Напоминание

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ


Авторы: Наумочкина Татьяна Борисовна, Золкин Евгений Юрьевич
Должность: студент, Доцент кафедры физической культуры
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: научная статья
Тема: СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ
Раздел: высшее образование





Назад




СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ

Золкин Евгений Юрьевич

Доцент кафедры физической культуры филиала ГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт» в

г. Ессентуки

Наумочкина Татьяна Борисовна

Студентка 4 курса

Группы ДН-18

Направление подготовки 44.03.05.

Педагогическое образование с двумя профилями: «начальное

образование» и «Дошкольное Образование»

Филиал ГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт» в

г. Ессентуки

THE SPECIFICS OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR

CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS AT SCHOOL

Zolkin Evgeny Yurievich

Associate Professor of the Department of Physical Culture of the branch of

GBOU VO

Stavropol State Pedagogical Institute in

Essentuki

Naumochkina Tatiana Borisovna

4th year student

Groups DN-18

Direction of training 44.03.05.

Pedagogical education with two profiles: "primary education" and "Preschool

Education"

Branch of FSBEI HE

Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki

1

Аннотация:

в

настоящее

время

большое

внимание

уделяется

физическому воспитанию детей, которое направлено на развитие личности

ребенка, которая будет воплощать в себе физическое достоинство и

социальный авторитет. Детские сады и школы в настоящее время посещают

большое

количество

детей

с

нарушениями

зрения.

Создаются

специализированные

учебные

заведения,

группы(классы)

в

общеобразовательных

учреждениях.

Для

того,

чтобы

правильно

спланировать

физкультурные

занятия

необходимо

знать

специфику

психического и физического развития детей с нарушениями зрения.

Правильно

созданная

программа

занятий

даст

возможность

для

формирования и совершенствования навыков, необходимых в повседневной

жизни для общения и взаимодействия с людьми в обществе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, ОВЗ, нарушения зрения,

классификация, физическая культура, здоровье, физические качества.

Annotation: currently, much attention is paid to the physical education of

children, which is aimed at the development of the child's personality, which will

embody physical dignity and social authority. Kindergartens and schools are

currently attended by a large number of visually impaired children. Specialized

educational institutions, groups (classes) in general education institutions are being

created. In order to properly plan physical education classes, it is necessary to

know the specifics of the mental and physical development of children with visual

impairments. A properly created training program will provide an opportunity for

the formation and improvement of skills necessary in everyday life for

communication and interaction with people in society.

Keywords:

primary school age, HIA, visual impairment, classification,

physical culture, health, physical qualities.

Введение: детям, имеющим нарушения зрения и особенности в своем

развитии, нужен особый подход в обучении и воспитании, чем для

нормальновидящих детей. Все это проявляется за счет компенсации одних

2

органов другими-слуха, тактильных ощущений. В зависимости от степени

нарушения зрения буду различаться методики доставления знаний.

Снижение зрительной активности в значительной степени ограничивает

не только познание окружающего мира, но и затормаживает развитие речи,

памяти и внимания. Таким детям свойственно неправильно понимать слова,

так как они не могут правильно соотнести их с реальными объектами.

Нарушение зрения-состояние организма, при котором орган зрения

получает

искаженную

информацию

об

предметах

окружающей

действительности. Наиболее распространённые формы нарушений зрения у

детей являются-близорукость, дальнозоркость, спазм аккомодации.

Следует различать слепых и слабовидящих. Слабовидящие дети в

значительной степени имеют отличительные особенности по отношению

друг к другу: по сложности нарушения, по степени работоспособности,

утомляемости, а также способности усвоения материала. Для детей с

нарушениями

зрения

свойственны

повышенная

утомляемость,

конфликтность, напряженность, очень слабо развиты неречевые формы

коммуникации. Зачастую они неуверенные в правильности и качестве

выполненной работы, что заметно по частым обращениям за помощью к

взрослым.

Огромный вклад в развитие детей с нарушениями зрения вносит

физическая активность. При обучении и воспитании важно отводить больше

времени непосредственно подвижным играм, потому что именно они

способны развивать правильную координацию и умение ориентироваться в

пространстве, а также дает возможность в обучении важным навыкам и даже

подталкивает к развитию зрительной функции. Во всем этом необходимо

учитывать рекомендации враче и других специалистов, а также диагноз при

разработке вариантов для физической активности детей.

Ход исследования: на сегодняшний день особое внимание уделяется

проблеме

поддержка

и

укрепление

здоровья

и

физического

совершенствования слабовидящих и слепых детей. Главной возможностью,

3

которая ведет к коррекции отклонений в здоровье учеников с нарушениями

зрения,

является

комплексное

воздействие

способами

физического

воспитания [3].

В специальных коррекционных школах для слепых и слабовидящих

детей

главным

средством

всестороннего развития

личности

является

физическая культура, она также способствует подготовке и приобщению

детей к трудовой деятельности. Это объясняет роль физической культуры как

школьного предмета в учебном процессе, потому что способна решать

проблемы развития двигательных навыков и умений, улучшения здоровья,

всеобщего развития в период обучения и воспитания. Физическое развитие

для детей с нарушениями зрения очень важно в школьном возрасте,

поскольку оно имеет особое воздействие на мыслительную деятельность

детей [8].

Физическая культура влияет на развитие доброжелательного отношения

к учебе, чувства долга, ответственности, способности оказать помощь

близким товарищам, воли к победе. В специальных школах, где проходят

обучение дети с нарушениями зрения, происходит не только физическое

воспитание, но и адаптивное, которое составляет часть общей адаптивной

физической культуры [1].

Адаптивная физическая культура-это вид общей физической культуры

для лиц с особенными возможностями здоровья, которая, в свою, очередь

имеет направление на совершенствование и сохранение здоровья у людей с

нарушениями здоровья. Основной задачей адаптивной физической культуры

является всестороннее развитие жизненных навыков человека, которое дает

возможность каждому инвалиду реализоваться в жизни и достижении

определенных результатов, которые не отличаются от результатов здоровых

людей [5].

АФК ориентирована на хронических больных и инвалидов, она имеет

отличительную особенность от одного из видов общей физической культуры

4

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов

адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов)

общей

физической

культуры,

который

называется

"оздоровительно-

реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная

реабилитация".

Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с

нарушением зрения изменяются в зависимости от состояния зрения, уровня

физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2х

классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по

времени больше, чем в 3-4х классах, затем по мере приобретения

двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической

нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что

позволяет больше времени уделять основным задачам урока [6].

При обучении незрячих двигательным действиям применяются альбомы

с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия,

адаптированный спортивный инвентарь [3].

К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные

мячи, мячи с верёвочкой , которая крепится к поясу , и ребёнок потерявший

мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом

ванилина, который используется как обонятельный ориентир;”педальки” для

развития равновесия и формирования навыка правильной осанки; конус для

развития вестибулярного аппарата и многое другое.

На занятиях по физической помимо общеобразовательных решаются и

такие

задачи,

как

коррекционно

-

компенсаторные,

и

лечебно-

восстановительные [4].

Во

время выполнения главных

упражнений

применяется

дифференцированный подход. Дети очень сильно отличаются между собой

по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у

ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная

реакция у такого ребенка может быть замедленной. Поэтому таким детям

5

обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической

скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого,

все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на

голове, а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие)

[5].

Физическое

воспитание

слепых

и

слабовидящих

учащихся

предусматривает овладение школьниками программным материалом в

соответствии с государственным образовательным стандартом. За период

обучения

в

школе

ребенок

овладевает

основными

двигательными

действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены

следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка,

спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному

развитию обучающихся. По особенностям организации занимающихся и

способам

руководства

ими

занятия

по

физическому

воспитанию

в

классической

методике

подразделяются

на

две

группы:

урочные

и

внеурочные [1].

В работе со слепыми и слабовидящими учениками используются все

методы обучения, которые относятся к общей педагогике, однако, стоит

учитывать особенности детей с различными нарушениями зрения, есть

некоторые различия в приемах их применения, обусловленные состоянием

зрительного анализатора, физических возможностей ребенка, запаса знаний и

умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной

ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. В этих условиях

ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Поскольку

слепым

обучающимся

приходится

часто

пользоваться

слуховым

анализатором, широко применяется и звуковой метод. Звуки используются

как условные сигналы, заменяющие зрительные представления. Метод

наглядности занимает особое место в обучении незрячих и слабовидящих.

Используется

зрительная,

а

при

отсутствии

зрения

осязательная

наглядность. Метод показа, или, как его называют, «контактный» метод

6

используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем

неправильное

представление.

Управляя

действиями

обучающегося

на

расстоянии, посредством определенных команд, используется метод 19

дистанционного управления. Отсутствие ярких зрительных представлений

снижает

познавательную

и

двигательную

активность

слепых

и

слабовидящих,

поэтому

возникает

необходимость

применения

метода

стимулирования двигательной активности. Необходимо как можно чаще

поощрять обучающихся к действиям, давать им почувствовать радость

движений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства

страха пространства, неуверенности в своих силах.

Детям с нарушением зрения противопоказаны [8]:

—силовые упражнения, которые характеризуются натуживанием;

—упражнения, которые связаны с сотрясением тела, — прыжки на

скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой,

висы вниз головой;

—выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.

Заключение:

в

настоящий

момент

особую

актуальность

имеет

проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья и физического

развития детей с нарушениями зрения. Главным из способов, которой

помогает в преодолении отклонений в состоянии здоровья учеников с

различными

нарушениями

зрения,

является

комплексное

применение

всевозможных средств физического воспитания.

Основные проблемы, возникающие при обучении физической культуре

детей с нарушениями зрения, связаны с их физическим недоразвитием и со

своеобразием их движений. Но при этом стоит отметить, что знание всех

особенностей зрения каждого ребенка даст нам возможность подобрать и

использовать специальные приемы и методы, сформировать необходимые

условия, подобрать необходимое оборудование, которое в свою очередь

помогает нам решать коррекционные задачи, которые направлены на

7

преодоление недостатка двигательных умений и способствует развитию и

восстановлению зрения.

Список литературы

1. Аршамин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для

ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ.

культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.

А. Ашмарина.— М.: Просвещение.

2. Григорович М. В. Личностная рефлексия как фактор развития

личности подростка /М.В. Григорович/ Молодой ученый. — 2021. — № 6

3. Ермаков, В.П., Якунин, ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие,

обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. /В.П. Ермаков, Г.Л.

Якунин/ — М., 2020

4. Лях, В.И., Зданевич, А.А.. Комплексная программа физического

воспитания

учащихся.

Волгоград,

Учитель,

2013

с

использованием

материалов Л.И. Плаксиной, Б.В. Сермеева из программы по физическому

воспитанию специальных (коррекционных) образовательных учреждений

IVвида. М., Просвещение, 2017.

5. Л.И. Плаксина, Б.В. Сермеев. Программа по физическому воспитанию

специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М.,

Просвещение, 2017.

6. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. /Д.М. Маллаев/ - М.,

2021.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным

зрением, 2019г.

8. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры:

Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — 2020. — 464 с, ил.).

8



В раздел образования