Напоминание

"Применение СТЕМ-МОДУЛЯ "Экспериментирование с живой и неживой природой" в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Багаева Нина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский №76" городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Стерлитамак РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Применение СТЕМ-МОДУЛЯ "Экспериментирование с живой и неживой природой" в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.06.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Багаева Нина Анатольевна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 76», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Применение

СТЕМ-МОДУЛЯ

«Экспериментирование

с

живой

и

неживой природой» в самостоятельной деятельности детей дошкольного

возраста

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф Уильям Эмерсон

В МАДОУ «Детский сад №76» педагоги активно применяют

STEM-

технологию в работе с детьми.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?

Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное

исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия,

математика, технология

Ведущая составляющая STEM обучения – это экспериментально-

инженерная деятельность.

Программа

STEM-образования

имеет

несколько

модулей.

И

все

образовательные модули взаимосвязаны между собой.

Наибольший интерес у

детей вызвал

образовательный модуль

«Экспериментирование с живой и неживой природой».

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает

детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их

взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также

со средой, в которой они находятся.

Целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и

неживой природой» является воспитание экологической культуры детей

дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме – опытно-

экспериментальной деятельности.

Для

исследовательской

деятельности

детей

была

преобразована

предметно-развивающая

среда

в

группе

и

создана

STEM-лаборатория

«Почемучка», соответствующая требованиям безопасности для жизни и

здоровья детей, достаточности, доступности расположения материалов и

оборудования.

Совместно с детьми мы разрабатывали и проводили

краткосрочные

проекты (в средней группе – «Лук – зеленый друг»; в старшей – «Ёлочка –

колкая иголочка», дети сравнивали семена ели и подсолнечника с целью

увидеть

сходства

и

различия

семян,

закрепления

представлений

об

особенностях ели; «Этот удивительный сахар»), которые помогли освоить

детям структуру проведения опытов.

Детское экспериментирование – это, прежде всего, активнообразующая

самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Активность в процессе экспериментальной деятельности идет полностью от

самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно

строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их

достижения.

В основе экспериментальной деятельности наших воспитанников лежит

жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных

впечатлениях

умение

самостоятельно

проверить

свои

предположения и сделать выводы.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,

переживаний Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком,

носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Благодаря этому он

познает мир, в который пришел.

Для того чтобы дети нашей группы не потеряли интерес к окружающему миру

мы поддерживали их стремление исследовать все.

Для положительной мотивации детей мы использовали различные

стимулы такие как:

− новизна, необычность объекта;

− сюрприз;

− мотив помощи;

− познавательный момент;

− ситуация выбора.

При самостоятельной экспериментальной работы детей мы убеждены,

что необходимо учить детей придерживаться следующих определённых

правил:

− самостоятельное

выдвижение

детьми

или

принятие

от

взрослого

познавательной задачи;

− анализ ее условий самостоятельно или с помощью воспитателя;

− выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах

решения познавательной задачи;

− отбор способов проверки возможных путей решения познавательной

задачи (при использовании карточек – алгоритмов, схем, рисунков –

символов);

непосредственную

проверку

выбранных

способов

решения

и

выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу

деятельности;

− анализ полученных фактов и формирование выводов;

− обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского

поиска.

Для проведения самостоятельных исследований нами были разработаны

различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов («Обследование

камней: размер, вес, цвет», «Воздух в почве», «Древесина, ее качества и

свойства», «Рассматривание шишек сосны и ели», «Пенный замок», «Игры с

магнитом») и рисунки-символы, подсказывающие, как и с помощью чего

можно изучить предмет.

Работа в лаборатории требует соблюдение техники безопасности. Их дети

составили совместно с игровым персонажем. Они очень просты и легко

запоминаются:

− бери только нужные для работы материалы;

− работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом на подносе;

− пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо

уверен, какое вещество ты пробуешь;

− лаборатория любит порядок: клади на место все материалы по окончании

работы.

Таким образом, в процессе самостоятельных исследований представления

детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются,

детские фантазии

и

представления

замещаются

реальным

объяснением

непонятного и неизвестного.



В раздел образования