Автор: Багаева Нина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский №76" городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Стерлитамак РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Применение СТЕМ-МОДУЛЯ "Экспериментирование с живой и неживой природой" в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.06.2022
Раздел: дошкольное образование
Багаева Нина Анатольевна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 76», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Применение
СТЕМ-МОДУЛЯ
«Экспериментирование
с
живой
и
неживой природой» в самостоятельной деятельности детей дошкольного
возраста
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф Уильям Эмерсон
В МАДОУ «Детский сад №76» педагоги активно применяют
STEM-
технологию в работе с детьми.
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?
Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное
исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия,
математика, технология
Ведущая составляющая STEM обучения – это экспериментально-
инженерная деятельность.
Программа
STEM-образования
имеет
несколько
модулей.
И
все
образовательные модули взаимосвязаны между собой.
Наибольший интерес у
детей вызвал
образовательный модуль
«Экспериментирование с живой и неживой природой».
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает
детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их
взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также
со средой, в которой они находятся.
Целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и
неживой природой» является воспитание экологической культуры детей
дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме – опытно-
экспериментальной деятельности.
Для
исследовательской
деятельности
детей
была
преобразована
предметно-развивающая
среда
в
группе
и
создана
STEM-лаборатория
«Почемучка», соответствующая требованиям безопасности для жизни и
здоровья детей, достаточности, доступности расположения материалов и
оборудования.
Совместно с детьми мы разрабатывали и проводили
краткосрочные
проекты (в средней группе – «Лук – зеленый друг»; в старшей – «Ёлочка –
колкая иголочка», дети сравнивали семена ели и подсолнечника с целью
увидеть
сходства
и
различия
семян,
закрепления
представлений
об
особенностях ели; «Этот удивительный сахар»), которые помогли освоить
детям структуру проведения опытов.
Детское экспериментирование – это, прежде всего, активнообразующая
самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Активность в процессе экспериментальной деятельности идет полностью от
самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно
строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их
достижения.
В основе экспериментальной деятельности наших воспитанников лежит
жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в
умственных
впечатлениях
умение
самостоятельно
проверить
свои
предположения и сделать выводы.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком,
носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Благодаря этому он
познает мир, в который пришел.
Для того чтобы дети нашей группы не потеряли интерес к окружающему миру
мы поддерживали их стремление исследовать все.
Для положительной мотивации детей мы использовали различные
стимулы такие как:
− новизна, необычность объекта;
− сюрприз;
− мотив помощи;
− познавательный момент;
− ситуация выбора.
При самостоятельной экспериментальной работы детей мы убеждены,
что необходимо учить детей придерживаться следующих определённых
правил:
− самостоятельное
выдвижение
детьми
или
принятие
от
взрослого
познавательной задачи;
− анализ ее условий самостоятельно или с помощью воспитателя;
− выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах
решения познавательной задачи;
− отбор способов проверки возможных путей решения познавательной
задачи (при использовании карточек – алгоритмов, схем, рисунков –
символов);
−
непосредственную
проверку
выбранных
способов
решения
и
выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу
деятельности;
− анализ полученных фактов и формирование выводов;
− обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского
поиска.
Для проведения самостоятельных исследований нами были разработаны
различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов («Обследование
камней: размер, вес, цвет», «Воздух в почве», «Древесина, ее качества и
свойства», «Рассматривание шишек сосны и ели», «Пенный замок», «Игры с
магнитом») и рисунки-символы, подсказывающие, как и с помощью чего
можно изучить предмет.
Работа в лаборатории требует соблюдение техники безопасности. Их дети
составили совместно с игровым персонажем. Они очень просты и легко
запоминаются:
− бери только нужные для работы материалы;
− работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом на подносе;
− пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо
уверен, какое вещество ты пробуешь;
− лаборатория любит порядок: клади на место все материалы по окончании
работы.
Таким образом, в процессе самостоятельных исследований представления
детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются,
детские фантазии
и
представления
замещаются
реальным
объяснением
непонятного и неизвестного.