СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Автор: Шманова Ольга Валерьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ЧОУ "Православная классическая гимназия имени Андрея Рублева" Населённый пункт: Электросталь Наименование материала: статья Тема: СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Раздел: полное образование
Чтение
-
особый
вид
речевой
деятельности,
это
процесс
одновременного
восприятия
и
понимания
письменного
текста.
Это
глубоко
внутренний
процесс,
состоящий
в
интерпретации
текста,
которая
подразумевает
словесное,
предметное
и
смысловое
понимание.
Понимание
текста
основано
на
предметной
и
языковой
компетенции.
Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели - формирование,
развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и
жанра. В качестве средства - это выполнение разнообразных упражнений.
Совершенно
очевидно,
что
чтение
-
это
очень
важный
процесс,
без
которого
серьезное освоение языка весьма затруднительно.
Чтение
является
специфическим
видом
общения,
который
теснейшим
образом
связан
с
письмом,
слушанием
и
отчасти
с
говорением,
которые,
в
свою
очередь,
дополняют друг друга как виды речевой деятельности. Если письмо представляет собой
своеобразное «переложение» устной речи в письменную, то чтение является переводом
письменной речи в устную.
Навыки чтения формируются во время целенаправленного и длительного обучения.
Чтение всегда подчинено его главный задаче — пониманию письменных сообщений. По
этой причине развитие понимания читаемого материала во время формирования навыков
чтения у детей находится в тесной связи с развитием процессов восприятия. С развитием
и
автоматизацией
навыков
чтения
понимание
опережает
процесс
восприятия,
что
проявляется в появлении смысловых догадок, угадывании смысла по отдельным словам.
На
дальнейших
этапах
развития
чтения
понимание
читаемого
материала
осуществляется уже на базе схватывания смысла целых предложений и слов. Чтение в
этом случае опирается на предвосхищение «дальнейшей» мысли, которая относится уже
не к фразе или слову, а к абзацам или тексту в целом.
В
методике
изучения
иностранных
языков
чтение
–
это
совершенно
самостоятельный
вид
речевой
деятельности,
которой,
в
свою
очередь,
предоставляет
возможность письменной формы общения. Чтение занимает одно из ведущих мест по
применимости, доступности и важности.
Чтение на иностранном языке – это сложное речевое умение, используемое для
получения новой информации, которая заключена в графических источниках, называемых
текстом,
и
поступает
по
зрительному
каналу.
Известно,
что
освоение
чтения
на
иностранных языках это сложный процесс. Понимание читаемого материала возможно
только при наличии целого ряда факторов, которые обеспечивают этот процесс:
1. Владение некоторым языковым материалом
2. Наличие некоторых умений и навыков
Во
время
чтения
читающему
нужно
производить
подобные
мыслительные
операции, как обобщение и сравнение, синтез и анализ, конкретизация и абстрагирование,
установление причинно-следственных связей и др.
Для того чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, нужно, во-
первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, проследить за успешностью его
протекания
с
помощью
соответствующих
упражнений
и
заданий.
Эти
моменты
взаимообусловлены и взаимосвязаны. При развитии мотивации чтения очень важная роль
отводится качеству текстов.
Исследователи-методисты
отмечают
тот
факт,
что
учащиеся
справляются
с
трудными, но увлекательными текстами лучше, чем с простыми, но бессодержательными.