Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном возрасте
Автор: Михеева Юлия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37" Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном
возрасте.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от
него
защиту.
Можно
назвать
много
факторов,
влияющих
на
увеличение
пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий
фактор. Ежегодно происходят сотни пожаров от детской шалости с огнем,
неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожарах –
это гибель детей, чаще всего гибнут дети дошкольного возраста.
Причиной жертв среди детей становится незнание ими элементарных правил
поведения
на
пожаре,
отсутствие
навыков
обращения
с
огнем
и
огнеопасными
предметами
и
материалами,
которые
могут
явиться
источниками
загорания.
Малышей
во
время
пожара
отличает
пассивно-
оборонительная позиция: ребенок в пылающем доме от страха прячется под
кровать, в шкаф или иное укромное место, вместо того чтобы уйти или
позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он самостоятельно не может
спастись.
Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, их
зачаровывает эмоциональная картина яркого пламени. Но дети, в отличие от
взрослых, абсолютно не отдают себе отчет в том, чем это может закончиться.
Они тянутся ко всему, что может вызвать огонь, такой зачаровывающий и
такой манящий: к спичкам, разного рода зажигалкам. Это естественно для их
природы, это путь познания нового, неизвестного, но он может привести к
трагическим последствиям.
Запреты
тут
не
помогут.
Дошкольники
во
многом
подражают
взрослым,
которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со всеми
бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода
электроприборами,
которых
сейчас
большое
количество
в
доме.
И
дети
пытаются копировать действия взрослых – часто втайне от них, в одиночку
или со сверстниками, братьями, сестрами, потому, что для них – это игра,
хотя, увы, игра очень опасная. Чтобы изменить отношение человека к этой
проблеме,
нужно
уже
на
дошкольном
этапе
развития
ребёнка
начинать
заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение
людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым
благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
У
детей
дошкольного
возраста
преобладает
правополушарный
тип
мышления, им свойственно эмоционально-образное, интуитивное восприятие
окружающего.
Поэтому
в
работе
с
ними
целесообразно
использовать
средства,
воздействующие
на
зрение
и
слух,
на
кинестетический
(двигательный),
обонятельный
и
тактильный
анализаторы.
Необходимо
применять средства наглядности, художественные тексты. Чем выразительнее
преподносится
текст,
тем
отчетливее
возникают
образы
в
душе
ребенка.
Эмоционально-образное
изложение
материала
способно
найти
свое
отражение
в
продуктивной
деятельно сти
(рисовании,
л е п ке ,
конструировании)
и
в
немалой
степени
–
в
процессе
свободной
самостоятельной
деятельности
детей.
Ведущее
место
в
развитии
дошкольника
занимает
игра,
поэтому
в
формировании
основ
личной
и
пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры (сюжетно-
ролевые, театрализованные, подвижные, игры-драматизации и другие).
Работают с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного
поведения воспитатели, можно привлекать медицинского работника,
методистов пожарно-технического центра и родителей. Формы работы могут
быть самыми разнообразными.
Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности
должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами
не в ладах с этими правилами. Вопросы безопасности детей в детском саду и
дома должны подниматься и обсуждаться на родительских собраниях.
Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей
помогут получить необходимый совет или профессиональную помощь.
Родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной
безопасности, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать
свою ответственность перед детьми и за детей.
Только систематический подход к воспитанию навыков безопасного
поведения у дошкольников позволяет сформировать навыки самосохранения,
умение избегать ситуаций с неприятными последствиями, а значит
эффективно способствовать сохранению здоровья и жизни ребенка.