"Организация коррекционно-воспитательной работы в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития"
Автор: Панченко Лилия Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Статья Тема: "Организация коррекционно-воспитательной работы в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» городского округа Самара
Организация коррекционно-
воспитательной работы в
коррекционной группе детей с
задержкой психического развития
Презентацию выполнила:
учитель- дефектолог
Панченко Лилия Викторовна
Подход к отбору содержания обучения
•
Содержание обучения в специализированном дошкольном
учреждении определяется программой воспитания и
обучения детей с задержкой психического развития в
дошкольном возрасте. В основу программы положены
сложившиеся представления о структуре дефекта ребенка
с ЗПР, где ведущим является нарушение
интеллектуальной деятельности.
Задачи специализированного дошкольного обучения в
основном совпадают с задачами дошкольного воспитания
и обучения детей в норме. В соответствии с этим все
основные разделы программы специализированных
дошкольных учреждений соответствуют тем, которые
имеются в программе дошкольных учреждений
общеообразовательного типа.
При отборе содержания обучения
учитываются:
•
замедленный темп развития;
•
отклонения в физическом развитии;
•
отклонения в психическом развитии
воспитанников.
В содержание работы вводятся:
•
Общие;
•
возрастные;
•
коррекционные задачи.
Поэтому не следует автоматически переносить в занятия
с детьми ЗПР содержание программы детских садов
общеобразовательного типа.
При отборе содержания для проведения
занятий, как фронтальных, так и
индивидуальных, педагоги и воспитатели
должны:
Опираясь на программу комбинированного детского сада,
учитывать :
-
год обучения;
-
уровень развития;
-
и возможности детей.
Совместное изучение содержания
программы обучения и воспитания в
специальном дошкольном учреждении и
составление перспективного плана работы:
•
Совместное изучение программы необходимо для
того, чтобы понять, как соотносится между собой
содержание работы учителя-дефектолога и
воспитателя;
•
Следует вместе рассмотреть разделы, которые ведут и
воспитатели, и учитель-дефектолог. Прежде всего —
совместный раздел «Игра».
Учитель-дефектолог и воспитатель изучают:
:
•
§ внешний вид ребенка;
•
§ особенности развития моторики (крупной и мелкой),
развитие основных движений (бег, ходьба, прыжки,
ползание, лазание, метание);
•
§ уровень развития всех видов детской деятельности:
предметной, игровой, изобразительной, конструктивной,
элементов трудовой (самообслуживание);
•
§ уровень развития познавательной деятельности:
восприятия, памяти, мышления;
Учитель-дефектолог и воспитатель
изучают:
•
§ уровень представлений ребенка о себе и об окружающих
людях;
•
§ уровень представлений об окружающих предметах их
качествах и свойствах, а также представления о природе;
•
§ уровень развития количественных представлений;
•
§ уровень развития речи;
•
§ характер и способы общения (речевое, жестовое, деловое);
•
§ личностные особенности ребенка: поведение, характер,
привычки.
Совместная подготовка и проведение праздников и развлечений
•
Участие педагогов и воспитателей в самом проведении
праздника необходимо, прежде всего, для создания
эмоционального климата и для реализации всех
возможностей детей.
•
Особую роль в коррекционно-
воспитательной работе с детьми играют
развлечения, организованные
педагогическим коллективом группы .
Коррекция их эмоционального развития — одна
из центральных задач дошкольного воспитания.
- У воспитанников специальных дошкольных
учреждений — дефицит впечатлений, смены
обстановки.
В этих условиях нужны специальные меры для создания
эмоционального климата, для того, чтобы обогатить и
разнообразить впечатления детей. Именно этому и служит
организация развлечений.
Работа с родителями должна вестись:
•
Целенаправленно;
•
квалифицированно.
В первую очередь необходимо изучить:
•
состав родителей;
•
состав семьи;
•
образование и род деятельности;
•
взаимоотношения в семье;
•
отношение разных членов семьи к ребенку;
•
уровень их педагогической грамотности.
Работа с родителями должна вестись в двух
направлениях:
•
Первое — пропаганда педагогических знаний. Она
осуществляется в процессе работы с коллективом
родителей в целом.
•
Второе — индивидуальная работа с родителями по
организации правильного воспитания ребенка в каждой
данной семье.
В изучении состава родителей должны принимать
участие дефектолог и воспитатели. Все
полученные данные (результаты бесед,
анкетирование) должны быть обсуждены
совместно.
В практике работы детского сада можно
использовать и посещение родителями
занятий учителя-дефектолога и
воспитателя.
•
Одной из наиболее действенных форм
педагогической пропаганды — детские
праздники.
Посещение детских праздников не только
знакомит родителей с результатами
коррекционно-воспитательной работы, но и дает
им сильные положительные эмоции,
способствует созданию атмосферы доверия и
уважения к детскому учреждению.
Литература:
1. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и
обучение детей с ЗПР дошкольного возраста. — М., 1983; 1991.
2. Соколова НД. Индивидуальная коррекционно-воспитательной работа. /
Дошкольное воспитание аномальных детей. // Под ред. Л.П.Носковой. — М.,
1993.
3. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая работа с аномальными детьми
раннего возраста. // Дефектология. — 1995. - № 4.