Напоминание

Деепричастия совершенного вида


Автор: Кашапова Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЛИТ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Деепричастия совершенного вида
Раздел: среднее образование





Назад





Деепричастия совершенного вида
Урок № 52 Составила: Кашапова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ ЛИТ г. Новосибирска

Человек, «глотающий книги», похож на путешественника,

знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя

читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя

самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими

наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным

свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до

конца откроется созданный писателем большой и

прекрасный мир.

(К.Г.Паустовский

)
• Прочитайте текст • Выпишите из него: 1 вариант: деепричастия несовершенного вида, укажите способ их образования 2 вариант: причастный оборот с определяемым словом, выделите его графически. Вспоминаем то, что знаем Проверь себя

Человек, «глотающий книги», похож на путешественника,

знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя

читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя

самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими

наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным

свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до

конца откроется созданный писателем большой и

прекрасный мир.

(К.Г.Паустовский

)
1 вариант:
деепричастия несовершенного вида
2 вариант:
причастный оборот
и
определяемое слово.
Проверяем
Определяем проблему урока Образуйте от данных глаголов деепричастие. 1 ряд 2 ряд 3 ряд сказать заинтересоваться принести взвалить остановиться испечь Сказав заинтересовавшись принесши Взвалив остановившись испекши Проверьте себя Работа в группах.
Продолжаем наблюдения Поставьте данные глаголы в форму простого будущего времени и от основы образуйте деепричастия. Сделайте вывод. 1 ряд 2 ряд 3 ряд услышать прочесть нахмуриться Услышать – услышу – услыша Прочесть – прочту – прочтя Нахмуриться – нахмурюсь - нахмурясь Проверьте себя Работа в группах.
Определяем проблему урока От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Сформулируйте проблему урока. Как образуются деепричастия совершенного вида? От основы неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши, -ши. От основы простого будущего времени с помощью суффикса –а (-я).
Деепричастия совершенного вида обозначают_________ действие. Образуются от основы неопределенной формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов __________, от основы простого будущего времени с помощью суффикса________. Подберите примеры глаголов заданной структуры. ______ в ______ вши ______ ши ______ а Заполните места пропусков. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие. Образуются от основы неопределенной формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши, -ши, от основы простого будущего времени c помощью суффикса –а (- я).
Какие деепричастия совершенного вида, а какие несовершенного? Отнесите названия к соответствующему столбику . совершенного вида несовершенного вида Играя Звеня улыбаясь Просохши Прочитав разбежавшись Сделайте вывод, как можно различить деепричастия несовершенного вида и деепричастия совершенного вида Сравните свой вывод с информацией в учебнике .
Проверьте себя 1. Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми. 2. Деепричастие обозначает добавочное действие 3. Деепричастие совершенного вида отвечает на вопрос

что сделав? 4. Деепричастие может быть настоящего, прошедшего и будущего времени. 5.Деепричастие – неизменяемая часть речи. 6. Вид является непостоянными морфологическими признаками деепричастия. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях).
2, 3, 5
1. Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми.
2.

Деепричастие обозначает добавочное действие.

3. Деепричастие совершенного вида отвечает на вопрос:

что сделав?
4. Деепричастие может быть настоящего, прошедшего и будущего времени.
5. Деепричастие – неизменяемая часть речи.
6. Вид является непостоянными морфологическими признаками деепричастия.



1. Что было важным на уроке для каждого из

вас?

2. Что использовали для достижения

результата?

3. Все ли получилось? Что нужно, чтобы

получилось?

4. Что было ошибочным?

5. Что пожелали бы вы своим одноклассникам?

6. Какая работа понравилась?


В раздел образования