Автор: Токарева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 1 г.Пугачева имени Т.Г.Мазура"
Населённый пункт: г.Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: Конспект занятия внеурочной деятельности
Тема: "Плоские и объёмные фигуры."
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Пугачева имени Т.Г.Мазура"
Конспект занятия
внеурочной деятельности
"Плоские и объёмные фигуры."
Выполнила:
учитель высшей категории
Токарева Н.Г.
2022г.
Технологическая карта занятия
Класс:
3
Внеурочная деятельность:
"Веселый карандаш"(математика и конструирование)
Тема:
"Плоские и объёмные фигуры."
Педагогические цели
Формировать представления детей о плоских и объёмных геометрических фигурах через
практическую деятельность.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению. Закреплять знание
геометрических фигур, умение конструировать, логически мыслить.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Формировать чувство сотрудничества, гуманного отношения друг к другу, к родителям, к
соседям, правила проживания в одном доме с другими людьми;
Развивать умение работать вместе.
Универсальные учебные
действия (метапредметные)
Регулятивные
:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке,
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; получат возможность
научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии
между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит
один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществлять
работу в паре и в группе.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; формировать
уважительного отношения к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося,
развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Формы и методы работы
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно - иллюстративный
Оборудование
1.
Интерактивная доска
2.
Ноутбук
3.
Геометрические фигуры
4.
Клей-карандаш
5.
Ножницы
6.
Развертки фигур.
Этап (элемент)
урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I этап. Организационный
момент.
Цель – активизация
учащихся, создание
положительного настроя детей
на работу.
- Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, всем пора нам на
урок.
-Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на успешную
работу.
Настраиваются на рабочее
настроение.
II этап. Актуализация
знаний.
Цели: подведение детей к
формулированию темы и
постановке задач урока.
Что вы видите на своих столах?
Куб квадрат
Цилиндр круг
Конус треугольник
Параллелепипед прямоугольник
Пирамида пятиугольник
- Разбейте данные фигуры на 2 группы.
- По какому принципу разбили?
-Какая тема сегодняшнего занятия?
- Сегодня вы работать будете группами по 3 человека. Давайте
вспомним правила работы в группе
-Накройте рукой любую плоскую фигуру. Попробуйте тоже
самое сделать с объемной фигурой. Получилось?
-Чем плоские фигуры отличаются от объёмных?
-Как вы думаете, человек сам, в силу своего воображения,
придумал эти фигуры или подсмотрел их где-то в
окружающем мире?
-Сегодня на занятии мы с вами найдем еще одно отличие
объемных геометрических фигур от плоских?
- Найдите пару фигур, о которых можно сказать так:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Квадрат
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Отвечают на вопросы
Повторяют правила работы в
группе
Делают вывод.
Размышляют и отвечают на
вопросы.
Отгадывают загадки.
Кто ж он, бедненький, теперь?
Треугольник
- По каким признакам вы узнали, что это квадрат и
треугольник? Давайте поработаем с этими фигурами.
-Выполните задание на карточке.
-Что находили у этих фигур?
-Посмотрите на квадрат. Частью какой объемной фигуры он
является?
-Рассмотрим квадрат и куб.
-Что такое квадрат?
Квадрат – это плоская геометрическая фигура, у которой 4
одинаковые стороны и 4 угла. У квадрата мы можем измерить
длину и ширину.
Куб – это объемная фигура.
-Если мы развернем куб, то увидим, что он состоит из
квадратов? Сколько их?
6 квадратов.
-Значит ли это, что квадрат –элемент куба, его сторона?
-У куба мы можем измерить не только длину и ширину, но и
высоту.
-Положите перед собой треугольник. Что мы о нем знаем?
Элементом какой объемной фигуры он является?
Отвечают на вопросы в режиме
обсуждения.
Дети выполняют задание.
1человек прикрепляет на доску
свои вычисления и объясняет , что
находил.
Актуализация знаний из области
геометрии
.
Пирамида – это объемная геометрическая фигура.
-Если мы развернем пирамиду, то увидим, что она состоит из 4
треугольников и одного квадрата.
-Чем является треугольник в пирамиде?– это стороны
пирамиды.
-А квадрат?– ее основание.
-Как вы думаете, что можно измерить в пирамиде?
-У пирамиды мы можем измерить длину, ширину и высоту.
Физминутка
Выполняют упражнения
физминутки
III этап. Изучение нового
материала.
Цели: выявление у
обучающихся новых знаний,
развитие умения находить
ответы на проблемные
вопросы, подведение детей к
самостоятельному выводу
способа действия с
информацией
-Посмотрите на экран.
-На стол поставим объемные фигуры: куб, пирамиду и
цилиндр.
-С левой стороны включим настольную лампу.
-Что заметим?
Объемные фигуры отбрасывают тень.
-А теперь на стол положим плоские фигуры: квадрат,
прямоугольник и треугольник. Включим лампу.
Размышляют и отвечают на
вопросы.
-Что заметим на этот раз?
Плоские фигуры не отбрасывают тень, они полностью
соприкасаются с поверхностью стола.
-Подведем итоги:
1.Все геометрические фигуры в математике можно разделить
на две группы....: плоские и объемные.
2.Объемные геометрические фигуры – это фигуры, у которых
можно измерить....... длину, ширину и высоту.
3.Объемные фигуры на свету ........отбрасывают тень.
4. Плоские фигуры являются элементами ....объемных фигур
Подводят итоги
IV этап. Закрепление
изученного.
Цель: освоение способа
действия с полученными
знаниями в практической
деятельности
Работа в группе.
-Людям каких профессий нужно хорошо знать математику,
производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору,
конструктору, инженеру, строителю) .
Предлагаю вам побыть в роли строителей и самим построить
одну из улиц города.
Перед вами лежат строительные материалы. Вы должны из
них собрать дом.
Один из них я уже построила.
-Поставьте свои домики вдоль тротуара.
-Мне кажется здесь чего не хватает. Давайте обустроим нашу
улицу.
Выполняют задания в группе.
Презентуют дома.
-У каждой улицы есть свое название. Посмотрите на экран и
скажите название нашей улицы.
4 буква от
2 буква от
3 буква от
2 буква от
3 буква от
- Как вы думаете, почему так назвали нашу улицу?
Составляют название улицы.
VII. Итог урока. Рефлексия
деятельности.
Цели: соотнесение
поставленных задач с
достигнутым результатом.
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно
выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость
и большое удовлетворение».
Рефлексия.
- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым
работником, третьим работником?
-Вы большие молодцы. Хорошо работали на нашем занятии.
Спасибо.