Автор: Грачева Наталья Леонидовна
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: МОУ "Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска"
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час по теме: "Воины -интернационалисты"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города
Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель ШМО
классных руководителей
Микляева Е.В.
_____________________
Конспект классного часа
по теме: «Воины – интернационалисты»
посвящен выводу Советских войск из Афганистана
целевая аудитория: обучающиеся 5 класса
Составитель:
Грачева Н.Л.
учитель ПТО «Швейное дело»
Февраль 2022 год
г. Катав-Ивановск
Конспект классного часа в 5 классе по теме: «Воины – интернационалисты».
Посвящен 15 февраля – День вывода советских войск из Республики Афганистан.
Тема
«Воины – интернационалисты». 15 февраля – День вывода советских войск из Республики Афганистан.
Цели
- Познакомить школьников с понятием воины - интернационалисты.
- формировать представление о мужестве, долге, чести российского солдата.
- воспитывать чувство глубокого уважения и почитания к людям защищавшим нашу Родину в горячих точках.
Планируемые
результаты.
Регулятивные УУД: определять цель и задачи деятельности на занятии с помощью учителя.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и умений; добывать новые знания: находить
необходимую информацию из беседы учителя; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учиться вступать в беседу и обсуждение на занятии и
в жизни; устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты.
Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать, свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий
результат.
Методы
проведения
рассказ, беседа, игры, просмотр фото и видео.
Оснащение
Фото, видеофрагмент, карточки задания.
Ход классного часа
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающихся
1.
Вступительная часть:
Самоопределение к деятельности, организационный этап
Постановка проблемы
Добрый день! Как всегда каждый год в феврале мы чествуем воинов, мужчин, защитников
и все наши мероприятия посвящены этой теме.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слова «СОЛДАТ» и «ВОИН»
Слушают.
станут ненужными и незнакомыми. Войны на нашей планете не прекращаются с древних
времен. Мы часто говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те
страшные дни, но, к сожалению, забываем, что в истории нашей страны были и другие войны.
Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по фотографиям нашего города. (показывает
указкой на фотографии на доске).
Знакомы ли вам эти сюжеты?
В нашем городе, в пешеходной части улицы Ленина есть сквер Победы. Там расположены
Памятник Неизвестному солдату, Аллея Героев Советского Союза, а также обелиски
пограничникам и войнам-интернационалистам.
Смотрят, слушают.
Отвечают.
Рассматривают фотографии.
Кто такие пограничники вы скорее всего знаете?
- Постановка целей и задач
А как вы думаете, кто же такие войны-интернационалисты?
Об этом мы сегодня узнаем на нашем классном часе.
(прикрепляет на доску тему урока и предлагает ребятам прочитать).
Тема классного часа «Воины – интернационалисты».
Сегодня на уроке мы должны узнать, кто такие войны -интернационалисты, где они служат и
почему у нас в городе каждый год проводят торжественные мероприятия с возложением
цветов в сквере Победы.
Отвечают, объясняют.
Обдумывают, пытаются ответить.
Один читает, остальные слушают.
Слушают.
2. Основная часть:
- Актуализация знаний
Ребята, поднимите руку те, кто слышал по телевизору из новостей, о такой стране как
Сирия.
Сегодня российские военнослужащие находятся за пределами страны в составе
миротворческих групп из разных стран, которые, участвуют в боевых действиях против
террористов и способствуют установлению мира там, где идет гражданская война. Так, сейчас
в Сирии находится группировка российских войск.
А когда-то давно, наша страна, тогда она ещё называлась СССР, также решила оказать
помощь дружественной стране Афганистан. Для наших военных она началась в 1979 году, 25
декабря, когда первые солдаты были переброшены в Республику Афганистан. Война в
Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. (показывает на доске сюжеты военных
действий)
Возможно отвечают.
Слушают.
Рассматривают фото на доске и
раздаточный материал на местах.
Слушают рассказ учителя.
Через эту войну прошло 550 тысяч советских солдат и офицеров, из них:
72 человека получили звание Героя Советского Союза.
свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле,
311 человек пропали без вести.
К сожалению, установить мир в Республике Афганистан в то время не удалось. И к 15
февраля 1989 году правительством Советского Союза войска были выведены с территории
Республики Афганистан. Солдат - участников этой войны стали называть «Воинами –
интернационалистами», а этот день стал Днём памяти воинов-интернационалистов,
принимавших участие в боевых действиях в разное время на территориях разных
государств, информация о которых строго умалчивалась.
Сегодня 15 февраля 2022 г., 33 годовщина вывода советских войск из Афганистана.
(показывает на фото).
Слушают.
Рассматривают фото и слушают.
Вывод войск проходил через пограничную реку Амурдарья, его назвали мост Дружбы.
А как вы думаете, если в нашем городе есть такой памятник, участвовали наши земляки в
этой войне?
Катав-Ивановский район не остался в стороне от тех страшных событий. Буквально с
первых дней военного конфликта молодых людей из нашего района начали направлять на
службу на территорию дружественной республики.
Известно, что интернациональный долг в республике Афганистан исполняли 155 наших
земляков, призванных на службу в ряды Советской Армии. Сегодня на территории района
проживают 104 ветерана афганских событий, из них – 40 юрюзанцы, 64 – катав-ивановцы и
жители сёл. 49 человек из них уже умерли.
Двое погибли - катав-ивановец, командир миномётного взвода парашютно-десантного
батальона Валерий Борисович Денисов (1962-1982 г.г.), юрюзанец, водитель миномётной
батареи погранвойск Сергей Николаевич Воробьёв (1962-1982 г.г.). Они награждены орденами
Красной Звезды посмертно.
Рассуждают, обдумывают, отвечают.
Слушают.
Каждый год 15 февраля в сквере Победы проходит митинг посвященный выводу советских
войск из Афганистана.
Ветераны местного отделения Боевого братства под руководством ветерана боевых
действий в Афганистане Алексея Воробьева каждый год возлагают цветы к обелиску воинам-
интернационалистам и проводят торжественные мероприятия во Дворце культуры.
Рассматривают фото. Слушают.
Рассматривают фото раздаточного
материала на своих местах. Слушают.
Рассматривают фото. Слушают
А также цветы возлагают школьники и студенты нашего техникума. Обучающися нашей школы тоже
каждый год участвуют в этих торжественных мероприятиях.
О войнах- афганцах нашего района был снят документальный фильм «Наш Афган»
(просмотр отрывка), полностью фильм можно посмотреть в группе нашего класса в ВК.
Рассматривают фото, обсуждают.
Слушают
Смотрят видеоотрывок.
Мы с вами немного устали и физминутка у нас сегодня будет тоже солдатская.(предлагает
встать рядом с партой и выполнить, читает стих )
Молодцы!
А теперь давайте вместе попытаемся сформулировать определение кто такие «Воины –
интернационалисты», чем они отличаются от обычного военнослужащего?
«Воины – интернационалисты» - это военнослужащие, сотрудники госбезопасности,
которые принимали или принимают участие добровольно или по долгу службы в вооружённых
конфликтах на территории иностранных государств. Они сражаются далеко от своей Родины,
чтобы помочь братским народам отстоять свое право на независимость и не дать противнику
подступить к самым нашим рубежам.
Мир и покой у соседей – это залог мира и на нашей территории. Ведь захватчики
ненасытны, и подчинив себе одну страну, они сразу думают о следующей.
В последствии участия советских войск в афганской войне посчитали «ошибкой». Многие
18-летние парнишки на этой войне быстро повзрослели и начинали смотреть на жизнь
иначе, думать иначе, чувствовать иначе. Именно здесь они узнали настоящее боевое
братство, настоящую мужскую дружбу, потому что цена твоему поступку, твоему слову –
Выполняют рекомендации учителя.
Рассаживаются на свои места.
Обсуждают, высказывают свое
мнение.
Слушают.
жизнь твоя и твоих товарищей.
- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности.
Ну а теперь давайте проверим, на сколько вы дружные ребята и готовы ли защищать свою
родину. Вам нужно разделиться на 2 команды. (Приложение «игры»)
1). Разминка. «Отгадай загадки».
2). Найди пару. Чьи головные уборы?
Кто чем управляет? Кому что нужно?
Назовите к каким видам войск принадлежат солдаты на изображениях.
А знаете ли вы, кем служили ваши папы? (показывает фото папы и предлагает
ответить чей папа)
3). «Донеси мину». Представим ситуацию, вы с другом разминировали мину. Эту мину
нужно аккуратно донести в безопасное место.
Задание. Нужно вместе донести мяч от начала до конца кабинета и не уронить. У каждого
участника одна рука на поясе, а другой рукой держат мячь.
Молодцы! Справились с заданием. Только вместе дружно можно выполнить все задания.
Делятся на команды по рядам
Отгадывают по очереди.
Выполняют задание в командах.
Отвечают.
Выполняют задание в командах.
Меняются напарниками.
Слушают.
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов
С каким новым понятием мы сегодня с вами познакомились?
Где выполняют свой долг Воины – интернационалисты?
- Рефлексия
Что вам понравилось сегодня на уроке?
Спасибо за урок! Урок окончен.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Приложение «Игры»
1). Разминка. «Отгадай загадки».
1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ... (страну)
2. Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь ... (пограничником)
3. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять
И служить не на земле, а на военном ... (корабле)
4. Самолет парит, как птица, там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью наш солдат – военный ... (летчик)
5. Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом управляется ... (танкистом)
6. Можешь ты солдатом стать плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота – ждет тебя, солдат, ... (пехота)
7. Любой профессии военной учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было ...(войны)
8. Вот стальная птица в небеса стремится,
А ведёт её пилот. Что за птица? (самолёт)
9. Глазами не увидишь, руками не возьмёшь.
А без него в атаку не пойдёшь… (ура)
10. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полет наш российский... (вертолет)
11. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился... (парашют)
12. Под водой железный кит, днем и ночью он не спит.
Под водой гуляет, нашу землю охраняет. (подводная лодка)
13. И на суше, и на море он всегда стоит в дозоре.
И страну не подведет – нарушитель не пройдет! (пограничник)
14. Полосатая рубашка, вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волной поспорить, ведь его стихия – море. (моряк)
15. Заменит робота-машину – сам обезвредит бомбу, мину.
Совсем не должен ошибаться, чтобы в живых потом остаться. (сапер)
16. Уважения достоин смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться, незамеченным остаться,
Все запомнить, разузнать утром в штабе рассказать. (разведчик)
17. Широкие крылья на солнце горят,
Вы видите в небе воздушный отряд.
Круги, повороты и снова круги,
Летят чудо - птицы один за другим. (летчики)
18. Экипаж его бесстрашный защищает мирный труд,
И бойцы из круглой башни всем врагам отпор дадут. (танкисты)
2). Найди пару. Чьи головные уборы?
Кто чем управляет?