Напоминание

Влияние современных информационных технологий на духовно-нравственное воспитание молодежи.


Автор: Набережнева Елена Викторовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Суходол
Населённый пункт: Сергиеский район Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние современных информационных технологий на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Дата публикации: 10.06.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние современных информационных технологий на духовно-нравственное

воспитание молодежи.

Набережнева Елена Викторовна,

учитель информатики, ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Суходол

Сергиевского района Самарской области.

"Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета,

будущее выстрелит в тебя из пушки"

( Абуталиб Гафуров)

Ни для кого не секрет, что в последнее время очень остро стоит вопрос о том, что наше

молодое поколение плохо знает историю своих предков, их культуру и традиции.

В настоящее время жизнь людей все больше и больше начинает зависеть от IT

технологий. Каждый день мы обязательно заходим в различные

социальные

сети,

проверяем новости, общаемся с друзьями и все это с помощью наших телефонов — ярких

представителей

современных

IT

технологий. Важным атрибутом современного

информационного общества является Интернет. Он вносит кардинальные изменения

абсолютно во все сферы его жизни: учёбу, работу, быт, досуг.

Внедрение информационных технологий на современном этапе развития общества

накладывает определенный отпечаток на формирование и развитие личности, её базовых

установок, жизненных ценностей и приоритетов. Компьютеризация имеет противоречивый и

неоднозначный

характер.

Она

воздействует

на

познавательную,

мотивационную,

эмоциональную сферу личности, её самосознание, влияет на развитие познавательных

процессов, таких как восприятие, мышление, память.

При постоянном использовании компьютерных технологий происходит качественное

изменение умственной деятельности человека. Компьютерная техника при правильном

использовании удовлетворяет потребности человека в познании, самоутверждении и

самореализации.

Информационные

технологии

играют

огромную

роль

в

процессе

социализации и социальной адаптации людей, открывают новые пути межличностного

познания и взаимодействия. Вместе с тем, компьютер никогда не заменит человека и живого

общения! Более того, компьютеризация изменяет психические свойства человека и

общества, но вместе с тем, играет решающую роль в развитии средств труда, познания,

общения.

Я

считаю,

что

наиболее

отрицательной

чертой

масштабного

использования

информационных технологий является то, что они заменили людям реальное общение. Ведь,

к сожалению, большинство современных детей предпочтут поиграть в «планшет» нежели

выйти на улицу и подышать свежим воздухом.

Дети, порой, не знают границ, им сложно остановиться, когда они поглощены чем-то.

Когда он делает то, что ему нравится и в чем ему комфортно. Именно поэтому родители не

разрешают детям много сидеть за компьютером, и заставляют их читать книги, ходить на

выставки – все это для их благополучия, для их социального развития. Порой человек не

замечает, насколько глубоко в его жизни лежат IT-технологии.

Результатом чрезмерного увлечения бесполезным времяпровождением у компьютера

будет замедление процесса социализации или вообще его отсутствие, кроме этого нанесение

вреда

для

здоровья

(осанка,

зрение

и

т.д.).

Информационные

технологии

порой

подталкивают людей к деградации, к сокращению их умственной деятельности, и это,

безусловно, надо прекращать.

Но нельзя отрицать, что с внедрением информационных технологий, наша жизнь,

действительно, стала более комфортной, те же самые телефоны, для более удобной

коммуникации, социальные сети и т д. информационных технологий значительно упрощает

поиск любой информации. Становятся доступными посещение музеев мира (онлайн-

экскурсии). В больших городах люди часами могут добираться на работу, осуществляя при

этом поиск любой необходимой книги, статьи, новости о мире культуры и искусства.

Всегда в режиме онлайн вы можете отследить, какая книга стала бестселлером. В таком

случае процесс информатизации носит положительный характер, так как способствует

быстрому приросту информации, увеличению скорости передачи знаний, решает бытовые

проблемы, ранее не разрешимые.

Однако, распространение и свободный доступ к информации, имеет свою

отрицательную сторону. Обилие информации порождает не умение выделять главное, мы

получаем информацию, но нуждаемся не столько в ней, сколько в ее «смысловом и

контекстном наполнении». Информационный поток в настоящее время не является

структурированным, поэтому способен порождать скорее заблуждения, чем знания,

соответствующие реальности. Потоки информации растут неизмеримо быстро и справиться с

их обработкой простой школьник просто не в состоянии. Систематизировать информацию,

которую мы получаем, тоже не всегда возможно. И вот в этом потоке молодёжь просто

теряется и подчас выбирает наиболее комфортное существование. Зачастую — это

общение в социальных сетях, просмотр современных фильмов онлайн и в лучшем случае —

просмотр параграфа учебника или лекционного материала перед сессией.

Рассмотрев плюсы и минусы, можно

сделать вывод, что

сегодня, современная

молодежь перебывает в одновременно сложной и в то же время выгодной ситуации

относительно своего культурного развития. Новейшие информационные технологии дают

возможность освоить новые области знаний, которые, например, были закрыты или

недоступны в прошлом. Свободный доступ к информации о культурном наследии можно

осуществить

благодаря

тому,

что

сети

снабжены

многообразными

сервисами,

предназначенными для облегчения поиска информации. Создаются различные виды

ресурсов, которые отражают национальное и местное культурное наследие, электронные

общедоступные

интернет-каталоги

по

коллекциям

главных

хранителей

культурных

ценностей - музеев, галерей, библиотек и архивов, виртуальные музейные коллекции и

туристические маршруты по культурно-историческим местам, оцифровываются музейные

коллекции.

Главное же, что необходимо усвоить современной молодежи, что не нужно полностью

полагаться на прогресс и технологии, а использовать это лишь как инструмент для

достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом,

способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.



В раздел образования