Напоминание

Стилизация в хореографии


Автор: Нигматуллина Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "ПППК"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Принципы сочинения стилизованного хореографического номера
Тема: Стилизация в хореографии
Дата публикации: 15.06.2022
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Принципы сочинения стилизованного

хореографического номера.

Стиль – это устойчивая целостность или общность образной системы,

средств художественной выразительности, образных приемов, характеризую-

щих произведение или совокупность произведений искусства.

Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов ху-

дожественного выражения, порождаемое живой практикой развития искус-

ства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в

развитии искусства, различных художественных направлений и индивиду-

альной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных обла-

стях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музы-

ке, хореографии и т. д.

Говоря о хореографии, можно заметить, что стили складывались и сменяли

друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, Клас-

сицизм, Просвещение, Сентиментализм, Романтизм и др.), каждое из кото-

рых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных

танцевально-пластических средств и характером их применения.

Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие,

как стилизация танца.

Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнава-

емых черт одного стиля или направления в другом.

Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или

исполнителя, творческого направления и школы. Явления стилизации в исто-

рии искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим,

между различными национальными культурами.

Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу историче-

ской и национальной среды, добиться многоплановости художественного об-

раза. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произ-

ведениях искусства.

Для создания стилизованного хореографического номера необходи-

мо учитывать правильный подбор музыкального материала, принципы

лексической разработки, костюмы исполнителей.

Взяв любой фольклорный музыкальный материал, умело создав на

него интересную аранжировку, добавив современные мотивы, звучания

современных инструментов, мы получаем интересный рабочий матери-

ал, который вдохновляет на новые идеи и задумки. Также можно ис-

пользовать и оригинал музыкального произведения. Подобная работа

происходит и с лексическим материалом - его так же стилизуют, модер-

низируют, добавляя к нему совершенно новые, выдуманные постанов-

щиком элементы, но обязательно в характере и стиле данного лексиче-

ского материала.

Мастерство современного хореографа, стилизующего какой - либо

танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акроба-

тические движения, трюки с истинно присущими движениями, того тан-

ца, который он стилизует.

Выбрав в себе образное начало, суть характера, «народный мотив»,

характерный танец не представляет собой точного подобия народной

пляски, не копирует фольклорный танец. Он поэтично и художественно

правдиво выражает народный дух, укрупняя и углубляя черты народного

характера, заложенные в первоисточнике. Вместе с тем характерный та-

нец определяет не только образность, выразительность и эмоциональ-

ность танца народного, но и вмещает в себе сплав различных видов сце-

нического танца.

Но порой стилизация танцев говорит о неграмотной переработке

первоисточника (фольклорного танца). Для точности воспроизведения и

обработки конкретного материала, постановщикам необходимо доско-

нально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также,

в конкретных особенностях развития техники хореографической стили-

зации.

На ряду с музыкальном материалом и выбором лексических движе-

ний важно, во что будут одеты исполнители. Именно костюм передает

образ исполнителя.

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма – от

бытовых форм к высокопрофессиональным – высвечивает довольно яс-

ную тенденцию – стремление к максимальному выявлению (обнажению)

кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использова-

нию трико, купальника, комбинезона, майки.

Эта тенденция подкрепляется тягой профессионального танца к аб-

страктности, к раскрытию выразительности именно в сложной и тонкой

кинетике движений, а не в потоке контактных или актерских построе-

ний.

Выразительную структуру танцевального костюма определяют:

♦ конструкция формы (объемы, линии, фасоны);

♦ фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная,

плотная, гладкая, ворсистая и т.д.);

♦ цвет, тон материала (ахроматический, хроматический, теплый, хо-

лодный, светлый, темный, яркий, бледный и т.п.);

♦ освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное,

искусственное, полное, частичное, цветное и т.д.).

Балетный костюм – эфемерное и вместе с тем обладающее немалой

силой воздействия порождение столь же призрачного и столь же могу-

щественного как танец, мира изобразительного искусства – результат

взаимного влияния этих двух искусств. Художники видят в нем вечно

живой источник творчества, меняется их подход к этому источнику, а

само время и изменяющийся танец влияют на него.

Стилизованные танцы набирают популярность. А идей костюма

именно для стилизованного танца часто не хватает. Если с традиционны-

ми костюмами все понятно и, в общем-то, просто, то над стилизованны-

ми костюмами приходиться ломать голову, чтобы он был узнаваемым и

в то же время современным. Стилизация широко применяется в модели-

рование костюмов для сценического образа.

Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики

танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной

звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.).

Поводя итог, можно сделать вывод, при правильном соотношение

всех трех составляющих: музыкального оформления, лексической разра-

ботки движения, оригинального костюма, создается интересный, ав-

торский хореографический номер.



В раздел образования