Напоминание

Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном возрасте


Автор: Михеева Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование правил пожарной безопасности в дошкольном

возрасте.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Ежегодно происходят сотни пожаров от детской шалости с огнем, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожарах – это гибель детей, чаще всего гибнут дети дошкольного возраста. Причиной жертв среди детей становится незнание ими элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источниками загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно- оборонительная позиция: ребенок в пылающем доме от страха прячется под кровать, в шкаф или иное укромное место, вместо того чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он самостоятельно не может спастись. Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, их зачаровывает эмоциональная картина яркого пламени. Но дети, в отличие от взрослых, абсолютно не отдают себе отчет в том, чем это может закончиться. Они тянутся ко всему, что может вызвать огонь, такой зачаровывающий и такой манящий: к спичкам, разного рода зажигалкам. Это естественно для их природы, это путь познания нового, неизвестного, но он может привести к трагическим последствиям. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со всеми бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме. И дети пытаются копировать действия взрослых – часто втайне от них, в одиночку или со сверстниками, братьями, сестрами, потому, что для них – это игра, хотя, увы, игра очень опасная. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, им свойственно эмоционально-образное, интуитивное восприятие окружающего. Поэтому в работе с ними целесообразно использовать средства, воздействующие на зрение и слух, на кинестетический (двигательный), обонятельный и тактильный анализаторы. Необходимо применять средства наглядности, художественные тексты. Чем выразительнее преподносится текст, тем отчетливее возникают образы в душе ребенка. Эмоционально-образное изложение материала способно найти свое отражение в продуктивной деятельно сти (рисовании, л е п ке , конструировании) и в немалой степени – в процессе свободной
самостоятельной деятельности детей. Ведущее место в развитии дошкольника занимает игра, поэтому в формировании основ личной и пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры (сюжетно- ролевые, театрализованные, подвижные, игры-драматизации и другие). Работают с детьми по формированию у них основ пожаробезопасного поведения воспитатели, можно привлекать медицинского работника, методистов пожарно-технического центра и родителей. Формы работы могут быть самыми разнообразными. Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома должны подниматься и обсуждаться на родительских собраниях. Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей помогут получить необходимый совет или профессиональную помощь. Родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной безопасности, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. Только систематический подход к воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников позволяет сформировать навыки самосохранения, умение избегать ситуаций с неприятными последствиями, а значит эффективно способствовать сохранению здоровья и жизни ребенка.


В раздел образования