Автор: Карева Валерия Вячеславовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Одинцовский лицей №10 Населённый пункт: город Одинцово,Московская область Наименование материала: статья Тема: Проектная деятедьность на уроках истории Раздел: полное образование
Аннотация
В статье определена роль проектной деятельности на уроках истории и во
внеурочное время, проанализирован опыт проектной деятельности учителя,
представлен опыт апробации пяти проектов.
Ключевые
слова: метод
проектов,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся,
теоретические
обобщения
и
практический
опыт
организации
проектной деятельности, проектное мышление.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает
второе
рождение.
Образовательный
проект
рассматривается
сегодня
как
совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности
и направленная на достижение общего результата .
В
90-е
гг.
ХХ
в.
был
накоплен
большой
опыт
организации
проектной
деятельности
при
изучении
всех
школьных
предметов
.
В
соответствии
с
доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
исследовательские
(подчинены
логике
исследования
и
имеют
структуру
научного
исследования);
творческие
(нацелены
на
результат
в
жанрах
художественного
творчества),
приключенческие
(игровые)
(имитируют
социальные
или
деловые
отношения),
информационные
(направлены
на
изучение
какого-либо
явления,
его
свойств,
функций,
анализ
и
обобщение
информации),
практико-ориентированные
(предполагают
подготовку
общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации
города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
В
соответствии
с
принадлежностью
к
предметно-содержательной
области
выделяют моно - и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты
подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные
и
международные.
По
количе ству
участников
можно
выделить
индивидуальные,
парные
и
групповые.
Наконец,
по
продолжительности
проведения
проекты
подразделяются
на
краткосрочные
(несколько
уроков),
средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца
до нескольких месяцев).
Изучение
теоретических
обобщений
и
практического
опыта
организации
проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический
опыт
позволяют
сделать
вывод
о
ее
значимости,
востребованности
и
результативности.
В
настоящей
публикации
представлен
обзор
проектов,
апробированных
мною
на
уроках
истории.
Наиболее
интересен
опыт
проведения проектов при изучении курса отечественной и зарубежной истории
с младшими школьниками (в возрасте десяти-двенадцати лет). Большая часть
проектов для данного курса по своей тематике являются генеалогическими. И
это не случайно. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы
тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к
реальной жизни ребёнка, его играм, занятиям, пробуждала личный интерес к
1
ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и
др.
Я предлагаю опыт апробации пяти таких проектов .
Проект «Биография моего предка»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности
(2 недели).
Цели проекта:
-установление связи между историей семьи и историей Отечества;
-включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
-исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.
Практический
результат
проекта:
создание
иллюстрированной
биографии
предка
в
форме
альбома,
буклета,
«раскладушки»,
папки
с
файлами,
документального
фильма
и
т.д.
Иллюстрированная
биография
может
быть
выполнена
в
виде
сочинения,
рассказывающего
о
предке
и
содержащего
фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории
страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.
Проект «Мое генеалогическое древо»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности
(2 недели).
Цели проекта:
-формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках
как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и
кровную связь;
-знакомство с новыми фактами из истории семьи;
-выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество
детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
-обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат проекта: составление собственного генеалогического
древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в
роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся,
подготовившие
проект.
Участники
делают
мини-сообщения,
а
также
обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации
об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему
собранной информации).
Проект «Выставка семейных реликвий»
Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2
недели).
Цели проекта:
-знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
-формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам
с использованием близкого и доступного материала.
Практический
результат
проекта:
альбом
«Выставка
фотографий
семейных
реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме
«Я и моя семья» для курсов «Обществознание», «История России», «МХК».
2
Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем
разрабатывают
структуру
будущего
альбома,
отбирают
и
систематизируют
материал,
готовят
реликвии
для
фотографирования.
Отбор
и
размещение
материала
в
альбоме
может
осуществляться
либо
по
хронологическому
принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения
декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).
Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и
родителями – участниками проекта.
Проект «Хранитель семейного архива»
Тип
проекта:
практико-ориентированный,
индивидуальный,
средней
продолжительности (3 недели).
Цели проекта:
-познакомить детей с историей собственной семьи;
-формировать
первоначальные
умения
и
навыки
работы
с
историческими
документами;
-прививать
ценностное
отношение
к
документам
как
к
историческим
источникам;
-приведение
семейного
архива
учащегося
в
порядок,
сохранение
важных
документов семьи для последующих поколений.
Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива»,
«Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с
понятием
«архив»,
значением
архивов
в
жизни
людей.
Предполагается
максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача
учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного
архива
(фотографии,
письма,
дневники,
почётные
грамоты,
свидетельства,
рукописи
и
т.д.).
Каталог
семейного
архива
может
быть
составлен
как
в
рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ
оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного
документа»
или
формируется
классная
выставка
«Каталоги
и
описания
семейных архивов».
Проект «Мир средневекового города» (7-й класс)
Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, интегрированный
(история России, всеобщая история), средней продолжительности (2--4 недели),
групповой.
Цели проекта:
-актуализировать
и
обобщить
знания
детей
об
условиях
и
причинах
возникновения городов;
-выявить
связь
между
процессами
образования
городов,
возникновением
культуры эпохи нового времени, формированием человека нового типа;
-обнаружить
отличительные
особенности
европейских
городов,
городов
центральной части России и Сибири;
-учить
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
сравнивать
исторические источники.
Практический результат проекта: театрализованная постановка «Путешествие в
средневековый город», издание исторического журнала «Как это было…» (из
3
истории
возникновения
древнерусского
города),
создание
макетов
средневековых городов и замков.
Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в
дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых
объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием
проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный
подход
с
классно-урочной
системой?
Как
можно
выстроить
иной
процесс
обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать
имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями
и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает
решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их
отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом,
оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед"
метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в
повседневной педагогической практике.
Проектное
мышление
необходимо
взрослым
и
детям.
Его
необходимо
специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.
Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести
более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти
навстречу
новому.
То
есть
быть
способными
проектировать
наше
взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это
означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Литература.
1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009
2.Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и
реорганизации образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000
4.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М., 2007
4