Автор: Миннегалиева Алия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Сторителлинг-интерактивный метод работы с детьми
Раздел: дошкольное образование
Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы
рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы
читаем ее в книге.
Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше
запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно
использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с
методом сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам
педагогам.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид
Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче
воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем
читаемая книга.
Термин возник от слияния английских слов story – история
и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это
способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание
историй.
В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» –
искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы
могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных,
мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге).
Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?
Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной
деятельности.
Цели: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в
течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль
истории.
Задачи:
— развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение,
уверенность в выступлениях на публике;
— способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
— наглядно мотивировать поступки героев;
— формировать умственное восприятие и переработку информации, желание
общаться.
Какие возможности (вытекают из задач) дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет:
— разнообразить образовательную деятельность с детьми;
— заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
— обогатить устную речь дошкольников;
— облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в
любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что
импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают
фантазию, логику.
Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи
дошкольников?
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный,
цифровой.
— Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или
вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только
слушают и воспринимают информацию, как пример использование
настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми
младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую
роль рассказчика.
— Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором
рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео,
инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для
среднего и старшего дошкольного возраста.
— Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события,
формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно
вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для
старшего дошкольного возраста.
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на
подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться
историей в картинках.
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому
рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит
его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает
педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться,
импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит
рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в
нем.
А как же истории составлять?
— Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при
многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю
эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть
юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы,
приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им
интересен.
— История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут
фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и
людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать
решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в
правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.
Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
— История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс
изменений. С помощью этого метода можно ненавязчиво, не морализируя,
объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у
детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию,
выраженную в образах или символах. В результате ребенок получает опыт,
изложенный естественно и без поучений.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
— Вступление — вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить
внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с
ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
— Развитие события — здесь выявляются сюжетные направления и нравы
персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в
проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой
погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот,
требует каких-то решений.
— Кульминация — именно здесь происходит накал всех страстей. В этой
части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все
ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна
раскрыта!
— Заключение — как в басне – мораль, должно быть краткое, которое
подытоживает рассказ одним предложением.
Правила техники рассказа историй:
— Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный
контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки,
схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать
атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир
— Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст
детей и их настроение.
— Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как
я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я..», «Однажды со мной
произошла такая история,,,». Это сразу привлечет внимание детей, даже если
речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.
— Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней
ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
— Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые
привлекают их к участию в рассказывании истории.
— При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его
последовательность, окончание истории.
Как построить образовательную деятельность?
Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами
рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как
конверт – доска и кубики историй с простым сюжетом.
— Конверт-доска (от английского сonvert – преобразовывать) – плоскостное
изображение с помощью рисования или лепки на определенную тему. Она
может использоваться на познавательных занятиях и в изобразительной
деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с
детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание,
дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с
помощью стеки. (Элементы этого средства вы увидите на педагогическом
мероприятии с детьми).
Кубики историй (Сопровождается показом) –
игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий,
иллюзий и приключений. Историю можно составлять без определённой
темы. И я предлагаю вам, сейчас составить свою историю.
Правила игры таковы:
— Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
— Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или
следовать правилу — сказка за 5, 6, 7,.. ходов.
— Первый игрок берет кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего
изображения, на верхней грани, начинает рассказывать историю.
— Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают
историю, не теряя нить повествования.
— Начать можно используя варианты вступления: «Однажды…», «Когда-то
давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»
(Сочинение истории педагогами)
«Кубики историй» — настоящий праздник воображения! Ведь сочинять
истории не только полезно, но и очень увлекательно!
В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает
застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми,
повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно,
но ещё и очень увлекательно!
Литература:
— Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998.
— 355 с.
— Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное
образование. — 2008. — №8. — С. 23-35.
— Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять
истории и сказки. — М.: Обруч, 2015. -192 с.
— Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.