Автор: Савчук Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №80 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: урок окружающего мира
Тема: "Воздух и его значение. Состав воздуха.
Раздел: начальное образование
Класс: 2
Предмет: окружающий мир.
Учитель: Савчук Н.Ю.
Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Мы и окружающий мир. Учебник для 2 класса. –
Самара: 2014.
Тип урока: комбинированный с практической работой.
Тема урока: Воздух и его значение. Состав воздуха.
Цель урока: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Положительное отношение к уроку окружающего мира через развитие познавательных
интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения и социального
признания.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
умение добывать нужную информацию о воздухе, развивать умения слушать, наблюдать,
читать, выделять главное, существенное,
учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения при
составлении таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» о воздухе; производить осознанное и
произвольное высказывание в устной форме; уметь выделять существенную информацию,
устанавливать причинно - следственные связи; умение осуществлять анализ объектов с
выделение существенных признаков.
Регулятивные:
учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату,
адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы, развивать
умения правильно оценивать выполненное задание, выполнять необходимую коррекцию
действий.
Коммуникативные:
через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выбирать и
использовать выразительные средства.
Предметные:
Познакомиться с составом воздуха, способами обнаружения воздуха, формировать
представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение в жизни.
Основные понятия: атмосфера, состав воздуха.
Оснащение урока: учебник, презентация к уроку, листы с таблицей, предметы для опытов,
воздушные шары, диаграмма «Состав воздуха».
этапы
Ход урока
Оргмомент
Стадия
«вызова».
Актуализация
знаний,
целеполагание.
Работа с
таблицей
Межпредметные
связи
У. Здравствуйте! Мы начинаем урок окружающего мира.
Посмотрите на ребят своей группы, гостей и подарите им свои
улыбки.
Слайд 1
У. На столе каждой группы стоит коробка. Пожалуйста, достаньте
содержимое коробки.
Дети достают предметы: веер, соломинка, игрушка с пищалкой,
воздушный шар. У каждой группы 1 предмет.
У. А ведь вы еще не все достали. Осталось еще что-то в коробке?
Д. Воздух.
У.: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Д.: Воздух.
У.: Воздух и его значение. Состав воздуха. (Слайд).
У.: Сегодня мы с вами будем учеными-исследователями.
(карточка со словом вывешивается на доску)
Будем задавать вопросы, и искать ответы на них. Результаты
нашей работы мы будем записывать в таблицу у вас на столах.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
У.: Как называется 1 графа?
Д.: «Знаю»
У.: Обведите в кружок, на ваш взгляд, верное утверждение.
(дети отвечают на листочках)
У.: Какой воздух?
Д.: Воздух прозрачный, бесцветный, газообразное вещество, без
запаха, нужен для дыхания.
(ответы детей на слайде в таблице)
У.: Я вижу, вы многое знаете о воздухе, но что бы вы еще хотели
узнать? Посовещайтесь между собой и запишите вопросы во
вторую графу таблицы «Хочу узнать».
(дети записывают вопросы в таблицу на листе)
1.
Где можно встретить воздух?
2.
Можно ли его увидеть?
3.
Можно ли воздух услышать?
4.
Можно ли воздух почувствовать кожей?
У.: Вы очень любознательные. Я тоже хочу узнать…
Из чего состоит воздух?
Какое значение имеет воздух?
Почему загрязняется воздух?
Как охранять воздух?
(Все вопросы заполняются в таблицу на слайде).
У.: В роли кого вы сегодня выступаете на уроке?
Д.: Ученые-исследователи.
У.: А чем они занимаются?
Д.: проводят опыты, исследуют что-нибудь.
У.: Что вы можете сказать про эти два слова – исследователи и
Стадия
«осмысления»
Динамическая
пауза
Работа с
учебником с.
110
исследуют?
Д.: две буквы сс, однокоренные слова.
У. Чтобы провести исследования, мы воспользуемся предметами,
которые достали из коробки. Каждая группа будет проводить
опыт, в соответствии с номером задачи, который указан во 2
графе таблицы.
У.: 1 группа, на какой вопрос отвечаете?
Д.: Где можно встретить воздух?
У.: 2,3,4 группа, на какой вопрос отвечаете?
Д.: Можно ли воздух увидеть? Услышать? Почувствовать кожей?
У.: Работаете сообща. Можно провести опыт несколько раз.
Результат запишите в 3 графу «Узнал» напротив вашего вопроса.
У.: Подведем итоги.
Ответ дает один человек от группы.
1.
Повсюду, везде.
2.
Можно увидеть (в воде, в минеральной воде)
3.
Можно услышать (духовые инструменты)
4.
Можно почувствовать (насос)
(Заполняется таблица на слайде)
У. О том, что все пустое заполнено воздухом, люди догадались
давно. Еще знаменитый греческий ученый Аристотель говорил:
«Природа не терпит пустоты». На опытах вы сами в этом
убедились, что воздух легко обнаружить. Где бы мы с вами не
жили, нас окружает воздух. (Слайд)
А теперь я проверю, хорошо ли вы знаете, где живете.
Если вы согласны с тем, что я говорю, то вы хлопаете. Если не
согласны – топаете.
У.: Мы живем… на планете Земля,
в квартире,
в России,
в городе Челябинске,
на дне океана
(Топают на фразе – на дне океана).
У.: Почему не согласны? (варианты ответов).
У.: Над нашими головами находится огромный воздушный океан
и мы каждую минуту, не замечая этого, «купаемся» в нем.
Как называется этот воздушный океан, вы найдете в учебнике на
странице 110.
Вам предстоит не только прочитать текст, но и подготовить
вопрос другой команде.
(дети читают текст и готовят вопросы, а затем отвечают).
У.: Какое новое слово увидели?
Д.: Атмосфера
Слайд: атмос – пар, сфера – шар.
У.: А что общего у атмосферы с «голубой рубашкой»,
«бронежилетом», «теплым одеялом».
Слайд.
Д.: (примерные ответы).
У.: - в «рубашке» наша планета не «мерзнет» ночью и не
перегревается днем.
- защищает Землю от ультрафиолетовых лучей и метеоритов.
- следит за климатом на планете (ветром, дождем…)
ОБЖ. Правила
поведения при
пожаре
Физминутка
Вывод записывается в таблицу: защищает, предохраняет, следит.
У.: Ребята, а из чего состоит воздух?
Д.: Воздух состоит из кислорода, углекислого газа...
(Ответы детей учитель фиксирует сегментами круга на доске.)
У.: Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и
прочих газов, которые вы будете изучать в старших классах.
(слайд – диаграмма).
Вывод: воздух состоит из азота, кислорода, углекислого газа и
прочих газов. (таблица)
У.: Какой газ нам необходим для дыхания?
Д.: Кислород.
У.: Какой газ мы выдыхаем?
Д.: Углекислый газ.
У.: А почему кислород не заканчивается?
Д.: Нам помогают растения. Они поглощают углекислый газ, а
вырабатывают кислород.
У.: А теперь мы с вами убедимся в еще одной особенности
кислорода.
У.: Проведем опыт со свечами.
На двух блюдцах горят две свечи. Одна закрывается банкой.
У.: Что наблюдаем? Почему погасло пламя?
Д.: Огонь уничтожает кислород, который нужен для горения.
Слайд.
Вывод в таблицу на слайд (Нужен для дыхания и горения).
У.: А огонь – друг или враг?
Д.: друг, потому что, согревает во время холодов, отпугивает
хищников, помогает готовить еду. Враг. Он может стать
виновником пожаров.
У.: Каковы ваши действия во время пожара, если рядом нет
взрослых?
Д.: варианты ответов.
На доску вывешивается плакат «Правила поведения при пожаре».
Слайд.
У.: Почему нельзя открывать окно при пожаре?
Д.: Кислород поможет огню еще больше разгореться.
У.: Какие телефоны мы всегда должны помнить в случае
опасности?
Д.: 01, 112 для мобильной связи.
У.: Почему людям, спасенным на пожаре, надевают кислородные
маски?
Д.: Они начинают задыхаться от нехватки кислорода. Чтобы
восстановить дыхание им надевают маски, через которые
подается кислород.
У.: Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте и мы с вами
восстановим дыхание при помощи специальной дыхательной
гимнастики.
Стоя, делаем дыхательные упражнения.
1.
Глубокий вдох, задержали дыхание, выдох порциями.
2.
Глубокий вдох, выдох с шипением.
3.
Глубокий вдох, - руки через стороны вверх, поднимаемся
на носки, выдох – опускаем руки вниз.
У.: Восстановив дыхание, мы с новой силой принимаемся за
Первичное
закрепление
темы урока
Домашнее
задание
Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
Охрана воздуха
работу.
Воздух нам нужен для дыхания, а где еще человек научился
применять воздух в повседневной жизни?
Вы сами сможете ответить на этот вопрос, выполнив задание.
Каждая группа получает конверт с рисунками и вопросом.
1 группа.
Одуванчик, клен.
Д.: Нужен для дыхания и размножения растений.
Почему нужно протирать комнатные растения?
Д.: Чем больше на листьях растений пыли, тем меньше оно
поглощает углекислый газ и вырабатывает кислород.
2 группа.
Воздушный шар и парусный корабль.
Д.: Воздух приводит воздушный шар и корабль в движение.
Для чего нужны мешки с песком на воздушном шаре?
Д.: Как только воздух начинает остывать в воздушном шаре, он
начинает спускаться вниз. Чтобы облегчить воздушный шар,
мешки с песком сбрасывают вниз. Шар вновь поднимается выше.
3 группа.
Кислородный коктейль, кислородная подушка.
Д.: Содержат дополнительный кислород, необходимый для
дыхания. Применяются в медицине.
Почему форточки делают сверху окна, а помещение с большим
количеством людей нужно часто проветривать?
Д.: Форточки делают сверху окна для вентиляции, т.к. теплый
воздух легче холодного и поднимается вверх. Ему на смену
приходит холодный воздух. Так происходит вентиляция
помещения. Если помещение не проветривать, то меняется состав
воздуха и в помещении становится душно.
4 группа.
Надувная лодка, акваланг.
Д.: Лодка и акваланг заполняются воздухом. С помощью них
люди передвигаются по воде и под водой.
Почему мыльный пузырь сначала взлетает вверх, а потом
опускается вниз?
Д.: Он был наполнен нашим теплым воздухом, который легче
воздуха в комнате. Потом он остыл и опустился.
У.: Человек научился использовать воздух на земле, на воде и под
водой. Значение воздуха для человека огромно. Ведь недаром
говорят: « Нужен, как воздух». Мы должны радоваться такому
подарку природы. Но что происходит на самом деле?
Д.: Дым и смог над городом, выхлопные газы автомобилей,
дымящие трубы заводов и фабрик.
Слайды
У.: Действительно, все чаще мы видим такие картины. Назовите
источники загрязнения воздуха.
Д.:
1.
Машины
2.
Заводы и фабрики
3.
Пыль и дым
Слайд.
У.; Что же делать? Ждать пока наша планета превратится в
безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать
человек, чтобы сберечь, очистить и сохранить воздух на планете?
Д.: фильтры на заводах и фабриках;
Посадка деревьев;
Использование невредных видов транспорта, топлива;
Организации по охране окружающей среде.
Дома вам предстоит создать книжку-памятку об охране нашего
воздуха. А в классе мы их сошьем, и у нас получится большая
книга.
У.: Что узнали о воздухе? Назовите тему урока, одним словом?
Д.: Воздух.
У.: Назовите 2-3 признака воздуха?
Д.: Прозрачный, бесцветный, без запаха;
У.: Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера?
Д.: Защищает, следит и предохраняет.
У.: Какое слово точно определяет значение воздуха на Земле?
Д.: Жизнь!
Слайд «Земной шар»
У.: Посмотрите, как мы коротко подвели итог урока.
Слайд
У.; Если мы прислушаемся к зову природы и придем ей на
помощь, то наградой нам будет отличное здоровье, жизнь и
возможность видеть над головой голубое небо. Такое же голубое,
как эти шары.
Давайте создадим над нашими головами небо из этих шаров.
(дети отпускают шары вверх).
Подарите, пожалуйста, нашим гостям воздушный шар, который
является символом чистого неба.