Автор: Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: "Логопед в детском саду "
Дата публикации: 22.06.2022
Раздел: дошкольное образование
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, умываться, кувыркаться.
Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была
чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка
На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Задание № 5. Физкультурная минутка
«Толя - альпинист»
Задание № 6. «Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата,
конструктор, пирамидка.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Строчки из стихотворений:
Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
Квадратик - «Колобок».
А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые - «Веселые ребята».
Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
Крик баранов - «Молчание ягнят».
Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги - «Горячие головы».
Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на
один звук
Например, на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например, на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 9. «Фонематический слух»
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные
фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы
можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса
щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например:
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в
середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги
передают мяч друг другу, высказываются).
Упражнения для глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим все по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава»-
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там, вдали?
А теперь на кончик носа,
Повтори так восемь раз Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом их мы закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать!
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка
На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.