Автор: Четверикова Елена Николаевна Должность: педагог дополнительного образования изодеятельность Учебное заведение: МБОУ Новопортовский детский сад "Теремок" Населённый пункт: ЯНАО ямальский район п.Новый - Порт Наименование материала: методическая разработка Тема: "Путешествие в страну Рисовалию" Раздел: полное образование
МБДОУ «НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Образовательная область:
«Художественно- эстетическое развитие»
Подготовила: Педагог дополнительного образования изодеятельность
Е. Н. Четвериков
с. Новый Порт
Программное содержание:
1.
Формировать
у
детей
устойчивый
интерес
к
изобразительной
деятельности:
видеть своеобразие игрушек, выдумку народных мастеров, особенности узоров, основные
мотивы орнамента, сочетание цветов, их яркость.
2.
Продолжать обучать нетрадиционным приёмам в изобразительной деятельности:
рисование ватными палочками, крышками
3.
Развивать у детей эстетическое восприятие.
4.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
восприимчивость,
художественно-
эстетический вкус.
5.
Прививать
интерес
к
народным
промыслам
и
побуждать
детей
к
созданию
разнообразных и оригинальных, неповторимых замыслов.
Словарная работа: «Искусствоведково».
Оборудование:
план-схема страны «Рисовалии»;
предметы — отгадки: краски и кисть, бумага, кисточка, карандаш;
картины разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт);
изделия народных промыслов;
трафареты дымковской барышень и петушков;
колпачки по числу детей;
мольберты;
ватные палочки, крышки разных размеров;
палитры и гуашь.
Музыкальные номера:
1. Звучит фрагмент музыкального произведения «Детская полька», муз. М. Глинки.
2. Фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»
3. Музыкальная физминутка.
4. Музыка для рисования.
Звучит музыка, дети входят в зал, подходят к мольберту
На мольберте висит план - карта страны «Рисовалии»
Педагог: Посмотрите, на мольберте висит какая - то план - карта, как вы думаете для
чего она?
Дети рассматривают карту и рассуждают, высказывают свои предположения.
Педагог: Видно это не простая план – карта, а созданная воображением и фантазией.
Давайте, повнимательней ее рассмотрим. На этой карте изображена страна «Рисовалия»
со своими городами, я предлагаю путешествие по этой карте, значит как можно назвать
эту карту если по ней путешествуют? (ответы детей).
Педагог: Нам с вами нужно будет попасть в эту страну, а оказаться там нам помогут
знания и умения, полученные вами на занятиях по рисованию. На пути нашего следования
встретится немало интересного - это и город «Краскино», «Искусствоведково» и станция
«Промыслово», их жители предложат нам свои вопросы и задания. Пора в путь, занимайте
свои места в вагончике.
(Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку и под
мелодию В. Шаинского «Голубой вагон» подпевая «едут» один круг по залу.)
Педагог: Вот и город «Краскино».
Дети: Смотрите, какой - то сундук.
Педагог: И, правда, сундук да расписной какой, а рядом письмо. (читаю письмо)
Педагог: «Дорогие ребята! Чтобы отправиться на следующую станцию нам придется
ответить
на
несколько
вопросов,
а
точнее,
отгадать
загадки
о
предметах,
которые
помогают нам рисовать. Отгадки вы найдете в сундучке. Желаем вам успеха!»
Педагог: Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Дети: Это краски и кисть.
Педагог: Ребята, знаете загадки о предметах, которые помогают нам рисовать?
Ребенок: Очень страшен ей огонь, ненавистна влага.
Для рисунков и письма
Всем нужна...
Дети: Бумага.
(Достаю «отгадку» бумагу)
Ребенок: Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Дети: Кисть.
(Достаю «отгадку» кисть)
Ребенок: Он признался ножу:
«Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог»
Дети: Карандаш.
(Достаю «отгадку» карандаш)
Педагог: Молодцы ребята! Мы справились с первым заданием, можем отправляться в
город «Искусствоведково».
(Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку и под
мелодию В. Шаинского «Голубой вагон» подпевая «едут» один круг по залу.)
Педагог: Как называется город, в который мы попали?
Дети: «Искусствоведково».
Педагог: Вслушайтесь в это слово «Искусство — ведково». Как вы думаете, почему он
так называется.
Дети: Потому что здесь много разных картин.
Педагог: В этом городе живут люди, которые очень ценят живопись, но в их картинной
галерее все перепуталось. Жители просят нас помочь им разобраться правильно, назвать
жанр картин.
(На панно развешаны картины, дети присаживаются на коврики возле пано)
Педагог: Какие жанры живописи вы знаете.
Дети: Жанры живописи: Пейзаж, натюрморт, портрет.
Педагог: У нас на тарелочки лежат цифры, нам с вами нужно определить к какому жанру,
относиться каждая картина.
Под номером 1 расположились пейзажные картины.
Под номером 2 — портреты.
Под номером 3 — натюрморты.
Педагог: Послушайте, нам сейчас Антон расскажет, о каком то - жанре.
Антон: Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется...
Дети: Это пейзаж.
Педагог: Возьми цифры 1 и найдите в галерее все картины, на которых изображен пейзаж
и приклейте радом с картиной цифру 1.
(Дети берут цифры 1 и прикладывают к соответствующим картинам)
Педагог: Как вы догадались, что эти картины относятся к жанру пейзажа?
Дети: На картинах нарисованы: осенний лес, деревья в инеи, поле с рожью, река.
Педагог: Молодцы, вот и опять мы с вами справились.
Педагог: Послушайте, нам сейчас Карина расскажет, о другом жанре.
Карина: Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Обязательно картина называется...
Дети: Это портрет.
Педагог: Возьми цифры 2 и найдите в галерее все картины, на которых изображен портрет
и приклейте радом с картиной цифру 2.
(Дети берут цифры 2 и прикладывают к соответствующим картинам)
Педагог: Скажите,как вы догадались, что эти картины относятся к портретному жанру?
Дети: На картинах нарисованы портреты: девочки; царя; бабушки с внучкой; всадницы.
Педагог: Молодцы, вот и опять мы с вами справились с заданием.
Педагог: Послушайте, нам сейчас Гаврил расскажет, о другом жанре.
Гавриил: Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Знай, что это…….
Дети: Это натюрморт.
Педагог: Возьми цифры 3 и найдите в галерее все картины, на которых изображен портрет
и приклейте радом с картиной цифру 3.
(Дети берут цифры 2 и прикладывают к соответствующим картинам)
Педагог: Скажите,как вы догадались, что эти картины относятся к жанру натюрморт?
Дети: На картинах нарисованы: стол с вазой, на которой лежат фрукты; цветы и фрукты;
красная мебель.
Педагог: Молодцы, и с этим заданием мы справились на отлично.
Педагог: Пора нам немного отдохнуть.
(музыкальная физминутка, проводится на мультимедиа проекторе)
Педагог: Занимайте свои места в вагонах, поезд отправляется!
(Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку и под
мелодию В. Шаинского «Голубой вагон» подпевая «едут» один круг по залу.)
Педагог: Следующая станция – «Промыслово».
(дети стоят полукругом, педагог надевает кокошник)
Педагог: Здравствуйте, ребятишки!
В городе «Промыслово» я приглашаю вас на ярмарку!
Народные умельцы нашего города «Промыслово» приготовили для вас, ребята, ярмарку
народных игрушек!
(дети рассматривают игрушки)
Педагог: Жили — были барышня да петушок (показывает трафареты, они лежат тут
же, на столах с игрушками). Собрались они раз на ярмарку на других посмотреть да себя
показать. Глядь — а наряды их и бледны, и некрасивы. Что же делать? Как же быть?
Педагог: Ребята может, поможем расписать барышень и петушков.
Дети : Да поможем.
Педагог: Какой росписью мы будем расписывать петушков и барышень?
Дети : Дымковской.
Педагог: Молодцы, но расписывать мы будем не кисточкой, а ватными палочками. Какие
элементы дымковской росписи мы можем нарисовать ватной палочкой?
Дети: Прямые и волнистые линии, мелкие кружки.
Педагог: Правильно, а вот разными размерами крышек вы можете нарисовать большие и
маленькие круги.
Педагог: Ребята, я уверена, что мы с вами справимся, и с этим заданием. Сейчас станем
настоящими народными умельцами. Я приглашаю вас в мастерскую. Но сначала наденьте
волшебные колпачки, они вам тоже помогут. Девочки будут расписывать барышень, а
мальчики петушков.
Педагог: Проходите в мастерскую.
( стоят мольберты на них силуэты барышень и петушков, на столах возле мольбертов
палитры с гуашью, ватные палочки, крышки разных размеров, дети под музыку рисуют)
( В конце дети раскладывают рисунки в виде хоровода, рассматривают работы,
отмечают яркость, сочность элементов)
Педагог:
Это что за хоровод в селе Дымково живет?
Платья яркие в горошек, много точек и дорожек,
И на белой на бумаге узор дети расписали.
Постарались от души.
Ах, плясуньи хороши!
Петух сказочно красив,
И напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг
Птица важная — петух.
Педагог: Молодцы, мы с вами очень постарались. Оказались достойными быть жителями
города
«Промыслово»!
Вот
и
закончилось
наше
путешествие!
Думаю,
оно
было
увлекательным и запомнится нам на долго. Жители страны «Рисовалии» желают нам
больших успехов, и с нетерпением будут ждать новых встреч в стране Изобразительного
Искусства!
Педагог: Занимайте свои места в вагонах, поезд отправляется нам пора в сой детский
сад!
Педагог: Вот мы и в нашей группе.
Скажите, что вам понравилось в сегодняшнем путешествии?
Какие трудности вы испытали выполняя задания?
Что больше всего понравилось?
(ответы детей)