Напоминание

Рабочая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, вариант 7.2.) 2-4 классы


Автор: Пешкина Вера Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ " Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2 "
Населённый пункт: село Таштып, Таштыпского района, Республики Хакасия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, вариант 7.2.) 2-4 классы
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

РАССМОТРЕНО:

Методическим объединением

учителей

Протокол №___ от

«____»_________20___г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________/_____________

«____»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________/______________

«____»_________20___г.

Рабочая программа

по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-

волевой сферы обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.1, вариант 7.2.)

2-4 классы

Педагог – психолог: Пешкина В.В.

Квалификационная категория: нет

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с задержкой

психического развития

(вариант 7.1, вариант 7.2.) со 2-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования высших психических функций и эмоционально-

волевой сферы. Данная программа составлена на основе программы Федерального государственного общеобразовательного стандарта

начального общего образования, выбранной с учетом учебного плана МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2» на

2021-2022учебный год.

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического

развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных

действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план).

Настоящая коррекционно-развивающая программа направлена на

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста. В работе по данной программе следует

опираться на книгу Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников».

Цель программы: создание комплексного формирования высших психических функций (ВПФ), содействие психическому и

личностному развитию детей младшего школьного возраста с ЗПР .

В процессе реализации программы решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

Корректировать

внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма

внимания).

Корректировать и развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция,

орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и

монологическая речь).

Корректировать и развивать памяти (кратковременной, долговременной).

Корректировать и развивать зрительное восприятие.

Развевать слуховое восприятие.

Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности,

соразмеренности движений).

Сроки реализации

Согласно учебному плану занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 40

минут. 1 занятие в неделю – 35 учебных недель.

Этнокультурный компонент

Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства призвана обеспечивать:

- передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев создать условие для приобщения учащегося к

материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у него этнического самосознания и

достоинства;

-осознание учащегося себя членом мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру с

зарубежной;

Традиционная культура и быт хакасского народа, других народностей, предоставленных в республике Хакасия, могут и должны служить

источником этнокультурного наполнения содержания образования, в том числе на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Благодаря принципу этнокультурного наполнения на занятиях решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью,

что помогает осуществить практическую направленность обучения. Усвоение языковых понятий должно осуществляться на конкретном

материале, хорошо знакомом ребенку. Это дает широкие возможности показать ребенку, что все те понятия и правила, с которыми они

занимаются на занятиях, родились из потребностей жизни.

Использования этнокультурного компонентов на занятиях позволяет конкретизировать учебный материал, лучше представить его, а

полученные знания применить на занятиях, помогут расширить кругозор школьника.

Этнокультурный компонент носит познавательный характер; ребенок изучает объекты окружающие действительности.

Формы работы при реализации программы: групповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для

младшего школьника. Курс рассчитан на 35 занятий для обучающихся 2 – 4-х классов (1 час в неделю).

Структура коррекционно – развивающих занятий:

Ритуал приветствия.

Рефлексия предыдущего занятия.

Разминка.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

Содержание программы 2-4-ых классов (35 часов)

п/п

ТЕМА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1

Запомни и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной

памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои

движения).

2

Посмотри вокруг

Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления

(абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

3

Поисковичок

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление

закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы.

4

Мозговой штурм

Развитие

зрительной

опосредованной

памяти.

Развитие

логического

мышления. Развитие произвольности движений.

5

Шифровщики

Развитие

мышления

(процессы

обобщения).

Развитие

опосредованной

памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

6

Посмотри и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление

закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость).

7

Ассоциации

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.

8

Внимательный мухолов

Развитие внутреннего плана действий. Развитие произвольности движений.

9

В стране Геометрике

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие

пространственных представлений.

10

Выбери главное

Развитие

словесно-логического

мышления

(выделение

существенных

признаков). Развитие внутреннего плана действий. Развитие произвольности

движений (помехоустойчивость).

11

Аналогии

Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего

плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить

движение).

12

Одинаковое, разное

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений

(помехоустойчивость). Развитие воображения.

13

Найди и объедини

Развитие

вербальной

опосредованной

памяти.

Развитие

мышления

(установление закономерностей).

14

Пословицы

Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления.

Развитие зрительной памяти.

15

Поисковичок

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция

сравнения).

16

Логик гейм

Развитие

логического

мышления.

Развитие

произвольного

внимания

(устойчивость). Развитие чувства времени.

17

Составь слова

Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания

(переключение).

18

Воображариум

Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие

логического мышления.

19

Веселый поезд

Развитие

логического

мышления.

Развитие

произвольности

(помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).

20

Магазин головоломок

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления

(операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.

21

Путешествие к инопланетянам

Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени.

Развитие опосредованной памяти.

22

Калейдоскоп

Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).

23

Мухоловы

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы

синтеза).

24

Архитекторы

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-

образного

мышления.

Развитие

произвольности

движений

(умение

затормозить движение).

25

Художники

Развитие

невербального

мышления.

Развитие

пространственных

представлений. Развитие воображения.

26

Кто здесь лишний?

Развитие

вербального

мышления

(обобщение).

Развитие

слухового

восприятия.

27

Мозговой штурм

Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти.

Развитие мышления (установление закономерностей).

28

Мир слов

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного

внимания (устойчивость).

29

Многообразие слов

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной

памяти. Развитие чувства времени.

30

Поисковик

Развитие логической памяти. Развитие произвольности (помехоустойчивость

интеллектуальных процессов).

31

Художники

Развитие

понятийного

мышления.

Развитие

воображения.

Развитие

пространственных представлений.

32

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольности

движений (умение затормозить движения).

33

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Развитие

вербального

мышления

(обобщение).

Развитие

мышления

(абстрагирование).

34

Юные художники

Развитие

понятийного

мышления.

Развитие

пространственных

представлений. Развитие воображения.

35

Подумай и запомни

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной

памяти.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

2 класс

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;

учиться прогнозировать события;

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

учиться делать выводы в результате работы;

учиться графически оформлять изучаемый материал;

моделировать различные ситуации;

усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

учиться договариваться и приходить к общему решению;

учиться понимать эмоции и поступки других людей;

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

3-4 классы

Регулятивные УУД:

извлекать необходимую информацию из текста;

определять и формулировать цель в работе;

учиться делать осознанный выбор;

планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

адекватно оценивать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учиться контролировать свою речь и поступки;

учиться толерантному отношению к другому мнению;

формулировать своё собственное мнение и позицию.

Основные методы программы

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для

расширения межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право - лево»

и «верх - низ», «впереди - сзади», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса,

зрительно- моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр

и т.д.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр,

двигательных ритмов, рисования. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций,

произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как

плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д.

Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, ускоряется продолжительность адаптационных

механизмов к процессу обучения.

Метод звукодыхательных упражнений

направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает

самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма играет существенную роль в формировании межполушарных связей.

Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через различные приемы.

Метод подвижных игр

обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности,

Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих

полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

В результате движений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их

выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно,

интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.

Конструктивно-рисуночный метод

Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ), сомато- пространственный гнозис, зрительно-пространственное

восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

Релаксационный метод

Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает

психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию

синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним

конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Календарно-тематическое планирование

Название раздела Тематика занятий

Дата проведения по

плану

Дата проведения

Примечание

Запомни и найди

Посмотри вокруг

Поисковичок

Мозговой штурм

Шифровщики

Посмотри и найди

Ассоциации

Внимательный мухолов

В стране Геометрике

Выбери главное

Аналогии

Одинаковое, разное

Найди и объедини

Пословицы

Поисковичок

Логик гейм

Составь слова

Воображариум

Веселый поезд

Магазин головоломок

Путешествие к инопланетянам

Калейдоскоп

Мухоловы

Архитекторы

Художники

Кто здесь лишний?

Мозговой штурм

Мир слов

Многообразие слов

Поисковик

Художники

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Юные художники

Подумай и запомни



В раздел образования