Напоминание

"Профориентационная работа важнейшее средство профессионального самоопределения школьников


Автор: Кавыева Татьяна Петровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОАУ "Калининская СОШ"
Населённый пункт: с. Калинино, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа важнейшее средство профессионального самоопределения школьников
Раздел: полное образование





Назад




Профориентационная работа как средство профессионального самоопределения

старшеклассников

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования, знакомство с миром профессий необходимо начинать в начальной

школе. В этот возрастной период ребята получают первоначальные представления о

созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Старшеклассникам необходимо уметь ориентироваться в мире профессий, понимать

значение профессиональной деятельности человека в интересах развития общества.

Осознанный выбор будущей профессии является одним из важнейших результатов общего

среднего образования. Однако осуществить такой выбор крайне сложно.

В современной психолого-педагогической литературе представления о факторах

такого выбора разнообразны. В частности, следует отметить существование нескольких

концепций: пространства возможностей Д. Притчарда; информированного выбора С. Н.

Фейнгольда; случайного выбора Т. Каплоу. В концепциях Д. Притчарда и С.Н. Фейнгольда

особое

внимание

уделяется

потребностям

работодателя,

объяснению

ученикам

возможностей рынка труда, критериев выбора той или иной профессии.

Согласно концепции Т. Каплоу, выбор происходит на основании конкретных

жизненных обстоятельств, которые сложились на момент выбора профессии.

Е.А.

Климов

различает

различные

ситуации

выбора

профессии.

На

выбор

старшеклассника оказывают влияние несколько факторов. Первый – это мнение старших

членов семьи. Второй фактор – позиция товарищей. Именно позиция друзей, то есть

микрогруппы, может стать решающей в профессиональном самоопределении. Третий фактор

– позиция учителя, классного руководителя. Конечно, важным фактором являются личные

профессиональные планы, представления человека о своем будущем играют определяющую

роль.

Способности старшеклассника, тоже немаловажный фактор. Однако для современной

молодежи существенную роль в выборе профессии играет уровень притязаний на

общественное признание. Реалистичность притязаний – первая ступень профессиональной

подготовки.

В

современной

школьной

практике

принята

концепция

профессионального

самоопределения,

которая

связана

с

само

актуализацией,

самосовершенствованием,

самореализацией личности. Данная концепция разрабатывается Л.И. Божович, Л.П. Буевой,

С.Л. Рубинштейном, П.Г. Щедровицкой.

Важнейшим средством профессионального самоопределения школьников является

профориентационная работа. Профориентация и профессиональное самоопределения – это

различные

понятия.

Если

профориентация

это

профориентирование

школьника,

то

профессиональное самоопределение больше относится к его самоориентированию. Другими

словами, профессиональное самоопределение - это высший уровень профориентационной и

профконсультативной помощи.

В отечественной науке есть несколько официальных трактовок данного понятия,

зафиксированных официально. Одно из них принято международным педагогическим

сообществом в 1977 году, и определяется как «помощь, оказываемая личности в

использовании своих личных особенностей предоставления человеку возможности развивать

их так, чтобы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой

деятельности в ходе меняющихся условий его жизни, и, с одной стороны, быть полезным

обществу, а с другой достичь личных стремлений». Наиболее полным можно считать

трактовку С.Я. Батышева: «Профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность,

связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и

склонностей в соответствии с личными способностями, потребностями и пригодностью к той

или иной профессии…».

Профориентационная

работа

осуществляется

по

следующим

направлениям:

информационно - справочное, профессиональная диагностика, морально - эмоциональная

поддержка;

помощь

в

принятии

решения;

помощь

в

планировании

перспектив

профессионального развития.

Работа по профориентации проводится в рамках процесса обучения, внеклассной и

внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с основными социальными

институтами. Специфика школьного профориентирования заключается в том, что данный

вид воздействия происходит систематически на протяжении всех лет обучения детей. В этой

связи, процесс профессионального самоопределения делится на несколько этапов:

- начальная школа (1-4 классы) – формирование у школьников первичных

представлений о профессиях, о роли труда в жизни человека и общества;

- первая ступень основной школы (5-7 классы) – развитие интересов и способностей,

связанных с выбором профессии;

- вторая ступень основной школы (8-9 классы) – формирование профессиональной

мотивации, готовности к самоанализу своих способностей;

- старшие классы (10-11 классы) – формирование ценностно-смысловой стороны

самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учеников, развитие

своих способностей в рамках углубленного изучения отдельных предметов.

Особенно важна данная работа в старших классах (9-11), поскольку выпускники стоят

перед выбором своей будущей профессиональной деятельности. В качестве подходов к

организации профориентации нужно отметить:

1. Активизирующий подход. Имеет целью формирование у старшеклассников установки на

важность профессионального самоопределения. Школьника нужно побудить к активному

поиску себя в профессиональной деятельности и самостоятельному решению о выборе

будущей профессии. Для этой цели лучше всего использовать: игры, тесты, обсуждения,

беседы и т.д. Цель данного подхода – создать положительную мотивацию для дальнейшей

работы.

2. Диагностико - консультационный подход предполагает проведение психологического

тестирования и консультации по его результатам. С помощью тестов выявляется

профессиональная направленность человека, в процессе консультаций предпринимается

попытка решить его профориентационный запрос с использованием результатов теста.

3.

Развивающий подход подразумевает проведение тренингов, в процессе которых

решаются различные вопросы по выбору профессии, а также развиваются навыки и качества,

необходимые в будущей профессиональной деятельности (умение пройти собеседование или

написание резюме).

4. Информационный подход состоит в информировании учащихся о важных вопросах

профессионального самоопределения. В частности, проведение лекций по планированию

карьеры или информация о рынке труда, посещение ярмарок вакансий и экскурсий в

профессиональные учебные заведения. В данном случае необходимо тесное взаимодействие

различных

социальных

институтов

(семьи,

профессиональных

учебных

заведений,

предприятий, правоохранительных органов, библиотек и т.д.).

В соответствии с указанными подходами, все используемые методы

можно условно разделить на группы:

1. Информационно - справочные, просветительские методы, которые, в свою очередь,

включают в себя:

- классные часы профессиональной направленности;

- беседы, дискуссии, круглые столы, конференции;

- экскурсии на предприятия и профессиональные учебные заведения, при условии

подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов;

- встречи со специалистами различных профессиональных областей.

- лекции о планировании карьеры, о путях решения проблем самоуправления;

- профориентационные уроки, проводимые в системе, а не как разовые мероприятия;

- просмотр учебных фильмов и видеофильмов;

- посещение ярмарок вакансий, которые уже показали свою эффективность.

В рамках методов данной группы школьникам предлагается информация о различных

профессиях, о содержании профессионального труда, условиях материальной и социальной

среды, оплате и режиме труда, перспективных профессиях и специальностях. Акцент

делается на основных требованиях, предъявляемых в каждой конкретной профессии

(здоровью, уровню развития психологических и психофизиологических характеристик,

личностным качествам, общеобразовательной и специальной подготовке).

2. Методы профессиональной психодиагностики:

- беседы - интервью закрытого типа;

- открытые беседы - интервью;

- опросники профессиональной мотивации;

- опросники профессиональных способностей;

- личностные опросники;

- проективные личностные тесты;

- методы наблюдений. Относятся к основным научно-практическим методам работы

психолога;

- профессиональные пробы. К ним относятся мероприятия в специально организованном

учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы. Данная форма

профориентации требует больших материальных затрат: создание мастерских, приобретение

необходимого оборудования. Поэтому профессиональные пробы обычно проводят либо в

профессиональных образовательных учреждениях, либо на предприятии;

-каникулярные профориентационные программы;

-игровые

тренинговые

ситуации,

в

которых

проигрывается

определенная

ситуация

профессиональной деятельности.

В качестве таких ситуаций могут проигрываться:

собеседование, общение с коллегами, телефонный разговор по поиску работы. Такие

тренинги помогут ученикам в будущем строить профессиональное поведение.

3. Методы морально - эмоциональной поддержки.

- положительные примеры самоопределения, на которые можно ссылаться;

- праздники труда. К ним относятся мероприятия, повышающие престиж определенной

профессии или группы профессий.

Профессиональная

ориентация

ведется

в

соответствии

с

планом

работы

общеобразовательного учреждения и включает в себя следующие разделы: работа с

учащимися, работа методических объединений преподавателей-предметников, деятельность

учебно-методического кабинета по профориентации, работа библиотеки, медицинского

работника, психолога, родителей. В отдельное направление можно вынести взаимодействие

с

социальными

институтами:

профессиональными

образовательными

учреждениями,

центром занятости, предприятиями.

Специфику имеет работа в 10 - 11 классах. При работе с детьми этого возраста нужно

сделать

акцент

на

развитие

профориентационной

компетентности

в

процессе

педагогической,

психологической

и

информационной

поддержки,

направленной

на

достижение необходимого уровня готовности к выбору путей личностного, жизненного и

профессионального.

Этот

период

относится

к

этапу

уточнения

социально-

профессионального

статуса.

Цель

профориентационной

работы

-

сформировать

убежденность в правильности выбора профессии. Для достижения указанной цели

необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать знания и умения по определенной профессии.

2. Скорректировать программы самоподготовки к избранной профессии.

3. Вооружить знаниями о перспективе трудоустройства, профессионального роста и

способах

адаптации

к

социально-производственным

условиям

труда

по

избранной

профессии.

Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов,

«пробу»

сил,

дальнейшую

работу

по

самопознанию,

контроль

и

коррекцию

профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности,

самоподготовку

к

ней,

саморазвитие.

Это

период

формирования

нравственной

и

психологической

готовности

к

выбору

профессии.

Продолжается

изучение

профессиональной направленности личности с помощью диагностических методов. На

основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне

подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить

старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить

коррекцию профессиональных планов, выбирать программу самовоспитания.

В выборе профессии учащимся нужно помогать и в идеале эту работу должен

выполнять либо профконсультанты, либо психологи.

В практике работы общеобразовательных учреждений сложились несколько

организационных моделей профориентационной помощи учащимся:

1. Профконсультант работает в конкретной школе только с учащимися данного учреждения.

2. Профконсультант имеет в данной школе основную базу, но обслуживает несколько

близлежащих школ.

3. Профконсультант работает в психологическом центре города или района, где оказывает

специализированную

помощь

учащимся

школ.

В

данном

случае

предполагается

взаимодействие

психолога

школы

с

психологами

или

профконсультантами

в

специализированных центрах.

4. Психолог работает в органах управления образованием и является куратором по

профориентационной работе в школах.

5. Психолог оказывает дистанционную профориентационную помощь с подростками.

6. В школах работают выездные специалисты, которые приезжают в малонаселенные пункты

и проводят мероприятия по выбору профессии.

7. Информационная помощь, оказывается, через средства массовой информации.

Каждый из перечисленных вариантов применяется в различных условиях. Для

эффективной работы лучше использовать совмещение и взаимодействие различных форм.

Необходимо

еще

раз

отметить

важность

развития

профессионального

самоопределение для будущей трудовой деятельности выпускников школ. Основным

средством формирования является профессиональная ориентация, в рамках которой

используются различные формы и методы работы.



В раздел образования