Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Автор: Головко Яна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ БУРАТИНО Населённый пункт: город Когалым Тюменская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста
Цель
данного
параграфа
раскрыть
возрастные
особенности
детей
старшего дошкольного возраста, отразить основные виды деятельности этого
периода, влияющие на формирование психологической готовности детей к
школе.
В.С.
Мухина
говорит,
что
характерная
черта
старшего
дошкольника
–
устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах,
открытость
внешнему
миру.
Ребенок
проявляет
инициативность
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности
–
игре,
общении,
конструировании,
рисовании,
лепке,
в
сфере
решения
элементарных
и
бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует
в
совместных
играх,
организует
их.
Способен
договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции .
Она
утверждает,
находясь
в
обществе
сверстников
в
предметно
насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и
обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных,
сменяющих
друг
друга
замыслов.
Способность
ребенка
к
фантазии,
воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре,
которая
к
концу
дошкольного
периода
характеризуется
наличием
оригинального
замысла,
гибкостью
развертывания
сюжетной
линии
сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также
проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах пении. Дети любят
фантазировать
вслух,
играть
звуками
и
словами.
Эта
способность
тесно
связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего
плана
действия,
развитии
функции
воображения
и
становлении
произвольности предметного действия .
В.С.
Мухина
говорила,
что
волевое
начало
в
действиях
ребенка
проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность
достигать цели, стараясь сделать продукт качественно, переделывать, если не
получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении:
ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным
правилам.
Одновременно
с
развитием
этих
качеств
повышается
компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Компетентность
ребенка
проявляется
не
только
в
том,
что
он
обладает
знаниями,
умениями,
навыками,
но
и
способен
принимать
на
ее
основе
собственного решения.
Особенности эти еще жестко не фиксированы, не завершены. Поэтому
возможны коррекция и компенсация тех дефектов или отставания в развитии,
которые в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее.
Е.О. Смирнова отмечала, что в старшем дошкольном возрасте (5,5-7лет)
отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических
систем организма ребенка. Происходит существенные изменения высшей
нервной
деятельности.
По
своим
характеристикам
головной
мозг
шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга
взрослого
человека.
Организм
ребенка
в
период
от
5,5
до
7лет
свидетельствует
о
готовности
к
переходу
на
более
высокую
ступень
возрастного
развития,
предполагающую
более
интенсивные
нагрузки,
связанные с систематическим школьным обучением .
Старший дошкольный возраст, считала Е.О. Смирнова, играет особую
роль
в
психическом
развитии
ребенка:
в
этот
период
жизни
начинают
формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения; это
период
активного
развития
и
становления
познавательной
деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и
далеких
предметов
и
явлений,
интересуется
причинно-следственными
связями
(Как?
Почему?
Зачем?),
пытается
самостоятельно
придумать
объяснения
явлением
природы
и
поступкам
людей.
Любит
наблюдать,
экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес
к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам,
пытается самостоятельно пользоваться ими. К концу дошкольного возраста
дети
отдают
предпочтение
интеллектуальным
занятиям
перед
практическими.
Детей
привлекают
головоломки,
кроссворды,
задачки
и
упражнения
в
которых
«нужно
думать».
Разрозненные,
конкретные
малоосознаваемые
впечатления
об
окружающей
действительности
становятся более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое
целостное
восприятие
и
осмысление
реальности,
возникают
зачатки
мировоззрения .
Е.О.
Смирнова
говорила,
что
образное
мышление
старшего
дошкольника
дает
достаточно
богатые
возможности
для
усвоения
обобщенных
знаний,
и
при
хорошо
организованном
обучении
дети
овладевают
представлениями,
отображающими
су щ е с т ве н н ы е
закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.
Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое
поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне
достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми
областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных
наук.
Начнет
их
выделять,
отличать
живое
от
неживого,
растения
от
животных, природное от созданного руками человека, вредного от полезного.
Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных
понятий - дело будущего.
Ребенок 5,5-7 лет может использовать усвоенный способ действия в
новых
условиях,
сравнить
полученный
результат
с
образцом,
увидеть
расхождения, утверждает Е.О. Смирнова. Для маленького ребенка важно
«что» он делает, а для старшего дошкольника - «как» это надо делать, каким
способом.
Она заметила, что эти изменения в детском сознании приводят к тому,
что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию
новой социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и
системы
конкретных
и
обобщенных
знаний.
Иными
словами,
у
него
формируется психологическая и личностная готовность к систематическому
обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития
изменения
психики
ребенка
не
происходят
сами
по
себе,
а
являются
результатом
целенаправленного
педагогического
воздействия.
Давно
замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не
созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников,
посещающих детский сад.
Любой период жизни человека обладает само ценностью и
уникальностью, утверждает Е.О. Смирнова. Психологическое развитие - это
стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер.
Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только
тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого
предпосылки
–
возрастные
новообразования.
Если
к
концу
возрастного
периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или
задержке
в
развитии.
Следовательно,
подготовка
ребенка
к
школьному
периоду
развития
-
одна
из
важнейших
задач
дошкольного
обучения
и
воспитания. Главным условием полноценного развития в детском возрасте
является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых –
педагогов и родителей. А это в свою очередь, возможно лишь тогда, когда
работа
с
ребенком
построена
на
ясном
понимании
закономерностей
психического
развития
и
специфики
последующих
возрастных
этапов,
знаний
того,
какие
возрастные
новообразования
являются
основой
дальнейшего развития ребенка.
Несмотря на все достижения, говорит Е.О. Смирнова, ребенок 5,5-7 лет
остается дошкольником; по-прежнему все его интересы и потребности лежат
в
сфере
игры.
Все
дальнейшие
новообразования
этого
периода
-
и
произвольность поведения, и все психические процессы (от элементарных до
самых
сложных),
и
воображение,
и
умение
общаться
-
зарождаются
и
первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста -
сюжетно-ролевой игре. Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой
задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он
лучше
сосредотачивается,
больше
запоминает,
чем
по
прямому
заданию
взрослого.
Играя
с
детьми,
учитывает
их
желания,
но
одновременно
отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует
совместные планы. Иными словами, учится общаться. Играя с предметами-
заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию
творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды
деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот
или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к
старшему
дошкольному
возрасту
результат
продуктивной
деятельности
приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Вот
почему так важно при диагностике психического развития малыша учитывать
уровень развития его игровой деятельности. Таким образом, выделенные
возрастные
о собенно сти
позволяют
определить
н а п р а вл е н и я
психологической
диагностики
и
составляющие
их
аспекты.
Во-первых,
коммуникативно-личностная сфера - уровень общения ребенка с взрослым
(форма
общения),
особенности
отношений
с
близкими
взрослыми,
социальная
компетентность
в
общении
со
сверстниками.
Во-вторых,
познавательная сфера - уровень ориентировки в окружающем, образное и
логическое
мышление,
связность
речи,
способность
ориентироваться
на
существенные признаки; волевая сфера - принятие и выполнение заданий
взрослого, способность опосредовать свои действия образом.
Уровень
развития
речи
не
выделяется
в
отдельный
предмет
диагностики,
поскольку
речь
неизбежно
включена
в
другие
виды
деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при
выявлении
вне
ситуативных
форм
общения),
с
другой
-
как
средство
мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании).