Автор: Маркова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад № 63
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Игра - как развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Дата публикации: 18.06.2022
Раздел: дошкольное образование
Игра - как развитие социально-коммуникативных навыков у
детей среднего дошкольного возраста.
Белькевич Е.А., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 63
Общение является одним из основных условий развития ребёнка,
важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом
человеческой деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется
социально-коммуникативному развитию и воспитанию дошкольников, одному
из важнейших компонентов Федерального государственного образовательного
стандарта по дошкольному образованию.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и
со сверстниками. Основная причина этому – современные гаджеты: планшет,
телефон и компьютер; которые родители дают своим детям, заменяя тем самым
общение друг с другом. Для многих детей все труднее становится нормально
взаимодействовать с другими.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
процессе которой ребёнок развивается духовно и физически. Игра – это
своеобразный,
свойственный
дошкольному
возрасту
способ
усвоения
общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности
игры,
которую
психологи
и
педагоги
считают
ведущей
деятельностью дошкольника.
Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или
продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его
социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче
устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются
навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей
внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее
значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает
в игре. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха,
средством физического и общего воспитания.
В нашей группе разработана система работы по социально –
коммуникативному развитию детей.
Цель
:
-Повышение уровня коммуникативных навыков
-Активизация познавательного интереса у детей;
Основные задачи:
-Создать положительный эмоциональный настрой.
-Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
-Способствовать сплочению детского коллектива.
-Преодоление барьеров детей в общении;
-Создать возможности для самовыражения;
-Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия,
творческих способностей, выражения, речи.
Игры, которые мы используем для работы по развитию навыков
социально- коммуникативного развития детей:
1.Сюжетно-ролевая игра.
В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг
себя
в
жизни
и
деятельности
взрослых,
берут
на
себя
трудовые
или социальные функции взрослых людей; воспроизводят жизнь взрослых и
отношения между ними. Такие игры наиболее полно формируют личность
ребёнка, поэтому являются важным средством воспитания и развития детей.
2. Дидактическая игра.
Дидактическая
игра
выступает
как
средство
обучения
и
воспитания,
воздействующее
на
эмоциональную,
интеллектуальную
сферу
детей,
стимулирующее
их
деятельность,
в
процессе
которой
формируется
самостоятельность
принятия
решений,
усваиваются
и
закрепляются
полученные знания, а также формируются социально значимые черты
личности.
Особенно
эффективны
эти
игры
во
время
проведения
непосредственной
образовательной
деятельности
«Познание»,
«Коммуникация».
3. Коммуникативная игра.
Коммуникативная игра помогает детям в совместной деятельности найти
способ самовыражения, взаимного сотрудничества; где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг
друга.
4. Сенсорная игра.
Это игры,
которые
стимулируют
органы
чувства.
Большинство сенсорных игр сосредоточены
на
стимулировании
осязания,
зрения и слуха — потому что они более доступны. Сенсорная стимуляция
необходима
для
развития
мозга ребенка:
она
помогает
разиваться
соответствующим функциям, навыкам, умениям.
5. Подвижная игра.
Подвижная игра –
незаменимое
средство
пополнения ребенком знаний
и
представлений об окружающем мире.
В группе мною создана картотека коммуникативных игр, которая
постоянно пополняется новыми интересными играми.
Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных
навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие
в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в
направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним.
Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей
коммуникативных способностей.
Исходя из цели и поставленных задач, из проделанной работы; мы видим,
что игра является эффективным средством развития общения и становления
доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста,
способствует гармонизации, социализации и коммуникации ребенка.
Литература:
1.
Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве. – М.: ЭКСМО, 2014. - 369 c.
2.
Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.-
272 стр.
3.
Розум С. И.
Психология социализации и социальной адаптации
человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.