Напоминание

Проектная деятедьность на уроках истории


Автор: Карева Валерия Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Одинцовский лицей №10
Населённый пункт: город Одинцово,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятедьность на уроках истории
Раздел: полное образование





Назад





ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ:

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация
В статье определена роль проектной деятельности на уроках истории и во внеурочное время, проанализирован опыт проектной деятельности учителя, представлен опыт апробации пяти проектов.
Ключевые

слова:
метод проектов, творческая или игровая деятельность учащихся, теоретические обобщения и практический опыт организации проектной деятельности, проектное мышление. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата . В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов . В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.). В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно - и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количе ству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности. В настоящей публикации представлен обзор проектов, апробированных мною на уроках истории. Наиболее интересен опыт проведения проектов при изучении курса отечественной и зарубежной истории с младшими школьниками (в возрасте десяти-двенадцати лет). Большая часть проектов для данного курса по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, его играм, занятиям, пробуждала личный интерес к 1
ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др. Я предлагаю опыт апробации пяти таких проектов .
Проект «Биография моего предка»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта: -установление связи между историей семьи и историей Отечества; -включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков; -исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города. Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.
Проект «Мое генеалогическое древо»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта: -формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; -знакомство с новыми фактами из истории семьи; -выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); -обучение составлению родословного древа или таблицы. Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).
Проект «Выставка семейных реликвий»
Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта: -знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории; -формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала. Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курсов «Обществознание», «История России», «МХК». 2
Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.). Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.
Проект «Хранитель семейного архива»
Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Цели проекта: -познакомить детей с историей собственной семьи; -формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами; -прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам; -приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений. Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».
Проект «Мир средневекового города» (7-й класс)
Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, интегрированный (история России, всеобщая история), средней продолжительности (2--4 недели), групповой. Цели проекта: -актуализировать и обобщить знания детей об условиях и причинах возникновения городов; -выявить связь между процессами образования городов, возникновением культуры эпохи нового времени, формированием человека нового типа; -обнаружить отличительные особенности европейских городов, городов центральной части России и Сибири; -учить ориентироваться в различных источниках информации, сравнивать исторические источники. Практический результат проекта: театрализованная постановка «Путешествие в средневековый город», издание исторического журнала «Как это было…» (из 3
истории возникновения древнерусского города), создание макетов средневековых городов и замков. Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п. Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно. Литература. 1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009 2.Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121. 3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000 4.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010 5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2007 4


В раздел образования