Напоминание

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста


Автор: Головко Яна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ БУРАТИНО
Населённый пункт: город Когалым Тюменская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного

возраста
Цель данного параграфа раскрыть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, отразить основные виды деятельности этого периода, влияющие на формирование психологической готовности детей к школе. В.С. Мухина говорит, что характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции . Она утверждает, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия .
В.С. Мухина говорила, что волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараясь сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственного решения. Особенности эти еще жестко не фиксированы, не завершены. Поэтому возможны коррекция и компенсация тех дефектов или отставания в развитии, которые в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее. Е.О. Смирнова отмечала, что в старшем дошкольном возрасте (5,5-7лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка. Происходит существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением . Старший дошкольный возраст, считала Е.О. Смирнова, играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения; это период активного развития и становления познавательной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумать
объяснения явлением природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. К концу дошкольного возраста дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения . Е.О. Смирнова говорила, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими су щ е с т ве н н ы е закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук. Начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредного от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего. Ребенок 5,5-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения, утверждает Е.О. Смирнова. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника - «как» это надо делать, каким способом.
Она заметила, что эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад. Любой период жизни человека обладает само ценностью и уникальностью, утверждает Е.О. Смирнова. Психологическое развитие - это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития - одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.
Несмотря на все достижения, говорит Е.О. Смирнова, ребенок 5,5-7 лет остается дошкольником; по-прежнему все его интересы и потребности лежат в сфере игры. Все дальнейшие новообразования этого периода - и произвольность поведения, и все психические процессы (от элементарных до самых сложных), и воображение, и умение общаться - зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредотачивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы. Иными словами, учится общаться. Играя с предметами- заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Вот почему так важно при диагностике психического развития малыша учитывать уровень развития его игровой деятельности. Таким образом, выделенные возрастные о собенно сти позволяют определить н а п р а вл е н и я психологической диагностики и составляющие их аспекты. Во-первых, коммуникативно-личностная сфера - уровень общения ребенка с взрослым (форма общения), особенности отношений с близкими взрослыми, социальная компетентность в общении со сверстниками. Во-вторых, познавательная сфера - уровень ориентировки в окружающем, образное и логическое мышление, связность речи, способность ориентироваться на существенные признаки; волевая сфера - принятие и выполнение заданий взрослого, способность опосредовать свои действия образом.
Уровень развития речи не выделяется в отдельный предмет диагностики, поскольку речь неизбежно включена в другие виды деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при выявлении вне ситуативных форм общения), с другой - как средство мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании).


В раздел образования