,

требует каких-то решений.

Кульминация — именно здесь происходит накал всех страстей. В этой

части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все

ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна

раскрыта!

Заключение — как в басне – мораль, должно быть краткое, которое

подытоживает рассказ одним предложением.

Правила техники рассказа историй:

— Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный

контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки,

схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать

атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир

— Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст

детей и их настроение.

— Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как

я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я..», «Однажды со мной

произошла такая история,,,». Это сразу привлечет внимание детей, даже если

речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

— Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней

ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

— Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые

привлекают их к участию в рассказывании истории.

— При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его

последовательность, окончание истории.

Как построить образовательную деятельность?

Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами

рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.

Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как

конверт – доска и кубики историй с простым сюжетом.

— Конверт-доска (от английского сonvert – преобразовывать) – плоскостное

изображение с помощью рисования или лепки на определенную тему. Она

может использоваться на познавательных занятиях и в изобразительной

деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с

детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание,

дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с

помощью стеки. (Элементы этого средства вы увидите на педагогическом

мероприятии с детьми).

Кубики историй (Сопровождается показом) –

игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий,

иллюзий и приключений. Историю можно составлять без определённой

темы. И я предлагаю вам, сейчас составить свою историю.

Правила игры таковы:

— Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.

— Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или

следовать правилу — сказка за 5, 6, 7,.. ходов.

— Первый игрок берет кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего

изображения, на верхней грани, начинает рассказывать историю.

— Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают

историю, не теряя нить повествования.

— Начать можно используя варианты вступления: «Однажды…», «Когда-то

давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»

(Сочинение истории педагогами)

«Кубики историй» — настоящий праздник воображения! Ведь сочинять

истории не только полезно, но и очень увлекательно!

В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает

застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми,

повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно,

но ещё и очень увлекательно!

Литература:

— Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998.

— 355 с.

— Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное

образование. — 2008. — №8. — С. 23-35.

— Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять

истории и сказки. — М.: Обруч, 2015. -192 с.

— Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн,

Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.



В раздел образования